Why so serious?

Если вы просыпаетесь рано утром, распахиваете настежь окно и видите счастливых прохожих, яркое солнце, абсолютную чистую мечту, повисшую в воздухе, – тому есть два объяснения. Первое – шизофрения, второе – в учебниках истории Америки XX века написано прим

Режиссер: Зак Снайдер
В ролях: Малин Акерман, Билли Крудап, Мэттью Гуд, Джеки Эрл Хейли, Джеффри Дин Морган, Патрик Уилсон, Карла Гуджино и другие.

Если вы просыпаетесь рано утром, распахиваете настежь окно и видите счастливых прохожих, яркое солнце, абсолютную чистую мечту, повисшую в воздухе, – тому есть два объяснения. Первое – шизофрения, второе – в учебниках истории Америки XX века написано примерно следующее.

В 1940-е годы Америке открывается существование супергероев, называющих себя «Хранители», чье активное участие в политической, военной, гражданской жизни делает их общественной элитой.

Никсон переизбирается три раза. Война во Вьетнаме длится всего неделю, спасая тысячи жизней обеим сторонам. Гонка вооружений приносит огромные доходы, а убийство Кеннеди – далеко не тайна. На фотоинсталляции Уорхола – не Мерилин Монро, а Ночная Сова. Космические полеты возможны не только на шаттлах. Из-за конфликта интересов политиканами издается специальный закон, запрещающий ряженым супергероям вести свою деятельность. Кто-то уходит на покой и живет обычной человеческой жизнью, кто-то по-прежнему вершит самосуд над преступниками. Однако угроза ядерной атаки все еще не столь призрачна.

– Что стало с американской мечтой?
– Она стала реальностью!

1985 год. В отеле, в номере 3001 подло убит Эдвард Блейк, больше известный как Комедиант. Дело берется расследовать Роршах – пенс среди суперменов. Придерживаясь теории, что это только начало цепочки убийств, Роршах, сам того не желая, копает все глубже, разбирает чужое грязное белье, вспоминает былые времена «Хранителей» и совсем не подозревает, чем все кончится...

С убийства Комедианта и начинается история «Хранителей», свежего шедевра кровавого режиссера Зака Снайдера по комиксам Алана Мура. Переписывать легенду – работа опасная. Потому что если она не станет эпохальной, уступит в яркости предыдущим воплощениям, – можно складывать клюшки и рисовать крест на трудовой книжке. Снайдер явно знал, на что соглашался, и как он позже признается, не для своей чести: «Я не хочу кого-то конкретного обидеть, но студия обычно довольно быстро находит того, кто без разговоров делает все так, как его просят. В итоге по «Хранителям» выйдет ужасный фильм, а виноват буду я». Зря он согласился или нет – решит история, которая Алана Мура уже не обрекла на бесславие.

Просмотр «Хранителей» – это восстановление устного пересказа занимательной книжки со стенографического судебного отчета. Поминутные флешбеки туда и обратно по кусочкам собирают всю картину. Но понять, где центр повествования, на чем строится картина, трудно. Для идеи мира во всем мире он слишком мал. Для рассказа о судьбе «Хранителей» – слишком огромен. Это гармонично выстроенная история трех десятилетий, жизни горстки суперменов, растекающиеся словно концентрические круги, врезаясь друг в друга, как капли дождя на совершенной поверхности водной глади. Экранного времени, и без того затянувшегося, явно мало для более обстоятельного объяснения со зрителем.

Поколение Х

– Жизнь жестока ко всем, девочка. Ливень льет на святых так же, как на грешных.

Первое поколение сверхлюдей, давшее зеленый свет беспорядкам и кровопролитиям, зарабатывая пенсию коррективами в политический заказ, от простой человеческой жизни не ушли. Все, что осталось от былой славы – коллективное фото, не озаренное ореолом вечной славы – так смотрят старый школьный альбом, водя пальцем по именам и вспоминая, кто гниет в тюрьме, а кто в могиле.

Второе поколение умнее и деликатнее, однако не менее несчастно. Центральный персонаж, самый настоящий супергерой, полубог, усилием мысли способный стереть в порошок всю Солнечную систему, – Доктор Манхэттен. Просто потому, что у Америки есть такой молот, она вольна вершить все что вздумается. Герой, само собой, не так прост, как кажется. Будучи совершенным оружием, он ударяется в философию, с каждым вздохом понимая, как далек от человечества, и чуть ли не напевая «Угроза ядерной войны меня нисколько не...» Правда, а зачем нас спасать? За что нас любить, если мы, надеясь на что-то высшее, не поддающееся осмыслению, упорно убиваем друг друга, насилуем, врем? В мире Мура-Снайдера главная особенность суперменских характеров – сомнение, саморазрушение и злоба. Компьютерная программа, дающая сбой. «В этом мире у Бэтмена не стоит».

«Не стоит» у Комедианта, всю жизнь игравшего людьми как куклами за чертой закона, циничного, мерзкого пересмешника, который в лучшие годы убивал и женщин, и детей, вообще всех подряд, – на пенсии он ходит к своему заклятому врагу Молоху поплакаться, не желая быть тем, кем был. «Не стоит» у Роршаха, мрачного палача, на лице которого вырисовываются одноименные картинки, – его жажда справедливости никому не нужна. Несмотря на черное прошлое и незаконное настоящее, это самый вменяемый персонаж из всех, не погрязающий в собственных переживаниях, знающий цену лжи и беспутства.

«Не стоит» у семейки Юпитер – мисс состарилась и никому не нужна, миссис не может разобраться в своих чувствах к Доктору Манхэттену и Ночной Сове, у которого, в свою очередь, тоже «не стоит» – вздрагивающий от одного вида собственного костюма, он растерян и напуган до полусмерти законом, запрещающим супергероев. Планку пока держит разве что Озимандиас, заработавший свой первый миллиард просто открыв миру лицо. За здоровым интересом к науке кроется не просто незаурядный ум и пытливость, но и действительно любовь к людям, сочувствие им.

Мягко говоря, за кулисами суперсилы творятся самые что ни на есть страсти. В ряженой вечной молодости – все как у Чижа – ей снился соло-гитарист и иногда учитель пения. Запутанная личная и публичная жизнь всех персонажей превосходит все мыслимые мерки энтропии голливудского кино. Разобраться, кто хороший, а кто плохой – довольно трудно. Явно положительных персонажей нет, равно как и явно отрицательных. Доктор Зло и Доктор Айболит виртуозно тасуются, меняясь местами с каждым новым эпизодом.

– Представляешь, нам не о чем больше писать. Все в этой стране, во всех странах мира ходят держась за руки, дружно поют о мире, о любви. Это стало похоже на какую-то глобальную коммуну хиппи.

Конец сценарным зверствам кладет вынужденное убийство миллионов ради спасения миллиардов. Супергерои, забыв про собственные жизни и прихоти, в одночасье кладут себя в мясорубку, откуда выйдет дивный новый мир – мир, где все люди братья, и в ряженых никто не нуждается. Их, в общем, и нет. Те, что сохранили лицо и предпочли не ввязываться в столкновение добра и зла, живут как люди. Кто хотел справедливости – мертв.

Красота по-голливудски

«Хранителей» по-настоящему оценят фанаты Мура и Шанель, знатоки американских реалий 80-х, поклонники деятельности эпохальных маньяков и сумасшедших, и просто меломаны, графоманы и экоманы. А это, согласитесь, уже неплохая аудитория, которая значительно расширяется за счет умелого использования бюджетных средств.

Однако первое, что ударяет большим молотом по голове зрителя – не точно выверенные, дорогие и замысловато отрисованные спецэффекты, не кастинг (большинство актеров практически впервые попали на большой экран), не фантасмагоричность и виртуозная операторская работа, и даже не картинка, поспорить с красотой которой в силах только разве что «Фонтан» Аранофски. Саундтрек. На «раз» Снайдер включает Боба Дилана, на «два» – Саймон и Гарфанкель, «три» – из динамиков льется «Аллилуйя» Леонарда Коэна, Лори Юпитер и Ночная Сова нежно целуются, а искушенный зритель впадает в беспамятство. Сюда попали и Хендрикс, и Марш Валькирий. Как говорится, каков поп...

Показать настолько реальное действие в нереальном мире, настолько правильных героев в неправильной реальности могло стоить создателям как минимум душевного здоровья. Однако результат превзошел самые смелые ожидания – эпопея про супергеройское закулисье, вышедшая на мировой экран в марте 2009-го, отправляет в корзину все суперменские саги вместе взятые, построенные на классических канонах и поющие вечную славу защитникам планеты от злых гениев. Зритель видит не подвиги. Он видит изнанку жизни необычных замечательных людей, со всей грязью, «по-черному», с убийствами и расчлененкой, где кровь тоннами стекает с жертв всевозможных званий и возрастов. А Снайдер манерно делает довольное лицо и шепчет перед самыми финальными титрами... «Чё такой серьезный?»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
Делайте так и будете стройняшкой. Нутрициолог — о том, как не наесть лишние килограммы за Новый год
Марина Лубешко
Мнение
«Дают — бери, бьют — беги». Эксперт из Екатеринбурга ответил, кому сейчас точно стоит покупать квартиру
Михаил Хорьков
руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимости
Мнение
«Хочу, чтобы на ТНТ больше никогда не снимали новогодние комедии». Честный отзыв про ремейк «Бриллиантовой руки»
Мария Филиппова
Рекомендуем
Знакомства
Объявления