Апокалипсис в нирване

Везде одно и то же. Умирают люди от наркотиков и алкоголя. Умирает город от старости. Умирают дома в городе и квартиры в домах. Жизнь останавливается, леденеет кровь. Все временное начинает...

Режиссер: Игорь Волошин

Актеры: Ольга Сутулова, Мария Шалаева, Артур Смольянинов, Михаил Евланов, Андрей Хабаров, Дмитрий Ицкович и др.

Везде одно и то же. Умирают люди от наркотиков и алкоголя. Умирает город от старости. Умирают дома в городе и квартиры в домах. Жизнь останавливается, леденеет кровь. Все временное начинает разлагаться, и появляется первооснова, вечное. Распад открывает дорогу к истине. Распад на английском языке звучит как «нирвана».

Сегодня фильм «Нирвана» представляют крупнейшие кинокомплексы города. Сюжет фильма несложен. Медсестра со сказочным именем Алиса (Ольга Сутулова) приезжает в Петербург. Ее соседями по квартире оказывается пара наркоманов Вэл (Мария Шалаева) и Валера Мертвый (Артур Смольянинов). Вэл работает барменом в ночном клубе. Она давно никому не верит и привыкла рассчитывать только на себя. Прекрасно понимая, что Мертвого просто несет по жизни, и за нее он зацепился ненадолго, Вэл ради любви готова на все. В силу обстоятельств она оказывается одна и в этот момент понимает, что в целом мире остался только один близкий человек – Алиса.

– А потом все закончилось, это были 90-е годы.
– Зато сколько нового началось: бананы, сникерсы…

Как ни странно, сюжет в «Нирване» оказывается далеко не главным. Странные люди живут в странном пустом годе. Экстравагантная внешность персонажей, где продумана каждая деталь, создает яркие образы, имеющие мало общего с действительностью. Агрессивный make-up, креативные сложные прически, платья с кринолинами, обувь на пятидюймовой платформе – такими предстают две главные героини, которым еле исполнилось по 18. Обе, оторвавшись от семьи, ищут смысл в окружающем пространстве.

Для Вэл реальность размазывается в бесконечную попытку удержать возле себя любимого человека, расплатиться с его нескончаемыми долгами и уехать в пасторальную сказку – деревню с лошадками, коровками и курочками.

Алиса предстает как концентрат режиссерской философии, в центре которой – любовь и сострадание к ближнему. Ее лицо выражает немного эмоций: она как ангел, спустившийся на грешную землю, достаточно бесстрастно выправляет завалы в людских жизнях. Ей недоступно желание, сжигающее все на своем пути. Ее взор всегда чист, даже тогда, когда блестит слезой страдания. Безнадежность, которая душит окружающих, не в состоянии поколебать ее: она исследует мир, четко зная всему цену.

Вычурность и ядовитая яркость персонажей входит в резкий контраст с черно-серым Питером. Продуманные до мелочей образы героев – и не поддающийся порядку и чистоте омертвевший город. Подчеркнуто литературная речь людей – и загаженное до невозможности пространство улиц и комнат. Город, сохранивший в себе остатки былого великолепия, уже обречен. Здесь нельзя жить, но можно философствовать. Вэл и Алиса рассуждают о вещах, которые оказываются для них важны по-настоящему. О том, что спрятано за толстым слоем туши, теней и помад, за наркотиками и алкоголем.

– Все не важно, если доброты нет, – глубокомысленно скажет одна.

– А хорошо было в детстве болеть, да? – отзовется другая. – В садик можно было не ходить, и мама целый день была рядом, дома.

Перебивая друг друга, две 18-летние девчонки вспоминают об автоматах, в которых стоял один стакан на всех, и из которого можно было напиться газировки за три копейки или минералки за одну. Помнится, такие агрегаты стояли в продуктовых магазинах в 80-е годы, когда героиням, видимо, было по минус пять лет.

Но, скорее всего, такой подход режиссера к логике не является показателем его невнимательного отношения к собственному творению. Фильм символичен насквозь: город, люди, их возраст, в конце концов, – лишь оболочка для авторской мысли. Здесь важны не персоналии, а важны слова. В диалоге о 90-х одна из девушек произнесет: «Просто однажды все ушло, и ничего не пришло взамен». Это – главное. Пришли маски, а не эмоции; пришла видимость существования, а не жизнь: осталась форма – красивые фасады и памятники, а содержание умерло, оставив за золочеными фигурами и резными воротами оскверненные квартиры и потерянные души.

– Страшно не то, что сейчас вот так живешь без любви, а что так и вся жизнь может пройти.

Ощущение после просмотра фильма напомнило мне чтение романов Достоевского. Очевидно, что сравнивать творение классика и дебют современного режиссера, единственными достояниями которого пока являются демонстрация фильма на Берлинском кинофестивале и приз за лучший дебют на сочинском «Кинотавре» – почти кощунство. Но, тем не менее, они похожи. Похожи безысходностью, ощущением конца. Причем апокалипсис этот не в окружающей действительности, он в человеческой душе. Выхода создатель фильма вам не укажет, поэтому если вы готовы найти его сами, «Нирвана» – это ваше кино.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Хочу, чтобы на ТНТ больше никогда не снимали новогодние комедии». Честный отзыв про ремейк «Бриллиантовой руки»
Мария Филиппова
Мнение
«Тихий ужас остается тихим ужасом». Главный редактор E1.RU — об итогах 2024 года
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Дают — бери, бьют — беги». Эксперт из Екатеринбурга ответил, кому сейчас точно стоит покупать квартиру
Михаил Хорьков
руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимости
Рекомендуем
Знакомства
Объявления