15-летие окончания института мы запланировали отметить оригинальным способом: поучаствовать в «Майской прогулке», которую вот уже четверть века традиционно организует УГТУ-УПИ.
Причём решили сразу «оттянуться по максимуму»: выбрать из пешеходных маршрутов самый протяжённый, 50-километровый. Опираясь на прошлогодний опыт «самодеятельного» 40-километрового путешествия по обочинам автодорог, я предполагал, что и 50 км окажутся не намного труднее. Тем более что по предварительным комментариям организаторов (да и по картам «Майских прогулок» прошлых лет) маршруты прокладываются большей частью по грунтовым дорогам, хорошо утоптанным тропам и насыпям железнодорожных линий. Однако на сей раз организаторы приготовили сюрприз в виде преодоления сложных участков пересечённой местности. В результате пришлось выбиться из рассчитанного нами 10-часового регламента (50 км со скоростью пешехода 5 км/час) почти на два «сверхурочных» часа.
Начало же было вполне безоблачным…
В воскресенье 18 мая к 08:00 часам утра мы собрались на старте у корпуса физтеха УГТУ-УПИ. Ясное солнечное утро, всеобщее оживление, бурлящая толпа у регистрационных столиков. (Нынешних данных пока не обнародовано, но в прошлом году, например, в «Майской прогулке» участвовало свыше 5300 человек — большей частью, конечно, студентов). Велосипедисты кучкуются, проверяют своих «железных коней»: им предстоит проехать 60 км. Пешеходам предлагается несколько маршрутов с красивыми названиями — «Шарташская кругосветка» (18 км), «Юбилейная» (25 км), «Марафон независимых» (42 км)… И ещё один, за незамысловатым наименованием которого — «Классика» — скрывается увесистая протяжённость в 50 км. Стартовое «окно» — по скользящему графику: длинные дистанции с 06:30 до 10:00, короткие — с 07:30 до 11:00. Отдельный старт для тех, кто решил бегом преодолеть марафонскую дистанцию (нашлись и такие).
Итак, выбираем «Классику». Платим стартовый взнос (по 70 руб. с человека), получаем карту с нанесёнными маршрутами, описание-маршрутизатор, заполняем анкеты и — вперёд.
Асфальт улицы Малышева вскоре сменяется тенистыми дорожками лесопарка Каменные палатки (где-то здесь, по преданию, экстремист Свердлов проводил тайные собрания, подбивая пролетариат на революцию). Первый контрольный пункт (КП-1) — на берегу озера Шарташ. Самое яркое впечатление от первого этапа — ретивая собаченция, которой длина цепи позволила выскочить через щель в заборе одной из дач. «Гав! Гав!», — ревностно исполняя служебный долг, залаяла она и… обалдело умолкла: на неё надвигалась вереница из полусотни людей. Видимо, осознав, что столько народу ей ни в жизнь не перекусать, собака издала горлом какой-то изумлённый полувсхлип-полулай, очень похожий на «Вау?!», и быстро скрылась в той же дыре, из которой столь опрометчиво выскочила.
Путь до КП-2 запомнился свалками вокруг Изоплита, деревянными будками туалетов без дверей («российский экстрим!»), и переходом по мосту над Екатеринбургской кольцевой автодорогой. Именно здесь по обочинам высятся двухметровые высохшие «скелеты» зонтичных растений с довольно толстым и твёрдым трубчатым стволом — прямо как хвощи или плауны эпохи динозавров. Что это за растения, и почему остались только здесь, сказать невозможно. Но наломали их с большим энтузиазмом: одни фотографировались с ними, другие устроили фехтование, а велосипедисты даже приторочили к седлам. Кстати, о велосипедистах: во многих местах наши маршруты совпадали, поэтому мы частенько мешали друг другу при движении. Желательно всё же, чтобы трассы «всадников» и «пилигримов» пересекались как можно реже.
Отрезок пути до КП-3 будто специально решил проверить нас на прочность. Довольно большое расстояние пришлось проделать по грунтовой дороге «в чистом поле» — и как назло, под обильным проливным дождём. Складной зонтик — плохая защита от ливня, который лупит то сверху, то сбоку. Дорога моментально раскисла, кроссовки начали скользить и покрываться налипшим грунтом. Но это были ещё «цветочки». «Ягодки» ждали нас при преодолении лесного массива перед КП-3. Примерно посередине тропа привела нас в сильно заболоченную низину. И если поначалу ещё удавалось перепрыгивать по скользким кочкам, то чем дальше — тем всё меньше и реже становились эти кочки. По нашим наблюдениям, ни один человек не смог преодолеть эту западню, не промочив ноги. А уж возгласы, которые непроизвольно издавали «гуляющие», невозможно передать словами. «Надо было поставить здесь в кустах диктофон, — заметил кто-то. — Вот эксклюзивчик бы записали!»… Когда мы удалялись в лес, позади раздались очередные визги и вопли: в ловушку попала следующая партия «гуляющих»…
Шутки шутками, а с мокрыми ногами далеко не уйдёшь. Хорошо тем, кто взял в дорогу запасные носки. Ещё лучше подошли бы запасные кроссовки, но такой атрибут оказался у считанных единиц. Зато следующий участок пути до КП-4 был удобным и живописным — по сухому смешанному лесу. Душу грел ещё тот факт, что молодой человек из судейской команды КП-3 пустил слух, будто на КП-5 нас будут кормить (как оказалось впоследствии, гражданин соврамши). Кстати, еду мы с собой не захватили, ибо понадеялись, что, как и в предыдущие годы, на последних КП путников будут ждать гречневая каша из полевой кухни и горячий чай. Напрасно надеялись! На большинстве КП была только питьевая вода…
Опять начал накрапывать дождь, когда мы устремились к КП-5. Дорога преподнесла ещё несколько заболоченных низин. Но с той, что перед КП-3, им было не сравниться, поэтому мы «без потерь» преодолели их. Затруднение вызвал только переход по жёрдочке через топкое место, но и здесь мы справились успешно, хватаясь за соседние кусты. Воображение потрясла гигантская ель на поляне: её нижние ветви образовали настоящий шатёр. Жаль, что шёл приличный дождь, поэтому я не рискнул воспользоваться цифровым фотоаппаратом и ель не сфотографировал…
На КП-5 мы вспомнили анекдот советской эпохи: «Товарищи, мы идём к коммунизму семимильными шагами, скотина за нами не поспевает, так что кормить в пути вас никто не обещал». В смысле, здесь развеялись наши надежды на горячий чай с кашей. Зато на КП дежурила «Скорая помощь». (Вторая «Скорая» дежурила на следующем КП-6. И, кстати, их услуги оказались востребованными: некоторые из «гуляющих» подцепили по дороге клещей).
Следующий отрезок запомнился очень протяжённым переходом по насыпи вдоль железнодорожных путей. Погода наладилась, выглянуло солнце, и стало ощутимо припекать. Через некоторое время мы увидели толпу народу, которая металась по рельсам взад-вперёд. Судя по карте, где-то здесь нужно было сворачивать на лесную просеку. Но какой-то лесной тролль сорвал бумажную метку (остался невразумительный клочок). По описанию-маршрутизатору, приметой поворота должен был служить «изгиб ЛЭП». После спонтанной дискуссии о том, можно ли считать лёгкое искривление ЛЭП «изгибом», или его следует искать дальше, а также после сравнения анкерных и промежуточных опор «коллективный разум» решил, что это всё-таки нужное место, и мы продолжили путь по просеке. Далее вышли на КП-6 на берегу озера, и здесь окончательно уверились, что горячего питания «не светит»: «гуляющим» раздавали сухое печенье, а вместо чая была всё та же вода.
Отдохнув минут 15, вышли на финишную прямую. Но расслабились мы рано: впереди ещё ждали испытания. Тропа завела в сумрачную чащобу прямо-таки Берендеевского леса. Стена заболоченных зарослей сомкнулась с обеих сторон. А петляющая тропа то и дело приводила на шаткие гати из осклизлых древесных стволиков. Преодолевали мы их 5 или 6 раз, причём создалось впечатление, что мы зигзагами форсируем одну и ту же длинную канаву, то туда, то обратно.
Наконец, мы выбрели к очередным свалкам, за ними замаячили горки Шарташского лесопарка. Ещё немного — и показался КОСК «Россия». Ура — асфальт!!! Мост, улица Малышева — и торжественный финиш возле УГТУ-УПИ примерно в 19:45 (по регламенту финишировать разрешено до 21:00). Наконец-то — вожделенные пряники и овсяное печенье (стоять в очереди за чаем ни сил, ни времени не было). Зато получили на память значки и сертификаты участников, а также оставили пару рекомендаций в «Книге отзывов».
Итак, подведём итоги путешествия
Атмосферными осадками организаторы, разумеется, не управляют. Нам же было бы целесообразнее иметь при себе не зонтик, а плёночный «дождевик».
Введённые в заблуждение словом «прогулка», к преодолению заболоченных участков местности большинство «гуляющих» были практически не готовы (иначе экипировались бы, как на марш-бросок по пересечённой местности). Впрочем, те же отзывы довелось слышать и от велосипедистов (те, кто выехал в путь на «городских» велосипедах типа «Камы», явно не ожидали вместо прогулки угодить в «штурм-трофи» с каменными осыпями и грязевыми ваннами, где даже горные «веловездеходы» порою теряли крылья и другие элементы).
Насчёт питания — мы, конечно, сами виноваты, что «раскатали губу». Организаторы на этот счёт никаких обещаний не давали, а «опыт прошлых лет» не должен был вводить в заблуждение: всё хорошее рано или поздно заканчивается. Причём — неожиданно. Поэтому лучше на всякий случай всегда брать продукты с собой (груз невелик), не надеясь на «благодетелей».
Питьевой режим был обеспечен хорошо: почти на каждом КП ждали фляги с водой. Однако лично мне ничуть не помешали три взятых с собой жестянки с тониками-энерджайзерами. Кофеин, таурин и прочие тонизирующие ингредиенты пришлись как нельзя кстати после изматывающего преодоления заболоченных низин и аналогичных «прелестей» маршрута. Кроме того, с каждой выпитой жестянкой сумка становилась всё легче, и это психологически стимулировало столь же постепенно убывающие силы (примерно как у воздушного шара, на который грузят мешки с балластом, и постепенно от них избавляются).
Достаточно хорошо организован контроль безопасности: на старте каждый участник сдаёт анкету с контактными реквизитами (место работы, адрес, телефоны) и получает личный номер. На каждом КП, ставя путешественнику отметку о прохождении, одновременно регистрируют этот личный номер. Так что при необходимости можно быстро определить, на каком отрезке пути потерялся человек. Это очень эффективно, учитывая, что в гигантскую лесную «карусель» на маршрутах «Майской прогулки» оказываются вовлечены несколько тысяч человек.
Отдельный разговор — о клещах. По уверениям организаторов, площадки вокруг КП обработаны спецсредствами. Однако участки маршрута типа чащобной тропы за КП-6, скользких бревенчатых переправ через топи вынуждают хвататься за ветви кустарников. И хотя большая часть клещей обитает в траве (поэтому на отдых лучше садиться на пенёк или что-то подобное, да и то — как можно реже), но и в кустарнике этих негодяев хватает. Урал — регион, весьма неблагополучный по клещевым инфекциям: энцефалиту (от которого есть прививки), лайм-боррелиозу (от которого прививок не существует); а по последним медицинским данным — ещё и моноцитарному эрлихиозу и гранулоцитарному анаплазмозу (от которых прививок тоже нет). Это следовало бы учитывать при разработке маршрутов, чтобы не превращать спортивно-оздоровительное мероприятие в «русскую рулетку».
На мой взгляд, удобнее было бы проводить «майскую прогулку» не в воскресенье, а в субботу — чтобы можно было денёк отлежаться, восстановиться перед работой. Потому что я, например, в понедельник явил собой образ медленно ковыляющего паралитика.
А в целом — прогулка понравилась. Записали себе в «актив» преодоление 50-километрового маршрута по пересечённой местности, прекрасным и запоминающимся образом ознаменовали юбилейную годовщину окончания института. Посмотрели новые места, хорошо пообщались (за что выражаю признательность спутникам — Игорю и Елене). А также увидели большое количество молодёжи, штурмующей туристские тропы — кто пешком, кто на велосипедах. В общем, впечатлений хватит надолго.