![Эксклюзивный коктейль из музыки, зла и сказки Эксклюзивный коктейль из музыки, зла и сказки | www.e1.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Режиссер: Тим Бёртон
В ролях: Джонни Депп, Хелен Бонем-Картер, Алан Рикман и другие
«Все-таки Время, куда ни глянь, сплетает все вещи и события в одно непрерывное полотно, тебе не кажется? А мы привыкли кромсать эту ткань, подгоняя отдельные куски под свои персональные размеры», – размышлял один из персонажей писателя Харуки Мураками. В искусстве последнее наблюдение подтверждается изо дня в день: отражение мыслей авторов филигранно распилено на виды, жанры и отдельные темы. Но иногда из стройного ряда привычных клише выбиваются одно-два произведения, в которых смешение правил дает совершенно неожиданный эффект.
– Что вы делаете?! – Отчаянные времена, миссис, требуют отчаянных мер. Всем нужно бриться, да и у нас с начинкой не будет проблем...
Именно такое превращение произошло с последним творением Тима Бёртона «Суинни Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», премьера которого состоялась во многих крупнейших кинокомплексах России. В одном из мегаполисов на презентации фильма девушки в пышных нарядах с более чем странными прическами предлагали публике рубиновые напитки в высоких бокалах и пирожки с непонятной начинкой.
Смысл перфоманса стал понятен позже, когда сама кинолента предстала как эксклюзивный коктейль, соединивший в себе триллер, мюзикл и сказку, – и подарила новый вкус зрителю. Картина, где кровь хлещет фонтанами, забрызгивая камеру оператора, не вызывает страха. Мюзикл, где поет даже Джонни Депп, не рождает в душе сладостного наслаждения мелодиями. Безупречно очерченные маски и амплуа персонажей не позволяют с головой погрузиться в сюжет. Более того, привычный хруст попкорна исчезает из зала. Почему?
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Потому что Время дает старт совершенно иному восприятию происходящего: здесь все как в реальной жизни. Нужно успеть принять все, что преподносит режиссер, и удержаться при этом на месте: зритель должен остаться в центре карусели, не выпуская ничего из своего поля зрения. В фильме вы найдете и ужасы, и сказку, облеченную в музыкальную форму, и черный юмор... И сложите, хотите того или нет, целостную картину из разных жанровых плоскостей.
Каждой составляющей фильма можно уверенно поставить «отлично». Режиссер блестяще восстанавливает гнетущую атмосферу средневековья с одной стороны и проецирует на внешнюю среду чувства героя с другой. Гипертрофированное восприятие им жизни передает продуманная цветопередача: до своей трагедии Суинни Тодд воспринимает происходящее в пасторальных бело-розовых тонах. На десятой минуте повествования зритель погружается в черно-серую действительность средневекового Лондона. Причем оттенков серого цвета – неимоверное множество: это и бледно-серые лица главных героев, и приглушенно-красные потоки крови, словно припорошенные тончайшим слоем пепла, и темно-серый, почти черный дым из труб мрачных зданий на фоне ночного неба.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
События фильма разворачиваются вокруг одного персонажа, который посвятил все свои помыслы чувству мести. Остальные герои кружатся возле Суинни как планеты вокруг Солнца, на которое нашло затмение, и каждый несет на себе его сумрачную печать. Они все, за исключением, пожалуй, миссис Ловетс, схематичны, как маски древнегреческого театра.
Судья Толпин (Алан Рикман) – воплощение зла, его помощник в исполнении Тимоти Спалла – олицетворение подлости; дочь Тодда – эталон красоты и невинности, а ее возлюбленный – идеал первой чистой любви. Ярлыки навешаны, и каждый актер работает, не помышляя выйти за их границы. И в этом есть смысл – ведь они, как искусная огранка, придают дополнительный блеск настоящему бриллианту.
– Суинни, вы убили человека, который не сделал вам ничего плохого! – Он узнал меня и пытался шантажировать. – А-а, ну, тогда ладно. А то я думала, что вы рехнулись...
Суинни Тодд в исполнении Джонни Деппа воплощает образ мрачного демона из известного мюзикла. История о маньяке-парикмахере, который мстит всему миру за обиду, нанесенную ему 15 лет назад, получает свое второе рождение. Теперь не нужно ехать на Бродвей, чтобы прикоснуться к популярному спектаклю. Достаточно уметь читать – фильм идет на языке-оригинале с субтитрами на русском.
Итак, Тодд живет в своем мире темных грез и, не получая от того удовольствия, несет зло в окружающий мир. Вселенская печаль и отрешенность владеют его взглядом, и ничто не в силах извлечь его оттуда.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Он когда-то потерял жену и дочь, теперь считает Лондон бездонным колодцем грязи и лжи и безжалостно убивает своих клиентов, но отправляет их не в преисподнюю, а на кухню для приготовления пирогов. Вдохновительницей таких подвигов выступает миссис Ловетс (Хелен Бонем-Картер), безнадежно и давно влюбленная в героя Деппа.
История незамысловатая и давно известная, но приемы, использованные Тимом Бёртоном, ставят ее на голову выше фильмов с подобным сюжетом.
Добавьте к этому безупречную работу художников, гримеров и костюмеров – и получите разгадку особого стиля «Парикмахера с Флит-стрит» – странного кино, в котором слишком мало штампов, чтобы нравиться всем, и слишком много авторских экспериментов, чтобы забыть его сразу после просмотра.