В обстановке строжайшей секретности в российский эфир вышел "Щит"љ- лучший американский полицейский сериал, обладатель "Эмми" и "Золотого глобуса".
В комнату для допросов, где сидит респектабельный педофил, удерживающий где-то восьмилетнюю девочку, входит здоровенный лысый полицейский. Из бумажного пакета он достает и ставит на стол бутылку виски, зажигалку "Зиппо" и телефонный справочник. Потом мягко спрашивает, где девочка. Подозреваемый презрительно спрашивает: "Ты что, собрался играть в плохого и хорошего копа?" "Плохой и хороший копљ- это для простаков. Яљ- другой коп. Где девочка?" Первым в ход идет справочникљ- удары пухлым томом не оставляют следов.
Лысый и вправду другой коп. Сериал "Щит", посвященный спецподразделению полиции Лос-Анджелеса, появился как вызов канонам индустрии: откровенное насилие, полицейская коррупция, дилеры, с которыми копы заключают соглашения, маньяки, пытки на допросах и прочая полицейская рутина большого города стали постоянным фоном для исследования самых запутанных моральных парадоксов. С этой недели лучший американский сериал о полиции вышел на канале СТСљ- почти без рекламы, как рядовое событие, глубокой ночью.
В районном отделении полиции Лос-Анджелеса новый начальникљ- латиноамериканец, который никогда не патрулировал улицы. Пока он говорит тронную речь о сотрудничестве полиции с населением и усилиях по наведению порядка, один из его новых подчиненных, белый накачанный Вик Мэки, загоняет юного чернокожего дилера в мексиканскую бакалею. Парень не сопротивляется, но Мэки жестоко его избивает. Когда дилер падает, Мэки говорит: "Это за то, что бегал". Самые качественные американские сериалы пытаются избавиться сейчас от своего мыльного прошлого, принимая на вооружение арсенал большого кинематографа.
"Секс в большом городе" и "Клиент всегда мертв" снимаются по всем законам кино с тщательным построением ракурсов, талантливыми крупными планами, подчас выдающимся звуком и широким простором для актерских возможностей. "Щит" от прошлого не отказывается. Возможно, это и не нужно. Избыточную изысканность заменяет достоверность, стремительный ритм и литературно безупречные диалоги. История отряда под командованием Мэки, петляющего между преступлением ради кармана к подвигом ради закона, длится уже два сезонаљ- сериал стартовал в 2002 году, получив с тех пор "Эмми" и "Золотой глобус". Фанаты обсуждают на форумах ницшеанство и прочие занимательные темы, рисуют комиксы по мотивам Щита, что вполне оправдано: адекватной заменой этой истории мог бы стать японский анимационный сериал.
Нам же любопытно будет сравнить "Щит" с "Ментами", которые в пору своего расцвета вполне могли бы поспорить со своими американскими коллегами если не в живописности, то в общей одаренности. И, углубившись в сравнение, занятно обнаружить, до какой степени "Менты"љ- разумно построенный продукт.
Создатели российского сериала, которым нужно было сохранить хорошие отношения с милицией, от которой многое зависело, и одновременно сделать искреннюю постановку, совершили аккуратную подмену. Они взяли совершенно достоверных героев и поместили их в совершенно достоверную среду, знакомую каждому зрителю. Вычеркнули только самое брутальное: избиения в комнатах для допросов и источники доходов милиционеров. Взять у бандитов компьютеры или мебель для отделения российские менты могут, а так живут на зарплату.
В сущности, "Менты" вовсе не про ментов, этот сериал являлся скорее растянутым на бесчисленные серии моментальным снимком людей и их времени. "Щит"љ- это "Плохие менты". Создателей сериала интересовала именно полиция, точнее, взаимодействие закона государства и закона улиц и те мутации, что происходят с копами под давлением всех этих законов. Вышло, что герои смотрят на город как на огромную биологическую машину вроде тропического леса, где у каждого своя функция, будь то дилер, педофил, простой обыватель или полицейский. Перед насилием, деньгами и смертью все равны.