Образование обзор «Оценка им не нужна, а наказание необходимо». Помогут ли двойки за поведение победить школьных хулиганов

«Оценка им не нужна, а наказание необходимо». Помогут ли двойки за поведение победить школьных хулиганов

Своим мнением поделились директор школы, репетитор и глава родительского комитета

Бабушки и дедушки помнят оценки за поведение, их отменили только в 1989 году | Источник: Надежда Тихомирова / 45.RUБабушки и дедушки помнят оценки за поведение, их отменили только в 1989 году | Источник: Надежда Тихомирова / 45.RU

Бабушки и дедушки помнят оценки за поведение, их отменили только в 1989 году

Источник:

В российских школах с 1 сентября в пробном режиме вернут оценки за поведение. Об этом РИА Новости сообщил министр просвещения Сергей Кравцов. По каким критериям будут оценивать дисциплину школьников, пока не понятно, но предполагается, что из-за двойки за поведение ребенка могут не допустить до экзаменов.

Перестанут ли дети стоять на ушах из-за того, что в дневнике появится новая оценка? Корреспондент E1.RU обсудил этот вопрос с главой Свердловского родительского комитета, директором екатеринбургской школы и репетитором.

История вопроса

Оценки за поведение ставили ученикам еще в Российской империи, отменили их после революции, в 1918 году.

Спустя 25 лет (в 1943 году) оценки снова вернулись в советские школы. Пятерку ставили «за безупречное поведение», тройку — «за серьезное нарушение», а за двойку могли и исключить из школы.

В 1970 году оценки заменили короткой характеристикой. Поведение оценивали как «примерное», «удовлетворительное» или «неудовлетворительное». Из-за «неуда» ребенка могли не допустить к экзаменам.

Так продолжалось до марта 1989 года, пока оценки за поведение не отменили.

8 февраля 2025 года Владимир Путин поручил правительству обсудить с профессиональным и родительским сообществом целесообразность введения оценки за поведение. Он настоял на том, что такая отметка должна быть равнозначна другим. Отчитаться о результатах кабмин должен до 1 июля.

При этом председатель СПЧ Валерий Фадеев предложил не допускать к выпускным государственным экзаменам детей, которые получили «неуд».

«Этим ребятам оценка за поведение не важна — им чем хуже, тем лучше»

Людмила Золотницкая — председатель Свердловского родительского комитета, руководитель Национальной родительской ассоциации, рассказала E1.RU, что помнит оценки за поведение, так как сама училась в школе, когда их еще ставили.

Критерии такой оценки были понятны: нужно было носить школьную форму, ответственно дежурить, не опаздывать на уроки, сдавать макулатуру, металлолом и участвовать во всех классных и школьных мероприятиях. Правда, даже тогда у учителей были свои любимчики.

Родители, увидев пятерку за поведение, радовались тому, что у них «хороший ребенок». Вот только «официально хорошие дети» могли курить за школой, пока классный руководитель ничего не видит. «Хорошими» они оставались лишь на время занятий.

Двоечникам и хулиганам на оценку за поведение было всё равно, а некоторые вели два дневника: один для школы, а другой для родителей. С электронным дневником такой номер не пройдет, хотя случаи взлома этой программы уже были.

— Оценки за поведение ушли в прошлое. Хорошие девочки и мальчики выросли, некоторые даже с комплексами: быть хорошим для всех, но не для себя, — уверена Людмила Золотницкая.

<p>Людмила Золотницкая</p><p>Людмила Золотницкая</p>

И теперь психологи учат их, что мнение окружающих неважно, живите, как считаете нужным, у вас есть право быть собой. Эти мамы и папы воспитывают новые поколения детей с другими представлениями о приемлемом поведении.

Эксперт уверена, что оценки за поведение никак не улучшат дисциплину в школе | Источник: Елена Латыпова / NGS55.RUЭксперт уверена, что оценки за поведение никак не улучшат дисциплину в школе | Источник: Елена Латыпова / NGS55.RU

Эксперт уверена, что оценки за поведение никак не улучшат дисциплину в школе

Источник:

Эксперт подчеркнула, что до сих пор непонятно, какие критерии будут у оценок за поведение, ведь оценивать соблюдение правил внутреннего распорядка в школе по пятибалльной шкале сложно.

При этом оценивать внешний вид ребенка, в том числе цвет волос, недопустимо по закону «Об образовании». Как и запрещать им проходить на уроки.

— А вот реальная история одной из школ нашего региона: девочкам запрещали носить классические брюки в школу, даже в холод, зимой, потому что завуч была уверена, что именно девочки не должны носить брюки. Для педагогов такого ограничения не было, — напомнила Людмила Золотницкая. — Пришлось объяснить администрации школы, что такое требование незаконно. Вопрос: если бы дали возможность таким педагогам оценивать поведение ребенка с синими волосами и девочки в брюках, какую оценку им бы поставили?

Еще один пример. Мальчик с разбегу ногами бьет в грудь девочку, это снимают на видео и выкладывают в интернет. Поставить этому мальчику двойку за поведение, а тем, кто снимал этот ужас, — тройку? Думаю, что этим ребятам оценка за поведение не важна — им чем хуже, тем лучше. Оценка им не нужна, а вот наказание уголовное, административное, гражданско-правовое в зависимости от возраста и последствий необходимо.

<p>Людмила Золотницкая</p><p>Людмила Золотницкая</p>

Главные вопросы ко всей этой инициативе: что конкретно оцениваем, как избежать субъективности, как оценка повлияет на будущее ребенка, чем подтвержден ее воспитательный, педагогический эффект?

Наталья Певнева уверена, что есть другие, действительно рабочие методы профилактики недопустимого поведения | Источник: Игорь До / E1.RUНаталья Певнева уверена, что есть другие, действительно рабочие методы профилактики недопустимого поведения | Источник: Игорь До / E1.RU

Наталья Певнева уверена, что есть другие, действительно рабочие методы профилактики недопустимого поведения

Источник:

Спровоцирует конфликты в спорных ситуациях

Руководитель тьюторского центра «Эпсилон» Наталья Певнева считает инициативу глупой затеей, так как оценки никак не мотивируют детей соблюдать дисциплину. Единственное, что работает, — установленные правила.

Ребенку надо объяснить эти правила и то, какое наказание последует за их нарушение.

— Я против возвращения к советской системе образования, она себя изжила. Причем исторические факты говорят о том, что государство это осознавало уже в 70-е годы. Если ребенок себя ведет плохо, то никакая оценка на это не повлияет. Наоборот, это только добавит нагрузку ответственным детям, — уверена Наталья Певнева. — Кроме того, это не мотивация, а очередной способ подвести всех под один критерий поведения.

Проблема в том, что родители не доносят до детей то, как нужно себя вести в обществе, как можно разговаривать с учителем и так далее.

<p>Наталья Певнева</p><p>Наталья Певнева</p>

Возникает необходимость в воспитании ребенка, а не в оценке. Эту функцию как раз ввели сейчас в федеральный стандарт. То есть школа теперь может воспитывать детей.

В качестве примера такой воспитательной работы Наталья привела беседы с представителями полиции и прокуратуры, на которые приглашают школьников, срывающих уроки, и их родителей. Там до семей доносят, чем может закончиться плохое поведение в школе.

— Оценка — это всё-таки очень субъективно. Например, если ребенок умеет четко высказывать свое мнение, с которым педагог не согласен, то ему могут поставить плохую оценку за поведение. Это приведет к очередным конфликтам, а кому они нужны, что они исправят? На мой взгляд — ничего, — подытожила эксперт.

Оценки за поведение лишь обозлят детей | Источник: Артем Устюжанин / Е1.RUОценки за поведение лишь обозлят детей | Источник: Артем Устюжанин / Е1.RU

Оценки за поведение лишь обозлят детей

Источник:

Не наказывать кнутом, а поощрить пряником

Татьяна Вяткина — депутат гордумы Екатеринбурга и директор школы № 168 призналась E1.RU, что тоже не видит смысла в оценках за поведение.

Вместо этого директор предложила ввести стипендии в школах за хорошую учебу, как в колледжах и техникумах.

— Какую роль будет играть оценка за поведение? Если ребенок организованный и послушный, к нему претензий нет, учитель всегда скажет ему спасибо. Если есть проблемы, мы с ребенком проводим беседы. С современными детьми действительно легче договориться, — убеждена Татьяна Вяткина.

<p>Татьяна Вяткина</p><p>Татьяна Вяткина</p>

Оценка за поведение может даже в какой-то мере озлобить ребенка, если ему учитель всё время будет ставить двойки. Наша задача — создать для ребенка ситуацию успеха, чтобы он учился и был организован.

Депутат объяснила, что поведение никак не влияет на допуск к экзамену, главную роль играют знания по предмету и посещаемость: бывает так, что ребенок долго болел, пропустил много уроков и не освоил программу.

В свою очередь, школа, наоборот, заинтересована, чтобы ребенок был допущен к итоговой аттестации и сдал экзамены на хороший результат.

Как вы думаете, нужно ли вернуть в школах оценки за поведение?

Да, а тех, кто срывает уроки, не допускать к экзаменам
Нет, это только увеличит нагрузку на детей и учителей
Вместо оценки лучше платить детям стипендию за хорошее поведение и учебу
Напишу свое мнение в комментариях

Сейчас в школах Екатеринбурга действует критериальная система оценивания. О том, что это такое, мы рассказывали в этом материале.

До этого председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко предложила сократить набор выпускников школ из регионов в вузы Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Всё из-за того, что в столице дети из регионов не могут найти работу, а обратно в свою область — не возвращаются.

Предложение Матвиенко возмутило общественность. Посмотрите, что об инициативе думают сами студенты.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY6
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
113
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления