
Бабушки и дедушки помнят оценки за поведение, их отменили только в 1989 году
В российских школах с 1 сентября в пробном режиме вернут оценки за поведение. Об этом РИА Новости сообщил министр просвещения Сергей Кравцов. По каким критериям будут оценивать дисциплину школьников, пока не понятно, но предполагается, что из-за двойки за поведение ребенка могут не допустить до экзаменов.
Перестанут ли дети стоять на ушах из-за того, что в дневнике появится новая оценка? Корреспондент E1.RU обсудил этот вопрос с главой Свердловского родительского комитета, директором екатеринбургской школы и репетитором.
История вопроса
Оценки за поведение ставили ученикам еще в Российской империи, отменили их после революции, в 1918 году.
Спустя 25 лет (в 1943 году) оценки снова вернулись в советские школы. Пятерку ставили «за безупречное поведение», тройку — «за серьезное нарушение», а за двойку могли и исключить из школы.
В 1970 году оценки заменили короткой характеристикой. Поведение оценивали как «примерное», «удовлетворительное» или «неудовлетворительное». Из-за «неуда» ребенка могли не допустить к экзаменам.
Так продолжалось до марта 1989 года, пока оценки за поведение не отменили.
8 февраля 2025 года Владимир Путин поручил правительству обсудить с профессиональным и родительским сообществом целесообразность введения оценки за поведение. Он настоял на том, что такая отметка должна быть равнозначна другим. Отчитаться о результатах кабмин должен до 1 июля.
При этом председатель СПЧ Валерий Фадеев предложил не допускать к выпускным государственным экзаменам детей, которые получили «неуд».
«Этим ребятам оценка за поведение не важна — им чем хуже, тем лучше»
Людмила Золотницкая — председатель Свердловского родительского комитета, руководитель Национальной родительской ассоциации, рассказала E1.RU, что помнит оценки за поведение, так как сама училась в школе, когда их еще ставили.
Критерии такой оценки были понятны: нужно было носить школьную форму, ответственно дежурить, не опаздывать на уроки, сдавать макулатуру, металлолом и участвовать во всех классных и школьных мероприятиях. Правда, даже тогда у учителей были свои любимчики.
Родители, увидев пятерку за поведение, радовались тому, что у них «хороший ребенок». Вот только «официально хорошие дети» могли курить за школой, пока классный руководитель ничего не видит. «Хорошими» они оставались лишь на время занятий.
Двоечникам и хулиганам на оценку за поведение было всё равно, а некоторые вели два дневника: один для школы, а другой для родителей. С электронным дневником такой номер не пройдет, хотя случаи взлома этой программы уже были.
— Оценки за поведение ушли в прошлое. Хорошие девочки и мальчики выросли, некоторые даже с комплексами: быть хорошим для всех, но не для себя, — уверена Людмила Золотницкая.

И теперь психологи учат их, что мнение окружающих неважно, живите, как считаете нужным, у вас есть право быть собой. Эти мамы и папы воспитывают новые поколения детей с другими представлениями о приемлемом поведении.

Эксперт уверена, что оценки за поведение никак не улучшат дисциплину в школе
Эксперт подчеркнула, что до сих пор непонятно, какие критерии будут у оценок за поведение, ведь оценивать соблюдение правил внутреннего распорядка в школе по пятибалльной шкале сложно.
При этом оценивать внешний вид ребенка, в том числе цвет волос, недопустимо по закону «Об образовании». Как и запрещать им проходить на уроки.
— А вот реальная история одной из школ нашего региона: девочкам запрещали носить классические брюки в школу, даже в холод, зимой, потому что завуч была уверена, что именно девочки не должны носить брюки. Для педагогов такого ограничения не было, — напомнила Людмила Золотницкая. — Пришлось объяснить администрации школы, что такое требование незаконно. Вопрос: если бы дали возможность таким педагогам оценивать поведение ребенка с синими волосами и девочки в брюках, какую оценку им бы поставили?
Еще один пример. Мальчик с разбегу ногами бьет в грудь девочку, это снимают на видео и выкладывают в интернет. Поставить этому мальчику двойку за поведение, а тем, кто снимал этот ужас, — тройку? Думаю, что этим ребятам оценка за поведение не важна — им чем хуже, тем лучше. Оценка им не нужна, а вот наказание уголовное, административное, гражданско-правовое в зависимости от возраста и последствий необходимо.

Главные вопросы ко всей этой инициативе: что конкретно оцениваем, как избежать субъективности, как оценка повлияет на будущее ребенка, чем подтвержден ее воспитательный, педагогический эффект?

Наталья Певнева уверена, что есть другие, действительно рабочие методы профилактики недопустимого поведения
Спровоцирует конфликты в спорных ситуациях
Руководитель тьюторского центра «Эпсилон» Наталья Певнева считает инициативу глупой затеей, так как оценки никак не мотивируют детей соблюдать дисциплину. Единственное, что работает, — установленные правила.
Ребенку надо объяснить эти правила и то, какое наказание последует за их нарушение.
— Я против возвращения к советской системе образования, она себя изжила. Причем исторические факты говорят о том, что государство это осознавало уже в 70-е годы. Если ребенок себя ведет плохо, то никакая оценка на это не повлияет. Наоборот, это только добавит нагрузку ответственным детям, — уверена Наталья Певнева. — Кроме того, это не мотивация, а очередной способ подвести всех под один критерий поведения.
Проблема в том, что родители не доносят до детей то, как нужно себя вести в обществе, как можно разговаривать с учителем и так далее.

Возникает необходимость в воспитании ребенка, а не в оценке. Эту функцию как раз ввели сейчас в федеральный стандарт. То есть школа теперь может воспитывать детей.
В качестве примера такой воспитательной работы Наталья привела беседы с представителями полиции и прокуратуры, на которые приглашают школьников, срывающих уроки, и их родителей. Там до семей доносят, чем может закончиться плохое поведение в школе.
— Оценка — это всё-таки очень субъективно. Например, если ребенок умеет четко высказывать свое мнение, с которым педагог не согласен, то ему могут поставить плохую оценку за поведение. Это приведет к очередным конфликтам, а кому они нужны, что они исправят? На мой взгляд — ничего, — подытожила эксперт.

Оценки за поведение лишь обозлят детей
Не наказывать кнутом, а поощрить пряником
Татьяна Вяткина — депутат гордумы Екатеринбурга и директор школы № 168 призналась E1.RU, что тоже не видит смысла в оценках за поведение.
Вместо этого директор предложила ввести стипендии в школах за хорошую учебу, как в колледжах и техникумах.
— Какую роль будет играть оценка за поведение? Если ребенок организованный и послушный, к нему претензий нет, учитель всегда скажет ему спасибо. Если есть проблемы, мы с ребенком проводим беседы. С современными детьми действительно легче договориться, — убеждена Татьяна Вяткина.

Оценка за поведение может даже в какой-то мере озлобить ребенка, если ему учитель всё время будет ставить двойки. Наша задача — создать для ребенка ситуацию успеха, чтобы он учился и был организован.
Депутат объяснила, что поведение никак не влияет на допуск к экзамену, главную роль играют знания по предмету и посещаемость: бывает так, что ребенок долго болел, пропустил много уроков и не освоил программу.
В свою очередь, школа, наоборот, заинтересована, чтобы ребенок был допущен к итоговой аттестации и сдал экзамены на хороший результат.
Как вы думаете, нужно ли вернуть в школах оценки за поведение?
Сейчас в школах Екатеринбурга действует критериальная система оценивания. О том, что это такое, мы рассказывали в этом материале.
До этого председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко предложила сократить набор выпускников школ из регионов в вузы Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Всё из-за того, что в столице дети из регионов не могут найти работу, а обратно в свою область — не возвращаются.
Предложение Матвиенко возмутило общественность. Посмотрите, что об инициативе думают сами студенты.