Екатеринбурженка Лариса выиграла суд у частной школы «Изюм» в Академическом, где пять месяцев училась ее двенадцатилетняя дочь. Мама ученицы считает, что педагоги не занимались с ребенком, из-за чего девочка на второй год осталась в четвертом классе, так как не смогла пройти аттестацию.
В школе утверждают другое и не согласны с решением суда. Там хотели помочь ребенку, но уверены, что столкнулись с потребительским экстремизмом. Разбираемся в непростом конфликте.
По всем предметам получила двойки, даже по изо
Девочка с самого начала училась в частной школе — в другой, где были только начальные классы. В декабре 2022 года мама стала искать для нее среднюю школу и обратилась в «Изюм» (филиал центра «Белый слон»).
Там Ларисе, по ее словам, порекомендовали не ждать до конца учебного года, а сразу отдать дочку в четвертый класс, отметив, что ребенку нужно будет пройти собеседование и тест — написать контрольные по всем предметам. Девочка начала заниматься, но вскоре заболела. На уроки она вернулась в середине января 2023-го.
В начале февраля в школе прошло собрание с директором, психологом, нейропсихологом и другими специалистами центра. Они порекомендовали Ларисе сводить дочь на ПМПК — психолого-медико-педагогическую комиссию.
— Нам выдали результаты диагностики. Там не было сказано ни то, что это было срочно, ни то, что это нужно им для выставления оценок. Просто дали рекомендацию, но это же не команда к действию, а очередь на эту комиссию очень большая, — объясняет Лариса.
Что что-то идет не так, Лариса стала подозревать, увидев оценки, а точнее, баллы дочери в электронной системе. В первой половине дня в школе проходят уроки, а во второй дети отдыхают и делают домашнее задание с куратором.
Сначала мама поинтересовалась у куратора, что с оценками ее дочери, а потом пришла на родительское собрание и стала задавать вопросы учителям.
— Я спрашиваю: «У нее стоит ноль баллов, что это значит?» Она говорит: «Ваша дочь не сделала задание». Я говорю: «Хорошо, вы дальше что делаете?» В ответ: «Ну я ей говорю, а она не делает». Там все педагоги — это студенты, которые сами еще учатся в институте. До сих пор я ни одной тетрадки дочери не увидела, хотя просила их показать, какие задания они делали. От учителей не было никакой обратной связи.
В конце учебного года нам сообщили, что у нее по всем предметам двойки, даже по изо! Предыдущие классы дочь окончила с одной тройкой по математике.
В апреле все дети, находящиеся на семейном обучении, проходят аттестацию в обычной школе. Девочка с ней не справилась, хотя до этого, по словам родителей, училась на четверки и пятерки (за исключением математики).
В мае Лариса забрала дочь из «Изюма», а в сентябре прошла с ней комиссию ПМПК, где у девочки обнаружили задержку в психическом развитии. Педагоги порекомендовали ей заново пройти обучение в четвертом классе, а не переходить в пятый.
Так родители и сделали, на этот раз отдав ребенка в обычную школу, а не в частную.
Лариса же написала обращения в прокуратуру, Роспотребнадзор и даже уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области. Она попросила, чтобы в «Изюме» провели проверку.
Девочке пришлось дополнительно заниматься с репетиторами и другими специалистами, чтобы нагнать программу. Впрочем, по словам родителей, сейчас у ребенка всё хорошо, в том числе и с оценками.
— Мы дополнительно занимаемся с психологом, логопедом-дефектологом, но мне учителя говорят, что у дочери нет того, о чем ей написали в результатах комиссии. Я считаю, что диагноз ей поставили на основании того, что она не знала программу за четвертый класс и поэтому не справилась с заданиями на ПМПК.
Благодаря этой частной школе, пропустив год знаний, мы пришли к тому, что у ребенка задержка в психическом развитии.
Неоднозначное решение суда
Судебные тяжбы длились полтора года. Районный суд встал на сторону частной школы, а областной — на сторону родителей. И вот почему:
— В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции нашел свое подтверждение факт оказания услуги по договору об оказании платных образовательных услуг некачественно по признаку несоответствия выбранной образовательной программы особенностям и образовательным потребностям конкретного обучающегося.
Это была цитата из решения Свердловского областного суда (документ имеется в распоряжении редакции E1.RU).
Более подробная выдержка из судебного решения
Вот что написали представители Свердловского областного суда:
«Образовательная организация в нарушение ст. 54, 57 „Закона об образовании“, ст. 36 „Закона o защите прав потребителей“, п. 10, 11 Правил № 1441, п. 4.3 договора, a также c учетом п. 4 ст. 12 „Закона o защите прав потребителей“ в письменном виде не направила истцам уведомление o расторжении договора либо o необходимости внесения изменений в условия договора об оказании платных образовательных услуг в части индивидуализации содержания учебного плана либо образовательной программы с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Не может быть принят во внимание довод ответчика o том, что услуга была оказана в соответствии c образовательной программой, согласованной в договоре, поскольку истцы не обладают специальными познаниями, которые бы позволили им определить соответствие выбранной образовательной программы индивидуальным особенностям и образовательным потребностям своего ребенка.
Возражения ответчика o том, что при проведении проверок в административном порядке каких-либо нарушений не выявлено, не могут быть приняты во внимание, поскольку непривлечение ответчика к административной ответственности не является основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности».
Говоря проще, частная школа проиграла суд, потому что девочке рекомендовали пройти комиссию ПМПК и образовательную программу для ребенка должны были подобрать с учетом результатов этой комиссии.
— Изначально по договору у них идет индивидуальная программа, индивидуальный подход, понимаете? На деле же этого нет. Вместо того чтобы сказать: «Мы вам ничем помочь не можем», они доводят детей до коррекционных школ с умственной отсталостью, — возмущена Лариса.
Семья девочки отсудила у школы потраченную на обучение ребенка сумму (за исключением вступительного взноса в 80 тысяч) — 167 тысяч рублей. Также школе присудили заплатить семье 30 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда: по 10 тысяч отцу, матери и самой ученице.
Лариса утверждает, что денег от школы пока что не получила.
— Областной суд два раза пытался их уговорить пойти на мировое. Мы им предлагали сначала вернуть нам взнос и поставить тройки в аттестате. Они сказали, что мы их так принуждаем подложные документы сделать, — говорит мама.
Отметим еще один момент, важный в сложившейся ситуации. E1.RU рассказывал, как в школах должны учить особенных детей. Дочь Ларисы прошла ПМПК уже после отчисления из частной школы. А без результатов этой комиссии школа не может подобрать для ребенка подходящую адаптированную образовательную программу как для ребенка с ОВЗ.
«Мы хотели помочь ребенку!»
Генеральный директор центра «Белый слон» Наталья Федоренко сообщила E1.RU, что школа предоставила все необходимые документы и на первом этапе суд опроверг обвинения со стороны Ларисы.
Школа прошла проверки всех ведомств: и прокуратуры, и Роспотребнадзора, и Министерства образования, и аппарата уполномоченного по правам ребенка — как и учебное заведение, которое принимало аттестацию у детей, находящихся, по сути, на семейном обучении.
Девочка поступила в школу в конце декабря. Директор, несмотря на то что класс уже был заполнен, решила принять ребенка по просьбе родителей, но с условием, что девочка пройдет диагностику, чтобы в школе могли понять, почему она не хочет или не может учиться.
После первых занятий педагоги заподозрили, что у девочки есть дефицит в развитии и высокая тревожность. Ей предложили написать контрольную работу, которую дети сдавали по итогам четверти. Она набрала меньше чем 30 баллов — это неудовлетворительный результат.
После чего родителям дали направление на ПМПК, но комиссию ребенок прошел уже после ухода из частной школы.
— Родителям мы выдали справку о необходимости прохождения ПМПК под подпись 26 января, но ни в феврале, ни в марте, ни в апреле они так и не прошли комиссию. Пока нет решения комиссии, перевести ученицу на адаптированную программу мы не можем, — объяснила E1.RU Наталья Федоренко.
Мы предупреждали маму, что, скорее всего, аттестацию девочка в таком варианте не сможет пройти. Приведу пример: она читает, но не понимает смысл текста.
В результатах комиссии, как правило, прописывают, какая именно образовательная программа нужна ребенку. Адаптированная программа немного легче стандартной: на выполнение заданий дается больше времени, да и самих задач меньше.
В «Белом слоне» предполагают, что, если бы девочка вовремя прошла ПМПК, она могла бы пройти более легкий вариант аттестации.
— Несданная аттестация — это не про качество услуг. Все дети нашей школы сдали ее, это единственный ребенок, который не сдал. Это не показатель качества, а показатель особых образовательных потребностей конкретного ребенка.
Комиссия — это не страшно, а в девятом классе никаких документов об этом к аттестату не прилагается.
Кроме того, девочка пришла к нам в третьей четверти. Компенсировать за пять месяцев все пробелы в знаниях невозможно, потому что уже в апреле дети, находящиеся на семейном обучении, проходят аттестацию, — добавила директор центра.
Летом родители запросили у школы всю информацию для того, чтобы предоставить ее на ПМПК: тетради с контрольными работами, рисунки — в «Изюме» выдали всё, что у них было.
В школе отметили, что за всё время от родителей не было претензий до дня, когда у них закончился договор со школой. 31 мая в «Изюме» получили первую претензию от Ларисы с требованием вернуть все деньги за обучение, в том числе вступительный взнос — 80 тысяч рублей. И выдать им аттестат с удовлетворительными оценками.
После начала судебных тяжб школа подала документы на независимую оценку квалификации педагогов — все учителя успешно прошли ее. По словам Натальи Федоренко, это первая частная школа в России, которая подала заявку на эту процедуру.
— Перед судом и во время процесса я обращалась в службу медиации, чтобы решить конфликт мирным путем, но они не согласились. Их требование о выдаче аттестата с тройками я расцениваю как подталкивание к подделке документов, — отметила директор «Белого слона». — Это потребительский терроризм. Наша задача была выявить то, что есть, и показать родителю, что ребенку нужна помощь — нужно заниматься его здоровьем, помогать преодолевать трудности в психофизиологическом развитии. Это история медицинская, а не образовательная. Надо просто заниматься ребенком, а не борьбой со школами.
Как вы думаете, на чьей стороне правда?
Школа «Изюм» работает в Екатеринбурге четыре года, а центр «Белый слон», которому она принадлежит, — двадцать лет. Гендиректор ООО «Центр „Белый слон“» — Наталья Федоренко.
По данным сервиса «Контур.Фокус», баланс всех филиалов центра на конец 2023 года составил 55,4 миллиона рублей, чистая прибыль — всего 3 тысячи рублей.
У организации есть лицензия на начальное общее и дополнительное образование детей и взрослых, а также на дополнительное профессиональное образование, выданная свердловским Минобром. Есть также общественная аккредитация, выданная на пять лет, — это шаг к государственной аккредитации образовательного учреждения.
Журналисты E1.RU были на открытии частной школы четыре года назад. Посмотрите, как она выглядит изнутри (там даже есть джакузи).
Прочитайте, как в Екатеринбурге работают психологи, разрешающие школьные конфликты. Заодно загляните в рейтинг лучших и худших школ города по результатам ЕГЭ — это может вам пригодиться, если вы готовитесь к поступлению в вуз.
Также мы публиковали обзор частных школ с ценами и особенностями.