Один из преподавателей РГППУ раскритиковал объединение своего вуза с УрГПУ. Читатель E1.RU больше двадцати лет учил будущих педагогов и занимал в университете почетную должность. Он привел аргументы в пользу того, чтобы профессионально-педагогический университет в Екатеринбурге продолжал работать несмотря ни на что. Прочитайте его анонимную колонку.
«Технарям легче было создать что-то, чем объяснять другим, как это делается»
Свердловский инженерно-педагогический институт (СИПИ), потом Уральский государственный профессионально-педагогический университет (УГППУ), а затем и Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ) был создан относительно недавно по сравнению с другими вузами города.
Другие университеты всегда смотрели на него как на самого младшего в семье.
При этом от него никогда не отстранялись, помогали ему. Например, ректор УГТУ-УПИ Станислав Набойченко при случае не без гордости отмечал, что большая часть преподавателей СИПИ-УГППУ — это выпускники УПИ (сейчас УрФУ. — Прим. ред.).
Университет был создан как общесоюзный проект для решения актуальной в то время проблемы — передачи прогрессивно развивающихся технических знаний от технарей-практиков молодым поколениям. Технарям легче было создать что-то своими руками, чем объяснять другим, как это делается.
Важность вуза подтверждается также тем, что ректор СИПИ Евгений Ткаченко был назначен министром образования России.
Для местных жителей этот вуз был непонятен с момента своего создания — не зря в него принимали по направлению от разных производственных и образовательных организаций из разных уголков страны.
В какой-то момент профиль вуза поменялся с инженерно-педагогического на профессионально-педагогический. Тогда многие студенты были возмущены тем, что в их дипломах исчезнет инженерная составляющая.
Однако ректор Геннадий Романцев видел в этом положительный момент: инженер — это не единственная профессия, которая нуждается в своих педагогических кадрах. В РГППУ сохранили инженерные направления и открыли новые, связанные с другими профессиями.
Какие-то из них уже закрылись, другие реализуются и пользуются спросом до сих пор.
Проблема российского уровня
Слово «российский» в наименовании организации можно было получить только в том случае, если организация соответствовала жестким требованиям правительства России. В том числе в отношении количества вовлеченных субъектов страны и числа приезжающих студентов — таких в РГППУ было много.
Не все выпускники РГППУ работают по специальности. Не все выпускники довольны полученным образованием, но это проблема не только РГППУ. Это проблема всех российских вузов.
Среднестатистически только 40% выпускников вузов России работают по полученной специальности. Это, скорее всего, проблема неправильного выбора профессии.
В то же время есть немало выпускников, которыми РГППУ гордится. И есть огромное количество выпускников, которые гордятся своей альма-матер.
Примерно в то же время, когда в России стал обязательным ЕГЭ, начала реализовываться долгосрочная государственная программа развития образования. В соответствии с ней за определенный период количество вузов в стране должно было сократиться на 40%.
Первыми пострадали негосударственные вузы, которым не продлили аккредитацию. Вторыми попали под сокращение некоторые педагогические университеты: часть из них сделали факультетами при местных вузах, часть стала филиалами других.
Объединение коснулось и большого количества вузов разных других профилей. Это выглядело и до сих пор выглядит со стороны как добровольно-принудительный процесс.
Внедрение бакалавриата значительно повлияло на качество образования не в лучшую сторону — и это тоже проблема не только РГППУ.
Теперь интересный риторический вопрос: можно ли привлечь к ответственности кого-то из чиновников — инициаторов реформ с негативным результатом? Ответ: это весьма маловероятно, поскольку любые реформы в образовании имеют отложенный эффект.
Только через пять-десять лет можно понять и оценить результат этих реформ. Но к этому времени инициаторы либо уже не работают в сфере образования, либо работают, но на нижестоящих должностях (и сами критикуют эти реформы «снизу»), либо их уже нет в живых.
Российский государственный профессионально-педагогический университет работал в Екатеринбурге с 1979 года. Он включал четыре института, колледж, докторантуру, аспирантуру и филиал в Нижнем Тагиле.
Изначально он назывался Свердловским инженерно-педагогическим институтом (СИПИ) и был первым учебным заведением в своем роде в СССР. Его первым ректором стал Василий Васильевич Блюхер — сын маршала Василия Константиновича Блюхера, в честь которого в Екатеринбурге названа улица в Кировском районе — бывший Березовский тракт. Современное название вуз получил в 2001 году.
Вопрос о получении корочек о высшем образовании, а не самого высшего образования — это далеко не новая проблема, и она не привязана строго к вузам педагогической направленности. Высшая школа экономики в свое время предлагала для тех, кому нужна не профессия, а просто корочка, внедрить что-то наподобие высшего общего образования.
Кстати, в противовес в свое время ректором РГППУ Геннадием Романцевым была написана монография, посвященная вопросам высшего рабочего образования, обоснованная требованиями времени и научного прогресса.
Решения о создании СИПИ и о закрытии РГППУ были приняты на государственном уровне. Приказ о реорганизации УрГПУ и РГППУ был подписан заместителем министра просвещения. Многолетняя практика показывает, что министры сами не подписывают сомнительные приказы, но поручают это своим заместителям.
Подведу итог: по моему частному мнению, начатый в 1979 году проект СИПИ-УГППУ-РГППУ еще не закончен. Закрывать его рано.
Согласны ли вы с автором?
Прочитайте также, что об объединении педагогических вузов думает выпускник РГППУ и другие екатеринбуржцы.
Ректором обновленного университета уже назначили бывшего министра образования Свердловской области Юрия Биктуганова. Он ответил на пять важных вопросов и рассказал, как слияние вузов скажется на жизни студентов и преподавателей.
Прочитайте, как в Екатеринбурге родился и умер колледж, созданный маршалом Жуковым. Надеемся, что РГППУ не постигнет та же судьба.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.