В Екатеринбурге объединили два педагогических вуза — УрГПУ и РГППУ. Новым университетом руководит бывший министр образования Свердловской области Юрий Биктуганов.
Будущие преподаватели до сих пор не понимают, как объединение скажется на их образовании. Многие из них поступали в российский вуз, а окончат уже уральский. Это вызвало волну возмущения. Публикуем мнения читателей E1.RU.
Российский государственный профессионально-педагогический университет работал с 1979 года. Он включал четыре института, колледж, докторантуру, аспирантуру и филиал в Нижнем Тагиле.
Изначально он назывался Свердловским инженерно-педагогическим институтом (СИПИ) и был первым учебным заведением в своем роде в СССР. Его первым ректором стал Василий Васильевич Блюхер — сын маршала Василия Константиновича Блюхера, в честь которого в Екатеринбурге названа улица в Кировском районе — бывший Березовский тракт. Современное название вуз получил в 2001 году.
«Такое решение — это просто вредительство!»
— Педагоги могут остаться без работы. Вот в чем вижу большущий минус, — считает один из екатеринбуржцев.
— РГППУ — единственный профессионально-педагогический университет в Екатеринбурге, имеющий статус «российский». В УрГПУ готовят учителей-предметников, логопедов, дефектологов. Компетенции направлены на работу с детьми, — рассуждает читатель E1.RU Артем. — В РГППУ же готовили специалистов для среднего профессионального и дополнительного образования. Обучение подразумевало и то, что специалист (допустим, сварщик), придя на производство, будет способен в короткие сроки готовить работников прямо на предприятии. Идея профессионального обучения изначально и преследовала эту цель.
— Странное объединение в середине учебного года. РГППУ — это единственный российский университет за пределами Москвы и Санкт-Петербурга! Почему не к нему тогда УрГПУ присоединили? — не понимает Ольга.
— Вуз готовил кадры для профессионального образования, так необходимого сейчас. Такое решение — это просто вредительство! Опять мудрейшая оптимизация. Хоть что-то могут сами создать, а не разрушить? Позор, — возмущен бывший выпускник СИПИ Юрий Сафронов.
— Где сейчас эти предметники из УрГПУ? Нехватка учителей по разным предметам по всему городу и по всей области! — негодует еще одна читательница E1.RU.
— Стране нужны инженеры-педагоги. Выпускник РГППУ получал практически два высших образования. На базе института готовили специалистов для профтехобразования, чтобы учить ребят рабочей специальности. Сварщик, токарь, электрик, теплотехник, металлург… — перечислил преимущества вуза еще один читатель E1.RU. — Учили сначала на инженера, а потом на педагога. Потом выпускника всегда ждали на новом месте работы, было гарантировано трудоустройство.
Жаль, очень жаль. Плоды болонской системы образования мы пожинаем сейчас.
— Ломать — не строить. Систему профессионального образования давно сводят на нет. Закрытие РГППУ (бывшего СИПИ) — это гвоздь в крышку гроба профессиональной подготовки в стране, — пишет еще один екатеринбуржец. — Инженер-педагог — это круто! Мы это понимаем, «наверху» это тоже знают, поэтому и закрывают наш институт.
— Окончила этот вуз более 20 лет назад, в дипломе написано: инженер-педагог. Могу сказать, что и технические, и педагогические знания, полученные в этом вузе, пригодились. Хоть и не по прямой специальности работаю. Интересный симбиоз дисциплин был, очень жаль, что теперь это просто педуниверситет, — поделилась Евгения Ланцева.
— Профукали университет со статусом «российский», единственный за пределами Москвы. Раньше хотели создать на базе двух вузов новый большой Бажовский университет, а в итоге его тупо присоединили к педу, — сокрушается еще один читатель.
При объединении УПИ и УрГУ мы получили новый вуз со статусом «федеральный», а тут — слов нет.
— Абсолютно согласна. Как можно объединить просто педагогический университет и профессионально-педагогический? Нас не учили быть учителями в школах! Хотели бы там преподавать, пошли бы в УрГПУ, — подчеркнула Анастасия Орлова. — Мы учились на специалистов, получая двойное образование. В России и так последнее время актуальна проблема образования на всех уровнях, а так еще ситуацию ухудшают. И до сих пор непонятен мотив этого объединения.
— Окончила РГППУ в 2011 году. Шикарный вуз, прекрасные преподаватели! Вложили в наши головы много всего, всегда были на связи! Зачем объединять — не ясно… Возможно, чтобы создать один единый кластер для подготовки педагогического состава в школы, вузы, колледжи. Время покажет, что из этого получится, — считает другая екатеринбурженка Анастасия.
— Тут как раз тот случай, когда оба вуза «когда-то были хороши», а потом что-то пошло не так. Окончила в 2022 году УрГПУ. Пока училась, из нашего института много преподавателей ушло в УрФУ, остались в основном слабые или не имеющие никакого отношения, по сути, к направлению, которое преподают. Например, у нас тифлопедагогику вел математик, — вспоминает выпускница педвуза.
Но теперь и ректор сменился, так что хочется верить, что это всё пойдет на пользу — с точки зрения обновления профессорского состава.
Недавно мы рассказывали, что в главном университете Урала внезапно изменили вступительные экзамены. Оказалось, что это касается и других вузов — почитайте, какие ЕГЭ теперь нужны для поступления.
Еще мы сравнили стипендии, которые получают студенты в Екатеринбурге.