Образование Лучшие школы Екб репортаж Как поступить в легендарную екатеринбургскую гимназию, где учились министры и бизнесмены

Как поступить в легендарную екатеринбургскую гимназию, где учились министры и бизнесмены

У «девятки» — своя уникальная история

9-я гимназия — место, с которого началось образование в Екатеринбурге

Источник:

В Екатеринбурге есть пять особенных школ, в которые не так-то просто попасть. Это гимназии № 9, 2, 202, 99 и лицей № 110. Здесь детей принимают исключительно с пятого класса и только по итогам вступительных испытаний. Иначе говоря, это школы для гениев и отличников.

По-другому их называют ресурсными центрами. Журналисты E1.RU побывали в самом первом ресурсном центре Екатеринбурга — 9-й гимназии. Рассказываем, в чем ее особенность и как туда поступить.

В «девятке» учились, в частности, министр здравоохранения России Михаил Мурашко, депутат Госдумы от Свердловской области Лев Ковпак (сын владельца сети магазинов «Кировский»).

История вопроса

История ресурсных центров Екатеринбурга началась именно с 9-й гимназии. В декабре 2012 года вступил в силу новый закон «Об образовании». Тогда в гимназии были и начальные классы, но дети поступали только по итогам вступительных испытаний.

По новому закону отбор детей в первый класс был запрещен. На тот момент «девяткой» руководила Екатерина Сибирцева (позже она станет вице-мэром Екатеринбурга), а ее заместителем была Лариса Кулькова — нынешний директор.

Одна из учительниц сшила фигурки гимназистов — какие милые, правда?

Источник:

— В декабре 2013-го мы вместе с департаментом образования создали проект и с учителями начальных классов 2-й и 9-й гимназий ушли в 69-ю школу, где открыли первый ресурсный центр, — рассказывает Лариса Ивановна. — У нас было несколько образовательных программ: развивающая «Эльконина — Давыдова», традиционная, программы «Петерсон» и «Моя Россия», программа для детей с особенностями развития.

<p>Лариса Кулькова</p><p>Лариса Кулькова</p>

Сейчас концепция изменилась, но тогда мы сохранили в одном месте учителей начальной школы «девятки», иначе они бы разошлись по другим школам, и мы бы потеряли очень мощный ресурс.

Спустя три года Лариса Кулькова вернулась в стены родной гимназии и стала ее директором, а в 2020-м в городе появились и другие ресурсные центры. Теперь в «девятке» ведется прием только в пятые, восьмые и десятые классы. Но об этом позже.

Ресурсный центр — это организация, которая своими силами компенсирует недостающие материально-технические, образовательные, развивающие, творческие и другие ресурсы. Например, приглашая к себе других детей и учителей либо заключая договора партнерства.

У ресурсного центра могут быть разные цели. У 9-й гимназии это образование с уклоном в предпрофильность и профильность.

В чем особенность «девятки»? Гуляем по школе

Раньше на месте 9-й гимназии находилось маленькое ремесленное училище. В уездном городке, будущем Екатеринбурге, было много рабочих, но не хватало мастеров с инженерным знанием.

Так изначально выглядело здание 9-й гимназии

Источник:

Несмотря на то, что заводчанам было не положено иметь образование выше начального уровня, екатеринбуржцы писали письма министру внутренних дел с просьбами об открытии гимназии. В результате в 1861 году в училище выделили этаж под Екатеринбургскую мужскую гимназию.

— Мы всегда говорим на экскурсиях, что в 1861 году в России пало крепостное право, в Лондоне открыли метро, а в Екатеринбурге появилась 9-я гимназия, — подметила директор.

В гимназии готовили мастеров, которые после поступали в ремесленное училище. С мальчиками работали сильные преподаватели, например Онисим Клер. Именно в стенах «девятки» он основал Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ).

В музее «Миг» хранится копия указа Александра II об открытии гимназии

Источник:

— Часто говорят, что в гимназии слишком интенсивная нагрузка, — опережая наши вопросы, рассказывает Лариса Кулькова. — Наша задача, помимо образования, — чтобы ребенок ориентировался и в других образовательных и предметных областях. Чтобы он был стрессоустойчив, мог быстро мыслить и принимать решения, нести за них ответственность. Это комплексная работа, и она велась изначально, со времен открытия гимназии.

<p>Лариса Кулькова</p><p>Лариса Кулькова</p>

Здесь всегда были дети и преподаватели, которые поддерживали очень высокие требования к результатам образования.

Сердцем гимназии является музей «Миг», в следующем году ему исполнится 30 лет. Его история началась со старинного комода, который много лет назад стоял на том же месте.

«Миг» хранит воспоминания Зои Мышкиной, супруги Константина Узких — одного из главных архитекторов Екатеринбурга, автора Генплана Свердловска до 2000 года. Эта семья выучилась в гимназии в пяти поколениях!

+4

— Кстати, мы одна из немногих школ, где сохранился такой предмет, как черчение. Дети, бывает, ему и сопротивляются, но это помогает развить пространственное мышление, — говорит Лариса Кулькова. — Зато наши физики и математики этому очень рады.

Сейчас в гимназии работают два заслуженных учителя России — преподаватель химии Сергей Москвин и преподаватель математики Ирина Пономарева. Им, как и директорам гимназии, в музее посвящен отдельный стенд.

Учителя, победившие на конкурсе приоритетного национального проекта «Образование»

Источник:

В «девятке» за эти годы сложилось очень много традиций. Например, каждый выпуск дети оставляют на память в музее колокольчики.

 — Они бывают разные. В 2020 году у нас на колокольчике было написано «коронавыпуск», — смеется Лариса Ивановна.

После каждого выпуска школьники оставляют в музее гимназии памятный колокольчик

Источник:

Каждые десять лет в музее не без помощи партнеров готовят сборники с рассказами о семьях учителей и учеников (с самого первого выпуска 1865 года!) Всю информацию находят благодаря школьным журналам. Называют такие книги семейными альбомами.

Кроме того, в музее проводят уроки дополнительного образования, а также экскурсии для всех желающих школьников. Открыта площадка и в ежегодную «Ночь музеев».

+1

В 2007 году прошла большая реконструкция гимназии. Здание подверглось масштабной перестройке, от прежнего оставили лишь три внешние стены, выходящие на улицу 8-го Марта, проспект Ленина и Набережную Рабочей Молодежи.

Всего за год помещение отстроили вновь, замкнув его тремя атриумами: один купол возвышается над хореографическим залом, второй — над лекционным, третий — над столовой.

В канун Нового года здесь проходит фестиваль детских хоровых коллективов «Рождество в гимназии» — это торжественный бал для всех школьников

Источник:

В свободное от учебы время дети занимаются в кукольном театре, поют в хоре или же готовятся к олимпиадам и турнирам — а их у учеников много.

Сейчас в 9-й гимназии учатся 900 детей, она стала городской площадкой для многих школьных турниров по физике и математике. Здесь проводят конкурс «Первые шаги в науке», где ученики защищают свои проекты на английском языке.

Все эти мероприятия  — прямой способ применить свои знания, а еще — заработать дополнительные баллы для поступления в вуз. Так, у 30–35% выпускников есть преимущественное право при поступлении в университет.

Партнерами гимназии являются «Контур», УрО РАН, фонд «Золотое сечение», завод имени Калинина и Среднеуральская ГРЭС, атомная электростанция в Заречном, куда школьники ездят на лекции и практикумы.

Гимназия также сотрудничает с УрФУ, УрГЭУ, УрГЮУ, УГМУ и УрГПУ. Всех и не перечислить!

В коридоре можно потренировать знание немецкого языка в специальном автомате, где даже работает аудирование — вот вам интересная замена киоскам с чипсами и газировкой. Удобно и то, что у каждого ребенка есть свой шкафчик с личными вещами.

Это автомат, где можно попрактиковаться в немецком языке

Источник:

В коридоре установлены шкафчики для одежды

Источник:
Источник:

Питаются школьники в столовой, над которой, как мы уже говорили, возвышается стеклянный купол. Чем-то такой зал напоминает Хогвартс!

У гимназии даже есть шеф-повар — Дмитрий Федорович. В этом году он занял третье место на Всероссийским конкурсе питания (а выиграла, напомним, школа с многонациональным меню).

Питание оплачивается с помощью «Е-Карты». Это сделано для того, чтобы дети не теряли деньги. Кроме стандартных обедов и завтраков, работает система «Свой выбор». Это платная услуга, благодаря которой можно поесть и после уроков, а главное — выбрать блюдо себе по душе.

Просторная столовая с высокими потолками

Источник:

Шеф-повар Дмитрий Федорович

Источник:

Скучаете по школьной пицце?

Источник:

В меню есть даже салаты с красной икрой

Источник:

В гимназии есть также два спортзала — большой и маленький. А в одном из атриумов гимназисты во время нашего визита готовились к рождественскому балу — он прошел 24 декабря.

Источник:
Источник:
Источник:

Реально ли пройти отбор?

Поступить сюда можно только в пятый, восьмой или десятый класс. Готовиться стоит заранее — в гимназии есть платные курсы для четвероклассников и семиклассников. Прием ведется только по результатам индивидуальных испытаний, которые у четвероклассников проходят в мае, а у семиклассников — в марте и апреле.

Родителям нужно заранее подать заявление на участие в отборочном туре. По итогам таких экзаменов составляется рейтинг. Всем сообщают, кто рекомендован к зачислению, а кто нет. Окончательное решение принимают только в августе.

Что представляет собой сам экзамен? Это работы комбинированного характера: одна из них — комплексная, вторая — по математике, третья — гуманитарная (в нее входят изложение и тест по русскому языку).

Комплексная работа включает в себя задания по иностранному языку, природоведению, истории и задания на логику.

Ежегодно из других образовательных организаций Екатеринбурга в пятые классы поступает до 100 детей, в восьмые — до 50, в 10-е классы — от 20 человек.

Лариса Кулькова руководит гимназией с 2016 года

Источник:

 Как родителю понять, что его ребенок действительно готов к обучению в 9-й гимназии, что он выдержит высокий темп?

— На собраниях мы всегда говорим, чтобы в первую очередь родители обращали внимание на любознательность ребенка и на его инициативность в школе. С увлечением ли ребенок учится или только при внешнем воздействии? Увлекается ли он множеством предметов или, может быть, его интересуют одна-две предметные области?

<p>Лариса Кулькова</p><p>Лариса Кулькова</p>

Если это читающие, задающие вопросы родителям дети, то это, конечно, те, кому нужна школа, где можно удовлетворить свои повышенные интересы.

В таком случае нужно работать в тесной связке с педагогом начального образования, заниматься во внеурочное время, участвовать в олимпиадах. Таких детей сейчас много в информационных технологиях, в математике, в иностранных языках.

Такие ученики однозначно должны быть в школах, где есть образовательная и мотивационная среда.

 То есть задуматься о «девятке» можно, когда ты чувствуешь, что ребенку становится немножко тесно в рамках его школы?

—  Да, и здесь задача родителей — обратиться к профессионалам, поискать направления, которые бы помогли развить талант ребенка. Не просто его «натрудить» еще, а именно развить.

Далеко не каждый ребенок выдержит темп, который задает 9-я гимназия

Источник:

Система профильных и предпрофильных классов

В седьмом классе перед гимназистами встает выбор, в какой предпрофильный класс поступить. Перед этим они пишут диагностическую работу, а потом, для поступления, еще две контрольные (по тем предметам, которые будут изучать).

Всего таких направлений пять:

  • технологическое (физика и математика);

  • медицинское (биология и химия);

  • естественнонаучное (физика и химия);

  • гуманитарное (история и литература);

  • социально-экономическое (математика, обществознание и экономика).

Так, например, выглядит кабинет для профильных физико-математических классов. На трех из четырех стен размещены доски — рабочие поверхности. Парты можно группировать по-разному. Всё пространство здесь задействовано в работе.

В физмат-кабинете есть сразу три доски

Источник:

Вокруг — формулы и математические закономерности

Источник:

Видно, что инструментами активно пользуются

Источник:

Через год дети поступают в профильные классы, которые не особенно отличаются от предпрофильных. Их тоже пять:

  • универсальный (физика и химия);

  • естественнонаучный (биология и химия);

  • технологический (физика и математика);

  • гуманитарный (история и литература);

  • социально-экономический (математика, обществознание, экономика).

Самым первым предпрофилем, который появился в гимназии, стал физико-химический, он появился в 1990 году по инициативе одного из заслуженных учителей России — Валентины Мефодьевны Желтоножко.

Сейчас подростки занимаются в двух лабораториях — качественного и количественного анализа.

Здесь школьники занимаются химией

Источник:

В каждую парту вмонтирована небольшая раковина

Источник:

На уроках химии гимназистов делят на подгруппы, при этом особое внимание уделено практике.

— Это дает детям возможность всё попробовать руками, и это очень мотивирует их на изучение наук, потому что эти предметы очень абстрактные, — объяснила Лариса Ивановна. — У нас практически до 90–95% детей из этого класса после школы уходят в те области, которые предполагают фундаментальное изучение наук. Это МГУ (химфак), МФТИ, МГТУ имени Баумана, Менделеевский университет.

 Большинство выпускников уезжают в Москву и в Питер?

— Мы вывели такой парадокс: чем лучше мы учим, тем дальше уезжают дети. Статистика такая: от 41 до 48% детей остаются в Екатеринбурге, но они могут потом поехать куда-то в магистратуру. И те, кто уехал, возвращаются, тоже есть такая практика.

Иногда нас ругают, конечно. Как же гимназия не будет давать такой результат, раз она собирает «сливки» со всех школ? Я всегда благодарю директоров других учебных заведений. С другой стороны, успехи детей — это не привилегия 9-й гимназии, это наша производственная задача.

В кабинете качественного анализа полно колб и пробирок

Источник:

Особое внимание на уроках уделяют практике

Источник:

У каждого школьника есть набор с химическими растворами (только теми, которые разрешены в школе)

Источник:

Здесь же проводят количественный анализ

Источник:
Источник:

Именно поэтому гимназия и называется ресурсным центром: мы не просто собираем этих детей, а работаем с ними, улучшаем их и без того высокий результат. Эта среда формирует условия и для тех, кто подтягивается вслед за отличниками, — добавила директор «девятки».

 Несколько лет назад Настя Пределина единственная в Свердловской области сдала ЕГЭ на 400 баллов. В 2022-м Артемий Никитин стал единственным ребенком, набравшим 200 баллов на экзамене. Оба они — выпускники «девятки». Как у вас получается готовить таких умных детей?

— Есть очень много мнений относительно практики индивидуального отбора детей. Есть и сторонники, и противники этого.

<p>Лариса Кулькова</p><p>Лариса Кулькова</p>

Преимущество этой системы — среда, где большинство детей замотивированы в обучении, они осознают цели своего образования. Они понимают необходимость преодоления повышенной нагрузки.

Подготовка к турнирам и олимпиадам занимает больше времени и сил, необходимо по-новому компоновать свою деятельность.

К тому же здесь дети находятся в среде единомышленников. Им интересно не только самим участвовать в олимпиадах, но и соотносить свои результаты с результатами одноклассников. Смотреть в будущее: вот он участвует в олимпиаде высокого уровня, значит, и у меня может получиться. Это мотивационная среда для развития.

Конкурентная среда среди школьников подталкивает их к достижению высот

Источник:

Еще один фактор — это родители. Они являются единомышленниками наших учителей и выступают за развитие детей, активно участвуют в их жизни.

Так и создается эта среда. В такой среде учиться нелегко, тем не менее есть удовольствие и драйв от результата, который ты получаешь. Он восполняет все трудности, которые ты испытал на пути к успеху.

 Сложно представить, что в пятый класс приходят замотивированные школьники. Они же еще совсем дети!

— Сейчас ведется политика очень ранней профориентации детей в мире профессий, в том числе в легких игровых формах.

<p>Лариса Кулькова</p><p>Лариса Кулькова</p>

На самом деле всегда видно яркого ребенка. И, наверное, интеллектуальные запросы таких детей надо удовлетворять, чтобы они не оставались сами по себе, а двигались дальше.

Вы правы в том, что на каком-то этапе ребенок может перестать так интенсивно учиться, выберет творчество, спорт. Уровень и сама среда будут способствовать тому, что не только в учебе, но и в других областях он будет работоспособен, стрессоустойчив, будет ответственно относиться к тому, что он начал делать, и доводить всё до результата. Это еще одна функция ресурсных центров.

Учителя гимназии тоже участвуют в олимпиадах

Источник:

У нас не просто интенсивное изучение какого-то предмета. Это обучение всем тем человеческим качествам, благодаря которым ребенок будет конкурентоспособен, самодостаточен и успешен. Мы стараемся делать так, чтобы он в этом быстро меняющемся мире мог быстро адаптироваться и эффективно для себя и для других работать на результат.

Дети задают учителям высокую планку

Высокие требования в гимназии не только к детям, но и к учителям. Они, как и дети, участвуют в разных олимпиадах и конкурсах, чтобы понять всю изнанку подготовки. Именно поэтому все педагоги в «девятке» — с высшей квалификационной категорией.

 — Работать с такими детьми очень сложно. Все удивляются и говорят, что к тебе, наверное, очередь из учителей стоит, — рассказывает Лариса Кулькова. — А она ко мне вообще не стоит, потому что здесь работать нужно вдвое, втрое напряженнее. Здесь учитель готовит детей к олимпиадам, работает в школах подготовки. У учителей очень большая нагрузка в этом плане, но они справляются, им нравится.

<p>Лариса Кулькова</p><p>Лариса Кулькова</p>

Работая здесь, учитель никогда не находится в рутине, у него есть масса способов проявить свои возможности, добиться профессиональных вершин.

Сами дети генерируют эти потребности и задают учителям такую планку, такой тон.

Когда мы детей учим постигать олимпийские высоты, учителя, конечно, должны понимать, что это такое — олимпиада, турнир и конкурс, как к этому готовиться. Сколько времени нужно на это потратить, какая там нагрузка. Поэтому они с детьми разговаривают на одном языке и служат для них авторитетом.

Например, в этом году учителя обществознания участвовали в олимпиаде «Девятая высота». До 70% учителей гимназии являются экспертами по проверке олимпиадных заданий и ГИА, трое из них — кандидаты наук.

Как насчет рукоделия на уроках?

Источник:

Выпускники гимназии никогда не становятся «бывшими». В январе, как только ученики выйдут с каникул, вместо уроков в школе пройдет профориентационный день — он называется «Семь часов без воды».

В этот день молодые выпускники приезжают в гимназию и рассказывают о своем первом опыте жизни после школы: интересно ли им в вузе и не разочаровались ли они в профессии.

— В январе тяжело же выходить после длительных новогодних праздников, и это у нас день, освобожденный от уроков, но он занят этим общением, — поделилась Лариса Кулькова. — Это ненавязчивая форма профориентации.

Старейшая гимназия расположена в самом центре города, на виду у всех

Источник:

А вы бы хотели, чтобы ваш ребенок поступил в 9-ю гимназию?

Да
Нет
Уже там учится (или учился)
Может быть, но я знаю школы получше
У меня нет детей школьного возраста

Совсем недавно E1.RU составил рейтинг лучших и худших бюджетных школ Екатеринбурга по результатам ЕГЭ — обратите внимание, если готовитесь к поступлению в вуз.

Также мы публиковали обзор частных школ Екатеринбурга с ценами и особенностями.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY5
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
47
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Тихий ужас остается тихим ужасом». Главный редактор E1.RU — об итогах 2024 года
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Дают — бери, бьют — беги». Эксперт из Екатеринбурга ответил, кому сейчас точно стоит покупать квартиру
Михаил Хорьков
руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимости
Мнение
«Хочу, чтобы на ТНТ больше никогда не снимали новогодние комедии». Честный отзыв про ремейк «Бриллиантовой руки»
Мария Филиппова
Рекомендуем
Знакомства
Объявления