В Екатеринбурге есть пять особенных школ, в которые не так-то просто попасть. Это гимназии № 9, 2, 202, 99 и лицей № 110. Здесь детей принимают исключительно с пятого класса и только по итогам вступительных испытаний. Иначе говоря, это школы для гениев и отличников.
По-другому их называют ресурсными центрами. Журналисты E1.RU побывали в самом первом ресурсном центре Екатеринбурга — 9-й гимназии. Рассказываем, в чем ее особенность и как туда поступить.
В «девятке» учились, в частности, министр здравоохранения России Михаил Мурашко, депутат Госдумы от Свердловской области Лев Ковпак (сын владельца сети магазинов «Кировский»).
История вопроса
История ресурсных центров Екатеринбурга началась именно с 9-й гимназии. В декабре 2012 года вступил в силу новый закон «Об образовании». Тогда в гимназии были и начальные классы, но дети поступали только по итогам вступительных испытаний.
По новому закону отбор детей в первый класс был запрещен. На тот момент «девяткой» руководила Екатерина Сибирцева (позже она станет вице-мэром Екатеринбурга), а ее заместителем была Лариса Кулькова — нынешний директор.
— В декабре 2013-го мы вместе с департаментом образования создали проект и с учителями начальных классов 2-й и 9-й гимназий ушли в 69-ю школу, где открыли первый ресурсный центр, — рассказывает Лариса Ивановна. — У нас было несколько образовательных программ: развивающая «Эльконина — Давыдова», традиционная, программы «Петерсон» и «Моя Россия», программа для детей с особенностями развития.
Сейчас концепция изменилась, но тогда мы сохранили в одном месте учителей начальной школы «девятки», иначе они бы разошлись по другим школам, и мы бы потеряли очень мощный ресурс.
Спустя три года Лариса Кулькова вернулась в стены родной гимназии и стала ее директором, а в 2020-м в городе появились и другие ресурсные центры. Теперь в «девятке» ведется прием только в пятые, восьмые и десятые классы. Но об этом позже.
Ресурсный центр — это организация, которая своими силами компенсирует недостающие материально-технические, образовательные, развивающие, творческие и другие ресурсы. Например, приглашая к себе других детей и учителей либо заключая договора партнерства.
У ресурсного центра могут быть разные цели. У 9-й гимназии это образование с уклоном в предпрофильность и профильность.
В чем особенность «девятки»? Гуляем по школе
Раньше на месте 9-й гимназии находилось маленькое ремесленное училище. В уездном городке, будущем Екатеринбурге, было много рабочих, но не хватало мастеров с инженерным знанием.
Несмотря на то, что заводчанам было не положено иметь образование выше начального уровня, екатеринбуржцы писали письма министру внутренних дел с просьбами об открытии гимназии. В результате в 1861 году в училище выделили этаж под Екатеринбургскую мужскую гимназию.
— Мы всегда говорим на экскурсиях, что в 1861 году в России пало крепостное право, в Лондоне открыли метро, а в Екатеринбурге появилась 9-я гимназия, — подметила директор.
В гимназии готовили мастеров, которые после поступали в ремесленное училище. С мальчиками работали сильные преподаватели, например Онисим Клер. Именно в стенах «девятки» он основал Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ).
— Часто говорят, что в гимназии слишком интенсивная нагрузка, — опережая наши вопросы, рассказывает Лариса Кулькова. — Наша задача, помимо образования, — чтобы ребенок ориентировался и в других образовательных и предметных областях. Чтобы он был стрессоустойчив, мог быстро мыслить и принимать решения, нести за них ответственность. Это комплексная работа, и она велась изначально, со времен открытия гимназии.
Здесь всегда были дети и преподаватели, которые поддерживали очень высокие требования к результатам образования.
Сердцем гимназии является музей «Миг», в следующем году ему исполнится 30 лет. Его история началась со старинного комода, который много лет назад стоял на том же месте.
«Миг» хранит воспоминания Зои Мышкиной, супруги Константина Узких — одного из главных архитекторов Екатеринбурга, автора Генплана Свердловска до 2000 года. Эта семья выучилась в гимназии в пяти поколениях!
— Кстати, мы одна из немногих школ, где сохранился такой предмет, как черчение. Дети, бывает, ему и сопротивляются, но это помогает развить пространственное мышление, — говорит Лариса Кулькова. — Зато наши физики и математики этому очень рады.
Сейчас в гимназии работают два заслуженных учителя России — преподаватель химии Сергей Москвин и преподаватель математики Ирина Пономарева. Им, как и директорам гимназии, в музее посвящен отдельный стенд.
В «девятке» за эти годы сложилось очень много традиций. Например, каждый выпуск дети оставляют на память в музее колокольчики.
— Они бывают разные. В 2020 году у нас на колокольчике было написано «коронавыпуск», — смеется Лариса Ивановна.
Каждые десять лет в музее не без помощи партнеров готовят сборники с рассказами о семьях учителей и учеников (с самого первого выпуска 1865 года!) Всю информацию находят благодаря школьным журналам. Называют такие книги семейными альбомами.
Кроме того, в музее проводят уроки дополнительного образования, а также экскурсии для всех желающих школьников. Открыта площадка и в ежегодную «Ночь музеев».
В 2007 году прошла большая реконструкция гимназии. Здание подверглось масштабной перестройке, от прежнего оставили лишь три внешние стены, выходящие на улицу 8-го Марта, проспект Ленина и Набережную Рабочей Молодежи.
Всего за год помещение отстроили вновь, замкнув его тремя атриумами: один купол возвышается над хореографическим залом, второй — над лекционным, третий — над столовой.
В свободное от учебы время дети занимаются в кукольном театре, поют в хоре или же готовятся к олимпиадам и турнирам — а их у учеников много.
Сейчас в 9-й гимназии учатся 900 детей, она стала городской площадкой для многих школьных турниров по физике и математике. Здесь проводят конкурс «Первые шаги в науке», где ученики защищают свои проекты на английском языке.
Все эти мероприятия — прямой способ применить свои знания, а еще — заработать дополнительные баллы для поступления в вуз. Так, у 30–35% выпускников есть преимущественное право при поступлении в университет.
Партнерами гимназии являются «Контур», УрО РАН, фонд «Золотое сечение», завод имени Калинина и Среднеуральская ГРЭС, атомная электростанция в Заречном, куда школьники ездят на лекции и практикумы.
Гимназия также сотрудничает с УрФУ, УрГЭУ, УрГЮУ, УГМУ и УрГПУ. Всех и не перечислить!
В коридоре можно потренировать знание немецкого языка в специальном автомате, где даже работает аудирование — вот вам интересная замена киоскам с чипсами и газировкой. Удобно и то, что у каждого ребенка есть свой шкафчик с личными вещами.
Питаются школьники в столовой, над которой, как мы уже говорили, возвышается стеклянный купол. Чем-то такой зал напоминает Хогвартс!
У гимназии даже есть шеф-повар — Дмитрий Федорович. В этом году он занял третье место на Всероссийским конкурсе питания (а выиграла, напомним, школа с многонациональным меню).
Питание оплачивается с помощью «Е-Карты». Это сделано для того, чтобы дети не теряли деньги. Кроме стандартных обедов и завтраков, работает система «Свой выбор». Это платная услуга, благодаря которой можно поесть и после уроков, а главное — выбрать блюдо себе по душе.
В гимназии есть также два спортзала — большой и маленький. А в одном из атриумов гимназисты во время нашего визита готовились к рождественскому балу — он прошел 24 декабря.
Реально ли пройти отбор?
Поступить сюда можно только в пятый, восьмой или десятый класс. Готовиться стоит заранее — в гимназии есть платные курсы для четвероклассников и семиклассников. Прием ведется только по результатам индивидуальных испытаний, которые у четвероклассников проходят в мае, а у семиклассников — в марте и апреле.
Родителям нужно заранее подать заявление на участие в отборочном туре. По итогам таких экзаменов составляется рейтинг. Всем сообщают, кто рекомендован к зачислению, а кто нет. Окончательное решение принимают только в августе.
Что представляет собой сам экзамен? Это работы комбинированного характера: одна из них — комплексная, вторая — по математике, третья — гуманитарная (в нее входят изложение и тест по русскому языку).
Комплексная работа включает в себя задания по иностранному языку, природоведению, истории и задания на логику.
Ежегодно из других образовательных организаций Екатеринбурга в пятые классы поступает до 100 детей, в восьмые — до 50, в 10-е классы — от 20 человек.
— Как родителю понять, что его ребенок действительно готов к обучению в 9-й гимназии, что он выдержит высокий темп?
— На собраниях мы всегда говорим, чтобы в первую очередь родители обращали внимание на любознательность ребенка и на его инициативность в школе. С увлечением ли ребенок учится или только при внешнем воздействии? Увлекается ли он множеством предметов или, может быть, его интересуют одна-две предметные области?
Если это читающие, задающие вопросы родителям дети, то это, конечно, те, кому нужна школа, где можно удовлетворить свои повышенные интересы.
В таком случае нужно работать в тесной связке с педагогом начального образования, заниматься во внеурочное время, участвовать в олимпиадах. Таких детей сейчас много в информационных технологиях, в математике, в иностранных языках.
Такие ученики однозначно должны быть в школах, где есть образовательная и мотивационная среда.
— То есть задуматься о «девятке» можно, когда ты чувствуешь, что ребенку становится немножко тесно в рамках его школы?
— Да, и здесь задача родителей — обратиться к профессионалам, поискать направления, которые бы помогли развить талант ребенка. Не просто его «натрудить» еще, а именно развить.
Система профильных и предпрофильных классов
В седьмом классе перед гимназистами встает выбор, в какой предпрофильный класс поступить. Перед этим они пишут диагностическую работу, а потом, для поступления, еще две контрольные (по тем предметам, которые будут изучать).
Всего таких направлений пять:
технологическое (физика и математика);
медицинское (биология и химия);
естественнонаучное (физика и химия);
гуманитарное (история и литература);
социально-экономическое (математика, обществознание и экономика).
Так, например, выглядит кабинет для профильных физико-математических классов. На трех из четырех стен размещены доски — рабочие поверхности. Парты можно группировать по-разному. Всё пространство здесь задействовано в работе.
Через год дети поступают в профильные классы, которые не особенно отличаются от предпрофильных. Их тоже пять:
универсальный (физика и химия);
естественнонаучный (биология и химия);
технологический (физика и математика);
гуманитарный (история и литература);
социально-экономический (математика, обществознание, экономика).
Самым первым предпрофилем, который появился в гимназии, стал физико-химический, он появился в 1990 году по инициативе одного из заслуженных учителей России — Валентины Мефодьевны Желтоножко.
Сейчас подростки занимаются в двух лабораториях — качественного и количественного анализа.
На уроках химии гимназистов делят на подгруппы, при этом особое внимание уделено практике.
— Это дает детям возможность всё попробовать руками, и это очень мотивирует их на изучение наук, потому что эти предметы очень абстрактные, — объяснила Лариса Ивановна. — У нас практически до 90–95% детей из этого класса после школы уходят в те области, которые предполагают фундаментальное изучение наук. Это МГУ (химфак), МФТИ, МГТУ имени Баумана, Менделеевский университет.
— Большинство выпускников уезжают в Москву и в Питер?
— Мы вывели такой парадокс: чем лучше мы учим, тем дальше уезжают дети. Статистика такая: от 41 до 48% детей остаются в Екатеринбурге, но они могут потом поехать куда-то в магистратуру. И те, кто уехал, возвращаются, тоже есть такая практика.
Иногда нас ругают, конечно. Как же гимназия не будет давать такой результат, раз она собирает «сливки» со всех школ? Я всегда благодарю директоров других учебных заведений. С другой стороны, успехи детей — это не привилегия 9-й гимназии, это наша производственная задача.
Именно поэтому гимназия и называется ресурсным центром: мы не просто собираем этих детей, а работаем с ними, улучшаем их и без того высокий результат. Эта среда формирует условия и для тех, кто подтягивается вслед за отличниками, — добавила директор «девятки».
— Несколько лет назад Настя Пределина единственная в Свердловской области сдала ЕГЭ на 400 баллов. В 2022-м Артемий Никитин стал единственным ребенком, набравшим 200 баллов на экзамене. Оба они — выпускники «девятки». Как у вас получается готовить таких умных детей?
— Есть очень много мнений относительно практики индивидуального отбора детей. Есть и сторонники, и противники этого.
Преимущество этой системы — среда, где большинство детей замотивированы в обучении, они осознают цели своего образования. Они понимают необходимость преодоления повышенной нагрузки.
Подготовка к турнирам и олимпиадам занимает больше времени и сил, необходимо по-новому компоновать свою деятельность.
К тому же здесь дети находятся в среде единомышленников. Им интересно не только самим участвовать в олимпиадах, но и соотносить свои результаты с результатами одноклассников. Смотреть в будущее: вот он участвует в олимпиаде высокого уровня, значит, и у меня может получиться. Это мотивационная среда для развития.
Еще один фактор — это родители. Они являются единомышленниками наших учителей и выступают за развитие детей, активно участвуют в их жизни.
Так и создается эта среда. В такой среде учиться нелегко, тем не менее есть удовольствие и драйв от результата, который ты получаешь. Он восполняет все трудности, которые ты испытал на пути к успеху.
— Сложно представить, что в пятый класс приходят замотивированные школьники. Они же еще совсем дети!
— Сейчас ведется политика очень ранней профориентации детей в мире профессий, в том числе в легких игровых формах.
На самом деле всегда видно яркого ребенка. И, наверное, интеллектуальные запросы таких детей надо удовлетворять, чтобы они не оставались сами по себе, а двигались дальше.
Вы правы в том, что на каком-то этапе ребенок может перестать так интенсивно учиться, выберет творчество, спорт. Уровень и сама среда будут способствовать тому, что не только в учебе, но и в других областях он будет работоспособен, стрессоустойчив, будет ответственно относиться к тому, что он начал делать, и доводить всё до результата. Это еще одна функция ресурсных центров.
У нас не просто интенсивное изучение какого-то предмета. Это обучение всем тем человеческим качествам, благодаря которым ребенок будет конкурентоспособен, самодостаточен и успешен. Мы стараемся делать так, чтобы он в этом быстро меняющемся мире мог быстро адаптироваться и эффективно для себя и для других работать на результат.
Дети задают учителям высокую планку
Высокие требования в гимназии не только к детям, но и к учителям. Они, как и дети, участвуют в разных олимпиадах и конкурсах, чтобы понять всю изнанку подготовки. Именно поэтому все педагоги в «девятке» — с высшей квалификационной категорией.
— Работать с такими детьми очень сложно. Все удивляются и говорят, что к тебе, наверное, очередь из учителей стоит, — рассказывает Лариса Кулькова. — А она ко мне вообще не стоит, потому что здесь работать нужно вдвое, втрое напряженнее. Здесь учитель готовит детей к олимпиадам, работает в школах подготовки. У учителей очень большая нагрузка в этом плане, но они справляются, им нравится.
Работая здесь, учитель никогда не находится в рутине, у него есть масса способов проявить свои возможности, добиться профессиональных вершин.
Сами дети генерируют эти потребности и задают учителям такую планку, такой тон.
Когда мы детей учим постигать олимпийские высоты, учителя, конечно, должны понимать, что это такое — олимпиада, турнир и конкурс, как к этому готовиться. Сколько времени нужно на это потратить, какая там нагрузка. Поэтому они с детьми разговаривают на одном языке и служат для них авторитетом.
Например, в этом году учителя обществознания участвовали в олимпиаде «Девятая высота». До 70% учителей гимназии являются экспертами по проверке олимпиадных заданий и ГИА, трое из них — кандидаты наук.
Выпускники гимназии никогда не становятся «бывшими». В январе, как только ученики выйдут с каникул, вместо уроков в школе пройдет профориентационный день — он называется «Семь часов без воды».
В этот день молодые выпускники приезжают в гимназию и рассказывают о своем первом опыте жизни после школы: интересно ли им в вузе и не разочаровались ли они в профессии.
— В январе тяжело же выходить после длительных новогодних праздников, и это у нас день, освобожденный от уроков, но он занят этим общением, — поделилась Лариса Кулькова. — Это ненавязчивая форма профориентации.
А вы бы хотели, чтобы ваш ребенок поступил в 9-ю гимназию?
Совсем недавно E1.RU составил рейтинг лучших и худших бюджетных школ Екатеринбурга по результатам ЕГЭ — обратите внимание, если готовитесь к поступлению в вуз.
Также мы публиковали обзор частных школ Екатеринбурга с ценами и особенностями.