Читатели E1.RU устроили жаркий спор о том, как и где нужно учить детей с особенностями здоровья. Многих родителей не устраивает, что в классе с их ребенком учится такой школьник, особенно если у него психические отклонения, — он регулярно срывает уроки.
Тяжело приходится и учителям: нужно дать всему классу задания по основной программе, а уроки для ребенка с ОВЗ вести по адаптивной. Уделить внимание каждому в итоге не получается.
Мы собрали несколько разных точек зрения о том, что делать с этой проблемой. Высказались как родители, так и педагоги.
Что думают об этом учителя: их опыт
Екатеринбурженка Лариса в 1990-е работала классным руководителем и учителем русского языка у особенных детей. Это было очень непросто, к тому же тогда нашей читательнице было всего 25 лет.
— Когда мне дали этот класс, я заревела, но не сдалась. Времена были сложные, зарплату не платили, но мы работали. Дети мои были сложные в обучении, зато в душе хорошие. Отличались трудолюбием и каждую пятницу мыли парты. Я им праздники проводила. Они любили играть, чай пили с печеньем.
У некоторых родители пьющие были, у троих отцы были убиты в драке. Я к каждому ребенку ходила домой. Насмотрелась такого… Шла домой и плакала.
На уроках сначала дети вели себя ужасно, а потом я нашла подход к ним. Им просто нужна была любовь и поддержка. Особенные дети — сложные, родители у них тоже сложные. И не каждый учитель выдержит. У нас раньше ведь и психологов не было.
Программа учебная, кстати, у них была другая, полегче. Они справлялись на троечку. Кто-то даже и лучше, а у кого было совсем плохо, с теми я занималась дополнительно после уроков, по своей инициативе.
Навсегда запомнила мальчика: пьющая семья, ходил в школу в одном и том же свитере рваном, на помойку уже выбрасывать. Пропускал школу, попрошайничал на улице, а по характеру хороший был мальчик. Я с ним после уроков занималась русским языком.
Однажды пришла его пьяная мама и кричала на меня, что я его задерживаю после уроков. И он вдруг стал меня защищать и говорить, что я самая лучшая учительница. Я заплакала.
Знаете, какие бы ни были времена, как бы ни била нас жизнь, нужно всегда оставаться человеком! Даже рядом с особенными детьми. Но если ты не можешь работать с ними, лучше честно встать и уйти. Я знаю, это очень тяжело. Либо искать подход. В школе нужны хорошие психологи. Служба поддержки учителя, родителя и ученика. Сейчас школы изменились, но неизменно одно: все хотят добра ребенку. Главное — найти верный путь к этому добру, — подытожила Лариса.
Юлия, другая екатеринбурженка, — репетитор, она занимается с детьми, фактически выброшенными школой. Это ребята с синдромом дефицита внимания (СДВГ), другими расстройствами нервной системы и ментальными нарушениями.
— Таким детям рекомендована адаптивная основная программа, то есть в рамках инклюзии в обычном классе. Это не работает. Педагог с трудом справляется с «Адамсом», с программой, ему не до особенных детей. Они тонут еще в начальной школе, — считает Юлия. — Нужны специальные классы в школах и специально обученные педагоги, система индивидуальных занятий. В советские годы всё это работало, а при нынешнем подходе они вообще не могут окончить школу.
Екатеринбурженка Ника работает в коррекционной школе, и она не понимает, почему родители боятся отдавать ребенка в специальное учебное заведение.
— Люблю деток и свою работу. Наша школа многое дает, в общеобразовательных такого нет. Условия намного лучше: питание, маленькая наполняемость классов, коррекция, реабилитация. У нас даже узкие врачи в школе принимают, всё бесплатно, дополнительные кружки, бассейн, специальные условия и оборудование… — перечислила Ника. — Да, есть сложности, учителя часто болеют, большая нагрузка, домашнее обучение.
Не всегда хватает тьюторов и ассистентов, кто-то это понимает, а кто-то нет. Но всё равно много благодарных родителей и добрых детей, для которых хочется делать чудеса.
Еще одна учительница, Евгения, преподает французский язык в детском центре. В ее группе есть девочка с особенностями психического развития.
— Девочка, несмотря на свой диагноз, очень умная и всё быстро схватывает, однако работать с ней довольно тяжело. Из-за психических особенностей она очень подвижна: постоянно вскакивает, бегает по классу, садится во все углы, ложится на пол. Короче говоря, на одном месте не сидит вообще, — рассказала о своем опыте Евгения.
Это отвлекает других ребят, им сложно понимать материал, особенно на другом языке, когда мимо тебя ползет по полу твой одноклассник.
Также девочка испытывает сложности со сдерживанием эмоций, очень часто кричит, громко смеется или громко расстраивается. С ней сложно выстраивать коммуникацию так, чтобы не будоражить какие-либо чувства. Наш разговор всегда идет в нейтральном тоне.
В связи с этим возникает проблема: так как дети маленькие, я их стараюсь эмоционально хвалить, поддерживать — а девочку эту не могу, и она расстраивается. Могу посоветовать коллегам иметь большое терпение и ко всему относиться через принятие. Это такие же дети, как и остальные, просто к ним надо относиться чуть внимательнее, чуть больше с ними общаться.
Ирина работает учителем математики в небольшой школе Ирбитского района. Она рассказала E1.RU, что с каждым годом особенных детей становится всё больше и больше.
— Подготовка к таким совмещенным урокам занимает много времени, и всё равно не получается так, как запланировала. Да и учебников не хватает или они не соответствуют программе. Много приходится распечатывать карточек, — призналась Ирина. — Весь урок крутишься как белка в колесе. Тяжело педагогам, работающим с инклюзивными классами.
Екатеринбуржец Анатолий работает учителем истории в школе с углубленным изучением отдельных предметов. В его классе из 28 человек есть два ребенка с тяжелыми нарушениями речи и один с задержкой психического развития.
— Работая уже больше пяти лет, задаюсь одним вопросом: для чего нужна была инклюзия? Пока попробуешь ребенку с особенностями объяснить, казалось бы, элементарные вещи, нормотипичные дети начинают реагировать по-разному: кому-то становится скучно, кто-то начинает отвлекаться и отвлекать других, — поделился с E1.RU Анатолий. — Я учился в этой же школе, у нас был специальный коррекционный класс. Ребятам давали более простой материал, был индивидуальный подход и внимание каждому.
При таком количестве детей в классе ты не можешь выдать должным образом материал деткам с ОВЗ и детям без каких-либо особенностей.
В коррекционных школах нет мест, а в обычных — тьюторов
В большинстве своем родители не понимают, почему в обычных школах пренебрежительно относятся к детям с особенностями здоровья, в том числе не выделяют психологов и тьюторов.
— У меня особенный ребенок, он адаптирован, ходит в школу сам, учится средне. И знаете что? Педагогам плевать, какой он особенный, требуют как со здорового, хотя в документах у него прописано нечто иное, — рассказала екатеринбурженка с ником Александровна. — Так прямо и говорят: «Мало ли что вам по закону положено, это так не работает».
— В школе постоянно говорят: «Какой отдельный тьютор? Нет таких у нас! Вот вам логопед и психолог — это ваши тьюторы!» А психолог и логопед говорят: «Мы физически не можем бегать по классам собирать детей на свои занятия — сами должны приходить!» На классного руководителя продленку повесили, она не может 30 детей оставить, чтобы одного отвести, — поделилась читательница E1.RU Надежда Глевицкая. — У нас в параллели есть такой ребенок, которого мама сопровождает каждый день. Если родители с ним занимаются дополнительно, то ребенок учится вровень с остальными.
Проблемы возникают, только если особенности таких детей в школе игнорируются в принципе.
Казалось бы, почему бы не отправить ребенка в коррекционную школу? Но в Екатеринбурге, по словам родителей, для таких детей не хватает мест.
— Коррекционные школы переполнены, в обычных становится только хуже, плюс программа сложная для них. И что делать? — задается вопросом Александр Сидоров. — Два года ждали место, а его всё нет. Понизили диагноз, и одно место нашлось. Сижу в школе с документами. Надеюсь, всё хорошо и нас возьмут.
— Мой сын в первом классе на семейном обучении. Решила, что во второй класс нужно идти в школу. Теперь проблема: мест нет, всё переполнено, даже платно. У меня ребенок с особенностями развития, но может посещать и обычный класс, учится по обычной школьной программе, — объяснила екатеринбурженка Маргарита. — Правда, он не сможет быть усидчивым в классе, где больше 20 детей.
С другой стороны, а каково простым детям учиться в классе с особенным ребенком? Особенно, если у него заболевание психического характера и он регулярно срывает уроки.
Например, в 94-й гимназии Екатеринбурга из-за школьника с особенностями уволились несколько педагогов, рассказала еще одна читательница E1.RU.
— Администрация школы никак не решает этот вопрос. Когда один ребенок с ОВЗ в классе, еще можно как-то решать проблемы, но, когда их трое, это уже мешает учебе всего класса, — рассказала Виктория. — У нас постоянно срываются уроки. То один убежит из класса, его ищет учитель, то второй. На контрольных и проверочных крики, вопли, дети отвлекаются, пишут с ошибками. Упала успеваемость.
Во время урока ОВЗ-ребенок может из водного пистолета залить учебники одноклассникам или подраться с соседом.
Если кто-то ест сладости, ребенок с ОВЗ может начать его бить, потому что тот не поделился. Школа только предоставила психолога — один час в неделю, — добавила екатеринбурженка.
— Мне непонятно, почему нормальные дети должны страдать из-за особенных? — не понимает еще одна читательница E1.RU. — Если заболевание ребенка не позволяет ему адекватно вести себя в обществе и получать знания, значит, он должен обучаться в коррекционной школе или на дому. Если у ребенка со зрением, слухом проблемы или с опорно-двигательным аппаратом, он может и хочет учиться в обычной школе — это одно. Но когда у ребенка агрессия, ментальные отклонения, нарушения поведения, он сам не учится и другим не дает.
Правда, порой и сами родители часто перегибают палку.
— В коррекционной школе своя программа, для этого они и созданы. А сейчас любой родитель может сказать, что его ребенок будет учиться со всеми, и точка. Они не хотят видеть, что ребенок отстает, и толкают его в обычную школу. А дети злые, будут издеваться, — считает другая екатеринбурженка.
Как вы считаете, где лучше учиться особенным детям?
Прочитайте, как в Екатеринбурге работают психологи, решающие школьные конфликты. Также мы рассказывали, что делать, если в школе завелся ученик, терроризирующий целый класс.
В городе тем временем не хватает простых учителей, не говоря уже о тех, кто работает с особенными детьми. В некоторых школах из-за дефицита кадров месяцами не ведут уроки.