Верите ли вы, что обычный студент может получать больше 100 тысяч рублей, учась в вузе? Кажется, что это сказка, но такие люди есть. Например, у студента УрФУ Максима Герасимова выходило 116 тысяч рублей. Круто, правда?
Правда, эти впечатляющие выплаты остались в прошлом. Сейчас Максим учится в аспирантуре и преподает высшую математику студентам первого курса института ИРИТ-РТФ. Его стипендия резко уменьшилась до 11 тысяч рублей, но, к счастью, есть еще и зарплата.
Максим Герасимов рассказал E1.RU, за что ему платили такие деньги и почему не у всех получается столько заработать.
«Учеба всегда была на первом месте»
— Максим, расскажите, что нужно сделать, чтобы столько получать? Куда заявиться: научные работы писать?
— На втором курсе магистратуры я получал одновременно пять именных стипендий. К этому добавлялись стипендия УрФУ за достижения в научно-исследовательской деятельности и стипендия магистра-отличника. Всё вместе — порядка 116 тысяч рублей в месяц.
Как мне это удалось? Я стал студентом кафедры ФМПК физико-технологического института в 2018 году. В 2022-м окончил бакалавриат, в 2024-м — магистратуру. И то и другое со средним баллом 5.
Учеба всегда была на первом месте. На протяжении шести лет я был старостой группы.
Какие стипендии есть в УрФУ?
В университете есть 16 именных стипендий. Найти все их виды можно здесь.
Максим, например, получал стипендию президента и правительства России, президента по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики, стипендию имени К. А. Валиева и благотворительного фонда Владимира Потанина.
С конца второго курса в бакалавриате начал активно заниматься научной деятельностью в лаборатории радиационного контроля и твердотельной дозиметрии. Моим первым наставником стал профессор Сергей Никифоров.
Я выполнял математическое моделирование процессов переноса заряда, проводил различные эксперименты по измерению термолюминесценции, обрабатывал и анализировал их результаты.
За эти годы я стал соавтором шести научных статей, проиндексированных в базах Scopus и Web of Science, а также одной монографии, представлял свои результаты на трех научных конференциях — на каждой из них получил диплом за лучший доклад.
Конечно, приходилось довольно много работать, причем задолго до того, как я вообще узнал о каких-либо стипендиях. Работать и верить, что всё это мне когда-нибудь сильно пригодится…
И пригодилось. И продолжает пригождаться! В этом, думаю, сила физтеховского образования.
Максим окончил бакалавриат по направлению «приборостроение», магистратуру — по программе «материалы микро- и наноэлектроники» — и то и другое на кафедре физических методов и приборов контроля качества ФТИ УрФУ.
Но это не всё. Я считаю, что мне повезло с кафедрой, куда я попал в некотором смысле случайно. Повезло с институтом, который мне порекомендовали. С научным руководителем, наставниками и преподавателями — со всеми теми, с кем довелось встретиться.
Со многими из них я и сегодня продолжаю хорошо общаться уже как аспирант и их младший коллега, о других вспоминаю с большой теплотой. Для меня это люди, на которых мне хочется быть похожим. Люди, которые навсегда останутся в моей памяти.
— Как быстро удалось выйти на такую стипендию: за год, за два?
— Первая стипендия, которую я начал получать с началом обучения в магистратуре, — от УрФУ за достижения в научно-исследовательской деятельности. Первая из именных — от фонда Потанина, появилась у меня со второго семестра и стала особенной.
Во-первых, для меня это был своего рода вызов самому себе, шаг вперед. Никогда раньше я не участвовал в чем-то подобном.
Во-вторых, с точки зрения ее организации и проведения она произвела на меня огромнейшее впечатление.
Остальные стипендии добавились только в начале второго курса.
Деньги вложил в покупку квартиры
— В общежитии жили? Не завидовали одногруппники такой стипендии?
— Нет, все шесть лет я снимал комнату. Спасибо хорошему человеку, платить приходилось довольно немного.
Что касается зависти одногруппников, не знаю, конечно, но я ее никогда на себе не чувствовал. В целом отношения с одногруппниками у меня были хорошими, особенно в магистратуре: чувствовалась слаженность команды, старались вместе работать над общими вопросами и прикрывать слабые стороны друг друга.
Коллектив у нас был сугубо мужской, и, если честно, даже в профильных научно-исследовательских и инженерно-технических вопросах женского взгляда иногда не хватало, не говоря уже о микроклимате группы.
— Откладывали ли вы эти деньги на что-то во время студенчества? Может быть, на путешествия, квартиру? Или сразу тратили?
— Да, почти все полученные деньги, за исключением того что было потрачено на базовые нужды, я вложил в покупку квартиры, о которой давно мечтал. В нее я переехал буквально несколько месяцев назад и сейчас потихоньку обживаюсь.
— Оставалось ли свободное время на жизнь, хобби?
— Можно сказать, что первые несколько лет всей моей жизнью была учеба.
Увы, для меня, домашнего мальчика, приехавшего сюда из маленькой деревни в Республике Казахстан, большой город в некотором смысле стал большим стрессом.
После параллельно с учебой я некоторое время увлекался компьютерными играми, а почувствовать себя в какой-то степени свободно, вздохнуть полной грудью смог только в магистратуре — и то не сразу.
Пожалуй, я и сейчас всё еще учусь жить, но в целом не скажу, что о чем-то слишком уж жалею или, если бы у меня была возможность, что-то в прошлом бы поменял. Думаю, что всё складывается так, как и должно быть, а дальше жизнь покажет.
— Тяжело ли было учиться?
— По-разному. Когда-то уставал физически, когда-то — психологически. Когда-то получал большое удовольствие от обучения. Кому-то может показаться, что с нас требовали очень многого. Кто-то наверняка скажет, что с других студентов требовали еще больше. Мне трудно судить.
Уставал ли я? Да, конечно. Много нервничал в процессе обучения.
Неоднократно бывало, что не спал ночами, выполняя какую-то работу, трудился без выходных.
Мог ли я стать тем, кто я есть или даже лучше, без всего этого? Не знаю. Всё ли из того, что приходилось делать, было реально нужно? Это тоже непростой вопрос.
Сейчас сам учу студентов. В чем-то теперь я стал понимать своих бывших преподавателей, в чем-то нет — пробую другие подходы. Но делать выводы пока рано, опыта маловато. Может, когда-нибудь опубликую детальное исследование на этот счет: всё-таки образовательная инженерия мне интересна.
Как складывается жизнь сейчас
— Сейчас вы аспирант, к тому же преподаете в вузе. Получаете столько же или уже меньше? Есть ли у аспирантов стипендия?
— Я преподаю высшую математику студентам первого курса института ИРИТ-РТФ УрФУ, продолжаю заниматься научной деятельностью и работаю над крупным научным проектом. Он направлен на создание солнечных батарей и накопителей энергии, способных эффективно работать в космическом пространстве.
Кроме того, участвую в пилотном проекте Минобрнауки, направленном на повышение качества преподавания фундаментальных дисциплин в российских университетах.
Из стипендий сейчас получаю только базовую стипендию аспирантов научно-технических направлений — порядка 11 тысяч рублей. Но проблем с деньгами нет.
— Как вы думаете, могут ли все студенты получать такие деньги? Что им мешает?
— Думаю да, вполне. Причем я уверен, что это не предел, можно получать и больше. Главное — вовремя следить за объявлением конкурсов на соответствующие стипендии, подавать заявки и не бояться!
Что мешает? Основными критериями стипендиальных конкурсов так или иначе были хорошая учеба и результаты научной деятельности.
Заниматься наукой многим студентам просто неинтересно, да и учиться им порой не очень хочется.
Другие приоритеты у людей в жизни, другие интересы, и это их дело. Имеют право.
Как преподаватель скажу: бывают такие студенты, которым просто лень. Общаешься с человеком и видишь, что способности к освоению предмета у него есть, причем очень хорошие, а он не учится. Нескольких таких моих одногруппников из университета отчислили. За этих людей мне иногда очень обидно. Однако это личное дело каждого, чему посвящать большую часть своего времени.
И всё же, если хочется, главное — пробовать, стараться, надеяться на лучшее и ничего не бояться! Идти вперед, и всё получится.
Прочитайте рассказ другого студента, который получал от УрФУ 60 тысяч рублей. При этом в прошлом году обучающимся самого крупного вуза Урала пересмотрели все стипендии: они стали в несколько раз меньше.
Также мы считали, могут ли два студента выжить на пособия, если решат завести ребенка. Результат вышел неоднозначный.
Прочитайте, какие специальности в вузах Екатеринбурга самые дорогие, а еще загляните в обзор лучших направлений подготовки. И попробуйте пройти наш тест про уральский студенческий сленг.