Задумывались ли вы когда-нибудь, что происходит с остатками еды в школьных столовых? Речь не про покусанные детьми котлеты, а про нетронутые порции. Раньше родители могли забрать их домой, ведь деньги уже уплачены. А сейчас даже учителя не могут взять себе то, что всё равно пойдет на выброс. Даже сливочное масло, пачка которого в магазине стоит больше 200 рублей.
Учительница одной из школ уральской столицы попробовала договориться с начальством о том, чтобы забирать часть еды домой, но ей запретили это делать. О проблеме она рассуждает в анонимной колонке.
Я работаю учителем в обычной школе в Екатеринбурге. Дело в том, что я вижу, как дети не едят в столовой, там остается много еды. Если это умножить на количество школ в городе или даже в России… Цифра будет гигантская.
Уважительное отношение к продуктам питания привито мне с детства.
И сейчас я вижу, что дети даже не притрагиваются к своим тарелкам. Остается от 40 до 50% всей приготовленной пищи.
И работники столовой выкидывают всё это в какие-то специальные баки. Возможно, там дальше есть переработка, возможно, куда-то эта еда уходит.
Когда я увидела, что в школе остается очень много еды, решила, как и другие мои коллеги, забирать что-то домой. Они приносили пакетики, контейнеры, чтобы что-то унести семье или даже собаке. Каким-то образом эту еду в нужные руки и рты направить.
Я ставила бокс в месте, куда дети сгружают свои нетронутые тарелки. Жалко же еду, понимаете? Еда — это святое, а выбрасывать ее — это богохульство, это некрасиво по отношению к продуктам, к самому образу питания, это неправильно.
Во многих развитых странах эту еду распределяют среди нуждающихся, среди животных. Проблема утилизации пищи есть, но у нас о ней не говорят. Возможно, считают, что это некрасиво.
Мне кажется, в школах и детских садах еду, которую не съели и не тронули, можно было бы ставить в отдельное окошечко. Предлагать сотрудникам и родителям.
Да тем же учителям, которые работают в школе с утра до вечера. Учителя были бы благодарны за еду и возможность накормить собственных детей, самим покушать. Это бы очень хорошо отражалось на их собственном бюджете.
Так, я стала иногда забирать часть еды домой в небольшом контейнере. Через год ко мне подошла завхоз и сказала: «Не надо сюда приносить ваши баклажки, готовьте дома». Сказала, что не надо брать еду, «нас и так дети снимают на телефоны».
Отсюда назревает вопрос: это чем-то чревато для учителя? Какие он нарушает правила, нормы этикета?
Ведь эта еда уходит в мусор! Почему я не могу ее взять домой, накормить семью? У меня трое детей, для меня это большое подспорье.
Можно ли еду, которую дети не съели, уносить домой? И куда уходит эта еда из столовых? Очень не хотелось бы, чтобы она просто куда-то выкидывалась. Это негигиенично, это неэкологично, это неэкономно.
Подытожу:
Еда не пропадала бы в таких количествах.
Можно было бы предложить ученикам забирать еду домой (как в ресторане), если не стали ее есть.
Можно предложить учителям забрать еду, чтобы они тратили больше времени на работу, а не на приготовление пищи дома (всё равно еда в школе выкидывается).
Как вы думаете, нужно ли что-то делать с остатками еды в школьных столовых? Можно выбрать несколько вариантов ответа.
Недавно мы рассказывали, что многонациональная столовая в одной из школ Екатеринбурга, где готовят девять кухонь мира, стала лучшей в России. А в другой школе, например, есть свой огород, овощи с которого готовят детям на обед.
Прочитайте, чем запрещено кормить школьников. Проверить свои знания вы можете, пройдя наш хитрый тест о детском питании.
А еще мы писали о самом скандальном комбинате школьного питания в Екатеринбурге — ЕМУП «Золушка»: эта организация в итоге превратилась в тыкву.
Мы собрали всё, что известно о городских комбинатах питания, и изучили отзывы, которые екатеринбуржцы пишут о своих школах.