Образование мнение «Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах

«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах

Будущий учитель младших классов высказалась на больную тему

Школьное образование в России бесплатное для всех. Но учиться легко не всем

Недавно уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова предложила создавать дополнительные нулевые классы для детей мигрантов — чтобы помочь им адаптироваться. А после этого переводить их в обычные классы, к остальным ученикам.

Мама двенадцати детей Екатерина Кириченко месяц вела уроки в младших классах в одной из школ Свердловской области. Екатерина — студентка областного педагогического колледжа. Тема ее диплома — «Особенности обучения детей-билингвов», это как раз связано с детьми мигрантов, со сложностями, которые возникают у учителей, когда в класс попадают ребята, почти не говорящие по-русски. Во время практики Екатерина сама столкнулась с подобными ситуациями. Что она об этом думает — от первого лица.

То, что в наших школах много детей мигрантов, — факт. Образование у нас доступное, бесплатное для всех. То, что все дети имеют право и возможность получить одно из лучших образований, — это хорошо. Да, я считаю, что, несмотря на проблемы, наше образование всё-таки одно из лучших. Остались педагоги, которые действительно учат.

Если мы хотим, чтобы эти ребята, которые потом вырастут, подчинялись нашим законам, уважали традиции, правила, то мы должны это донести, в том числе с помощью образования.

Но начинать надо со знания языка, по-другому никак. Они должны понимать, что им говорят. И тогда можно говорить и о законах, и о правилах, и о традициях, как у нас себя вести можно, а как нельзя.

Но только преподаватели знают, как это тяжело, когда в одном классе трое, четверо, пятеро таких детей, с разным уровнем владения языком. И учителям тяжело, и самим детям из семей мигрантов.

Вот моя практика. Третий класс. Мы проходим падежи, склонения существительных. Начинаю объяснять и понимаю, что нескольким ребятам, которые недавно приехали в нашу страну, нужно объяснять индивидуально. Подхожу. Но вижу, что не могу донести.

<p>Екатерина Кириченко</p><p>Екатерина Кириченко</p>

Они не знают, что такое окончания, не знают такого слова и еще много слов не знают. Тема не ложится, потому что базы нет.

Или урок математики. Начинаем проходить деление трехзначных чисел на двухзначные. Что такое трехзначные, мне надо объяснить: показываю на пальцах три, два. Остальной класс уже знает это, а я начинаю объяснять, зачем, для чего, почему… Что такое «разделить», что это слово вообще значит. Вижу — не понимает, начинает нервничать, что-то говорить на своем языке. А я не понимаю что!

Приходится тратить львиную долю времени. По-другому нельзя: он такой же ученик, у него такое же право на образование. Остальной класс это всё знает. Начинают скучать, отвлекаться, баловаться, кто-то смеяться начинает. Мне на помощь приходила куратор, она замечательный педагог, опытный. А вот молодым учителям начинать очень тяжело.

Это еще хорошо, если хотя бы один из родителей владеет языком. Мы можем поговорить с мамой или папой, объяснить, что надо помочь. Но когда оба родителя плохо владеют языком и дома общаются только на своем — вот это проблема.

Когда родители полностью перекладывают на учителя и школьную программу, и изучение языка, я считаю, это неправильно.

При этом некоторые из родителей почему-то воспринимают вот эти очевидные вещи очень болезненно, даже агрессивно.

Ко мне претензий не было, я всё-таки на практике, но учителя сталкивались с таким: «Вы плохо учите, вы обязаны». А как учить, где база языковая?

Учителя, наоборот, стараются помочь таким ребятам из семей мигрантов, но это должна быть совместная работа с родителями.

<p>Екатерина Кириченко</p><p>Екатерина Кириченко</p>

Хочется, чтобы они содействовали, помогали с изучением языка, раз они решили жить и работать здесь. Ведь это было решение родителей — переехать сюда с ребенком.

И не надо обижаться. Но мы хотим уважительного отношения и к нашему языку, и к нашим традициям, и к учителям. Не нужно выливать агрессию на учителя: вы не можете его научить.

Как объяснить детям математику или окружающий мир, если они не понимают речь? Детям из-за этого очень тяжело. От стресса они впадают из крайности в крайность: кто-то замыкается, просто не общается ни с кем, кто-то, наоборот, выливает свои переживания в агрессию.

Ребята не берут одноклассника в игру, потому что он не понимает правила, не понимает оттенки речи, где шутка, где устойчивое выражение. Ребенок переживает, раздражается, начинаются конфликты, ссоры.

Я сама всё это наблюдала в классе. Хорошо, когда педагоги всё это понимают, как было у нас, никого не обвиняют, гасят споры и ссоры. Один такой мальчик у нас постоянно крутился на стуле, именно на фоне стресса. Его не одергивали, понимали: не будет причин для стресса — освоит язык, уйдет и проблема.

Конечно, такие нулевые классы были бы спасением для учителей: адаптировать детей, погрузить в языковую среду, а потом по результатам аттестации на знание русского языка и других предметов уже решать, в какой класс переводить, не по возрасту, а именно по знаниям.

А ведь среди таких ребят есть одаренные и очень творческие. Билингвизм укрепляет связи в мозгу, развивает мышление, люди видят мир как бы в двух проекциях. То есть, если правильно подойти, у большинства детей могло бы быть всё хорошо с обучением. В нашей школе, например, в старших классах и в среднем звене ребята, которые еще недавно осваивали русский, уже олимпиадники.

Но, чтобы дети были успешны или нормально получали образование в российской школе, родители тоже должны погрузиться в языковую среду. Чтобы помочь ребенку, нужно самим знать язык, изучать его, быть заинтересованным.

Стоит ввести нулевые классы для адаптации детей мигрантов?

Конечно, это поможет решить проблему
Это бесполезно. Если люди не хотят учить язык, они и не будут

Мы также публиковали мнение математика и блогера Алексея Саватеева о том, почему у нас в стране с образованием не очень хорошо и как можно всё исправить.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY19
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
89
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Надеюсь, это волшебный пендель, который подействует». Главред E1.RU — о внезапно пришедших снегопадах
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Деми Мур неидеальна? Да вы издеваетесь!» Почему хайповый фильм «Субстанция» — это оскорбление для всех женщин
Анна Макушина
Журналист
Мнение
Отложите покупки и ссоры: астролог из Екатеринбурга назвала самые плохие дни ноября и декабря
Мария Кучма
Рекомендуем
Знакомства
Объявления