Производственные предприятия Свердловской области испытывают острый кадровый голод. Перед образовательными организациями региона стоит задача — в ближайшее время подготовить необходимое количество квалифицированных специалистов среднего звена и рабочих по востребованным в регионе специальностям и профессиям. Схожая ситуация сегодня и на федеральном уровне, выпуск квалифицированных рабочих за последние два десятилетия в России неуклонно снижался. По данным НИУ ВШЭ, в 2000 году колледжи страны подготовили 762,3 тысячи специалистов, тогда как в 2022-м — выпустили уже в четыре раза меньше — всего 161,2 тысячи. Как решают проблему подготовки кадров в Свердловской области?
«Кабинетной теории» недостаточно
Предприятия сегодня нуждаются в специалистах, готовых быстро освоиться на производстве, владеющих новыми технологиями и навыками работы на современном оборудовании. Важно, чтобы образовательные программы колледжей были актуальными — и обновлялись в соответствии с модернизацией технической базы на предприятиях. В идеале, преподаватели должны сами владеть практическими навыками работы на современном оборудовании и формировать соответствующие компетенции у студентов.
Чтобы наладить непрерывную практико-ориентированную систему подготовки студентов, третий год в России реализуется федеральный проект «Профессионалитет». Помимо материального обеспечения колледжей современным оборудованием, проект предполагает программу стажировок, рассчитанную на тысячи педагогов по всей стране. Только в этом году стажировки, организованные Институтом развития профессионального образования, прошли более 4300 преподавателей из колледжей в разных регионах страны.
Прежде чем учить, преподаватели учатся сами
В Свердловской области практическое обучение на реальных промышленных предприятиях уже прошли педагогические команды 29 колледжей. Педагоги и мастера производственного обучения стажировались на площадках Синарского и Северского трубных заводов.
— Чтобы учить, мы должны быть профессионалами своего дела. В этом плане стажировки не только интересны, но и очень полезны. Для студентов и тех, кто вновь приобретает профессию, это отличный способ овладеть навыками управления краном, — рассказала одна из участниц стажировки на Северском трубном заводе, преподаватель специальных дисциплин по профессии «машинист крана» Светлана Джульжанова.
Учебный процесс каждой стажировки включает несколько частей и на три четверти состоит из практической работы на предприятиях и в мастерских колледжей. Также для стажеров был составлен маршрут «Металлургия сквозь века» — это экскурсия, которая погружает участников в историю уральской металлургии.
— Коллеги от экскурсии, от самой домны в полном восторге. У них столько впечатлений! Когда ты вживую видишь историю — а тут реально живая история — нельзя не влюбиться в наш музейный комплекс. Педагоги очень довольны, они узнали об истории Урала на примере предприятия, — рассказала Виктория Семёнова, инженер по подготовке кадров 1-ой категории Центра профессионального образования Северского трубного завода.
По итогам стажировки каждый преподаватель получает не только соответствующую сертификацию, но и рекомендации от своих руководителей-наставников. Это помогает педагогам внедрять в обучение современные технологии и готовить студентов к реальной работе на производстве.
Задача — сократить путь от студенческой скамьи до реального трудоустройства
На Синарском трубном заводе для преподавателей и мастеров СПО провели серию занятий на рабочих местах и по итогам организовали демонстрационный экзамен.
— Новые модули для нас начались с первых же дней стажировки. Это современное управление производством, бережливое производство и все те новые технологии, которые внедряются заводом. Мы охотно перенимаем опыт, речь не только о работе со сваркой, прежде всего — эффективность управления всем производством, оптимизация процессов. Всё это крайне важные навыки и для нас, и для наших студентов, — поделился после стажировки Дмитрий Остенко, преподаватель специальных дисциплин по профессии «сварочные технологии».
Автор: Вера Новосельцева