Образование эксперт «Это будет трата времени для нашей страны». Уральский учитель — об идее сократить обучение в школе

«Это будет трата времени для нашей страны». Уральский учитель — об идее сократить обучение в школе

Почему проблему профориентации детей нужно решать иначе?

Владимир Мединский заявил, что учиться в школе одиннадцать лет — непозволительная роскошь

На днях помощник президента, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский предложил сократить время обучения в школе. По его словам, пока ребенок окончит все девять или одиннадцать классов, поступит в вуз и освоит профессию, эта самая профессия потеряет актуальность на рынке труда.

— Время диктует сокращение продолжительности среднего образования. То, что у нас одиннадцать лет, — непозволительная роскошь. Это мы с вами живем в XIX веке. Время должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в девятнадцать лет размышлять, чем бы заняться, — заявил Мединский.

Действительно ли проблема — в продолжительности обучения? Или можно готовить ребенка к труду уже со школьной скамьи? На эту тему специально для E1.RU порассуждал учитель истории и обществознания Виктор Якушев, автор телеграм-канала «Труд педагога». Далее — от первого лица.

— Я не могу согласиться с инициативой Владимира Мединского и не считаю, что одиннадцать лет в школе — это очень уж много. Был в советское время момент, когда дети учились десять лет: восемь — и потом еще два года, но тогда не было четвертого класса.

Дети перескакивали из третьего класса в пятый. И, конечно, в теории можно, перелопатив все федеральные, государственные образовательные стандарты, сократить время обучения, может быть, до десяти лет, оставляя четвертый класс. Например, учиться восемь лет и потом поступать в девятый и десятый класс. Но это настолько тяжело с точки зрения бюрократии!

<p>Виктор Якушев</p><p>Виктор Якушев</p>

И столько опять потребуется времени и, самое главное, денег на все эти процедуры! Я в них большого смысла не вижу, не стоят они того.

А помните, раньше в школах не было четвертого класса? Все перескакивали сразу в пятый

Мединский указывает, что нужно больше времени тратить на профориентацию, а не просто учиться — что в школах, что в вузах. И здесь, не меняя количество лет обучения, можно интегрировать нормальные, адекватные профориентационные программы для школьников или студентов.

<p>Виктор Якушев</p><p>Виктор Якушев</p>

Несмотря на то что десятый и одиннадцатый классы считаются у нас подготовкой к университету, в школе никакой реальной подготовки нет. Кроме того, что все как бешеные к ЕГЭ готовятся.

Да, в старших классах дети учатся по полугодиям. И всё. Это единственное отличие от прошлых лет обучения и такой намек, что и в университете вы будете учиться, но только по семестрам. Это не считая формальных моментов посещения вузов, деления классов на специализированные (гуманитарные, технические), из-за которых уже по всей стране летом были различные скандалы и недовольство.

Ведь если дети не определились, какое им направление ближе, а у них в школе десятые классы только технические или гуманитарные — они не хотят ни туда, ни туда. Значит, они вынуждены из своей школы по месту жительства уходить и искать себе другую школу. То есть тоже момент не очень проработан.

Педагог предлагает вместо сокращения обучения в школе усилить профориентационные программы и готовить детей к студенчеству заранее

Надо, допустим, в десятом и одиннадцатом классе сделать зачетную систему, которую можно будет перевести в оценки для аттестата. Возможно, полноценную балльно-рейтинговую систему, возможно — какие-то интеграции, чтобы преподаватели вузов приходили в школы, проводили занятия, но не обязательные, а дополнительные.

<p>Виктор Якушев</p><p>Виктор Якушев</p>

Чтобы какие-то вузы брали шефство над школами или над классами для того, чтобы ученики реально увидели и поняли, как устроена студенческая жизнь.

И что нужно будет делать после школы. Возможно, это помогло бы им лучше и раньше определиться с будущей профессией.

А как вы считаете, нужно ли сократить время обучения в школе?

Что касается самих студентов, то достаточно добавить больше адекватной практики. Производственной, связанной со специальностью, по которой учатся студенты. Тогда всё будет четко и понятно.

В свое время из педагогического университета на свой первый урок в школе (на практике) я попал на третьем курсе, учитывая, что это бакалавриат, но это был 2013 год. Наверное, за одиннадцать лет в УрГПУ что-нибудь да поменялось, это мне не известно.

В вузах необходимо больше интеграции, взаимодействия различных предприятий, организаций по специальности с этими университетами, факультетами, с конкретными студентами — тогда и выстроится адекватная и понятная сама по себе профориентация.

<p>Виктор Якушев</p><p>Виктор Якушев</p>

Если взять и перелопатить все ФГОСы, чтобы сократить обучение в вузе или в школе, это, я считаю, будет несоразмерная трата финансовых средств, документов и, самое главное, времени для нашей страны.

Тем более в том моменте историческом, в котором мы сейчас живем, очень непростом. Это не самое важное и не самое первое, чем нужно активно заниматься.

А как вы считаете, нужно ли сократить время обучения в школах?

Да, одиннадцать лет — это слишком много
Нет, это не поможет решить вопрос профориентации школьников и дефицита кадров
Можно сократить, но только на один год, убрав всё лишнее из школьной программы

В Свердловской области родители школьников недовольны ужесточением системы зачисления в десятый класс. Даже те, кто отучился на четверки и пятерки, могут вылететь из родного учебного заведения, если они не проходят по конкурсу в профильные классы.

Мы объясняли, как работает новая система и по каким причинам ребенка могут не принять в старшеклассники. Впрочем, есть и те, кому удалось победить систему: в Екатеринбурге школьница не прошла отбор, но всё же поступила в 10-й класс благодаря папе.

Помимо этого, в школах города активно развивают сеть профильных классов, мы рассказывали, каким профессиям учат детей.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE10
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY14
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
115
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Уже в 15 лет готов убить за дерзкое слово». Главный редактор E1.RU — о самых важных событиях недели
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
Убрать Дарвина, или Родительское собрание как форма пытки
Лебедев Денис
Руководитель отдела "Бизнес"
Мнение
«Это будет трата времени для нашей страны». Уральский учитель — об идее сократить обучение в школе
Виктор Якушев
Учитель истории и обществознания
Мнение
Вернулись в школу — подцепили корь и ветрянку. Вирусолог ответил, ждать ли вспышек «детских» болезней осенью и как себя защитить
Анонимное мнение
Мнение
«Кто-то невидимый разрывает тебе мышцы на ногах»: переболевшая рассказала о злобном вирусе, который косит всех вокруг
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления