На днях помощник президента, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский предложил сократить время обучения в школе. По его словам, пока ребенок окончит все девять или одиннадцать классов, поступит в вуз и освоит профессию, эта самая профессия потеряет актуальность на рынке труда.
— Время диктует сокращение продолжительности среднего образования. То, что у нас одиннадцать лет, — непозволительная роскошь. Это мы с вами живем в XIX веке. Время должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в девятнадцать лет размышлять, чем бы заняться, — заявил Мединский.
Действительно ли проблема — в продолжительности обучения? Или можно готовить ребенка к труду уже со школьной скамьи? На эту тему специально для E1.RU порассуждал учитель истории и обществознания Виктор Якушев, автор телеграм-канала «Труд педагога». Далее — от первого лица.
— Я не могу согласиться с инициативой Владимира Мединского и не считаю, что одиннадцать лет в школе — это очень уж много. Был в советское время момент, когда дети учились десять лет: восемь — и потом еще два года, но тогда не было четвертого класса.
Дети перескакивали из третьего класса в пятый. И, конечно, в теории можно, перелопатив все федеральные, государственные образовательные стандарты, сократить время обучения, может быть, до десяти лет, оставляя четвертый класс. Например, учиться восемь лет и потом поступать в девятый и десятый класс. Но это настолько тяжело с точки зрения бюрократии!
И столько опять потребуется времени и, самое главное, денег на все эти процедуры! Я в них большого смысла не вижу, не стоят они того.
Мединский указывает, что нужно больше времени тратить на профориентацию, а не просто учиться — что в школах, что в вузах. И здесь, не меняя количество лет обучения, можно интегрировать нормальные, адекватные профориентационные программы для школьников или студентов.
Несмотря на то что десятый и одиннадцатый классы считаются у нас подготовкой к университету, в школе никакой реальной подготовки нет. Кроме того, что все как бешеные к ЕГЭ готовятся.
Да, в старших классах дети учатся по полугодиям. И всё. Это единственное отличие от прошлых лет обучения и такой намек, что и в университете вы будете учиться, но только по семестрам. Это не считая формальных моментов посещения вузов, деления классов на специализированные (гуманитарные, технические), из-за которых уже по всей стране летом были различные скандалы и недовольство.
Ведь если дети не определились, какое им направление ближе, а у них в школе десятые классы только технические или гуманитарные — они не хотят ни туда, ни туда. Значит, они вынуждены из своей школы по месту жительства уходить и искать себе другую школу. То есть тоже момент не очень проработан.
Надо, допустим, в десятом и одиннадцатом классе сделать зачетную систему, которую можно будет перевести в оценки для аттестата. Возможно, полноценную балльно-рейтинговую систему, возможно — какие-то интеграции, чтобы преподаватели вузов приходили в школы, проводили занятия, но не обязательные, а дополнительные.
Чтобы какие-то вузы брали шефство над школами или над классами для того, чтобы ученики реально увидели и поняли, как устроена студенческая жизнь.
И что нужно будет делать после школы. Возможно, это помогло бы им лучше и раньше определиться с будущей профессией.
Что касается самих студентов, то достаточно добавить больше адекватной практики. Производственной, связанной со специальностью, по которой учатся студенты. Тогда всё будет четко и понятно.
В свое время из педагогического университета на свой первый урок в школе (на практике) я попал на третьем курсе, учитывая, что это бакалавриат, но это был 2013 год. Наверное, за одиннадцать лет в УрГПУ что-нибудь да поменялось, это мне не известно.
В вузах необходимо больше интеграции, взаимодействия различных предприятий, организаций по специальности с этими университетами, факультетами, с конкретными студентами — тогда и выстроится адекватная и понятная сама по себе профориентация.
Если взять и перелопатить все ФГОСы, чтобы сократить обучение в вузе или в школе, это, я считаю, будет несоразмерная трата финансовых средств, документов и, самое главное, времени для нашей страны.
Тем более в том моменте историческом, в котором мы сейчас живем, очень непростом. Это не самое важное и не самое первое, чем нужно активно заниматься.
А как вы считаете, нужно ли сократить время обучения в школах?
В Свердловской области родители школьников недовольны ужесточением системы зачисления в десятый класс. Даже те, кто отучился на четверки и пятерки, могут вылететь из родного учебного заведения, если они не проходят по конкурсу в профильные классы.
Мы объясняли, как работает новая система и по каким причинам ребенка могут не принять в старшеклассники. Впрочем, есть и те, кому удалось победить систему: в Екатеринбурге школьница не прошла отбор, но всё же поступила в 10-й класс благодаря папе.
Помимо этого, в школах города активно развивают сеть профильных классов, мы рассказывали, каким профессиям учат детей.