С 1 сентября этого года дети больше не могут доставать телефоны на уроках, даже в образовательных целях.
Дело в том, что еще в декабре 2023-го Госдума внесла поправки в закон «Об образовании». Согласно четвертому пункту, теперь запрещено использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время учебных занятий, за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся.
Теперь дети оставляют сотовые в специальных боксах. Многие эксперты по-прежнему считают, что такое ограничение незаконно, хотя большинство учителей были только рады нововведению.
Мы спросили читателей E1.RU, как они относятся к запрету телефонов в школах. Мнения разделились на два лагеря: за и против.
Телефон — от лукавого
Многие екатеринбуржцы с запретом согласны, ведь они сами учились в школе, когда телефонов еще и в помине не было (разве что пейджеры). Да и что такого может произойти, что ребенку вдруг нужно будет позвонить родителям?
— Может, наконец-то прибавится внимание и интерес у детей к учебному процессу. Хочется в это верить, — считает Наталья Лыскова.
— На уроке надо слушать учителя, а не на телефон отвлекаться, — пишет пользователь с ником genblast. — А при экстренной связи родитель всегда может связаться с ребенком через учителя. У нас такой в классе такой канал связи есть.
— Когда ребенок на уроке занят не занятиями, а играми и общением в группах — это плохо, — уверен Евгений Ра. — Когда ребенок предпочтет физкультуре стрим — это плохо. Когда ребенок предпочтет участию в кружках самодеятельности видеотрансляции — это плохо для его развития.
Экстренные ситуации — это отдельный случай, который должен быть предусмотрен руководителем учебного заведения.
Высказался об этом и один из учителей:
— Никогда не использовал телефон на своих уроках. Зачем и для чего, собственно?
У меня четкий план урока, фактически поминутно расписанный, составленный и отработанный заранее, — объяснил педагог. — Мне телефон на уроке нужен был только как часы.
— Не понимаю, зачем на уроке телефон. Для экстренной связи есть часы или кнопочный. Всё остальное от лукавого, — поддерживает его другой екатеринбуржец. — Если экстренный случай, то в школе помогут. В остальных случаях ребенок сам расскажет о конфликте, если таковой имеется.
— Будь моя воля, я бы не только в школе, но и дома его запретила, — шутит Ирина.
— По большому счету, не нужны телефоны на уроках. Плохо, что для этого закон нужен, родители сами должны с первого класса ребенку объяснять, что на уроках — учеба, а не свободное времяпровождение, — высказалась екатеринбурженка Анастасия. — Странно читать комментарии родителей, которые возмущены запретом.
— У нас весь класс нормально отнесся к этому, а бесятся те, кто сдать не может, потому что весь год в телефоне на уроках сидел вместо того, чтобы урок слушать, — уверена читательница Яна.
— Дети играют в телефонах, а не ищут полезную информацию. Вот в этом и разница. Они после перемены заходят в класс и ничего не соображают еще пол-урока! Наша учительница нам на собрании про это говорила, что они абсолютно отрешенные с этими телефонами, — считает Дарья, мама школьника.
Забирайте телефоны, но только с одним условием
Своим мнением поделился и автоэксперт E1.RU, юрист Дмитрий Ларионов:
— Я за запрет, но ровно при одном условии — если в каждом классе стоит камера наблюдения, которая пишет видео со звуком.
В противном случае учителя будут отыгрываться на учениках абсолютно безнаказанно.
И не надо говорить, что «раньше как-то учились». Именно так и учились, — добавил эксперт.
Его мнение поддерживает екатеринбурженка с ником Agripina.
— Камеры в каждый класс (рабочие, а не муляж), тогда можно и телефон сдать на время урока! У нас есть учитель: половину урока гуляет, потом придет, наорет на девочек и довольна жизнью, — высказалась девушка.
Проблема не в телефонах, а в учителях
Другие родители категорически против того, чтобы у детей забирали телефоны. Во-первых, из соображений безопасности: в случае чего ребенок сможет позвонить маме, включить диктофон или снять конфликтную ситуацию на видео.
— Сколько случаев рукоприкладства снималось этими же телефонами, а с камер быстро записи пропадают, и не везде они есть, а если есть — не всегда работают, — подчеркнул читатель с ником message 505.
— Очевидно же, что проблема не в детях и телефонах, а в учителях. По общему правилу очень давно уже нельзя пользоваться телефонами на уроках, и это правило в основном соблюдается. Но всегда бывают исключения, поэтому законодательно вводить запрет я считаю недопустимым, — уверена мама школьника Ольга Гусева.
Почему к нашим детям отношение как к преступникам? В школу они через рамки проходят, на экзаменах их с металлодетектором проверяют и в туалет под конвоем водят.
Кого мы растим? Взрослые не хотели бы провести 11 лет в таком режиме? Почему законодатели считают себя вправе подозревать наших детей в мошенничестве, подвергать их проверкам и ограничениям? — продолжила Ольга. — Наши родители не только учились без телефона, они без него жили! У них еще и интернета не было, и спали они на кроватях с панцирной сеткой. Вы хотите устроить своим детям такую жизнь?
— Однажды я повредил на перемене палец на ноге. Пошел в медпункт, там мне сказали, что всё хорошо, это ушиб, — поделился своей историей Пожималкин. — Но палец всё равно очень сильно болел. Позвонил родителям, они меня забрали со школы, и мы поехали в травмпункт. Оказался перелом. Разные экстренные ситуации могут возникнуть.
— А если приступ эпилепсии, например? Или предобморочное на физкультуре, — предположила Валерия Громова.
К сожалению, учителя не всегда внимательны и верят детям, они могут недооценить опасность.
Если телефон в зоне доступа (в сумке, например), ребенок может набрать родителя и передать трубку учителю, чтобы родитель объяснил про здоровье и сказал, что делать, — уверена Валерия.
— Учитель в средней школе не найдет даже телефона родителя. У них сейчас нет нормальных журналов. Позвонить сможет только классный руководитель, и тот не всегда, — считает другая читательница E1.RU. — В школах рядом с нормальными детьми учатся бок о бок дети с психическими заболеваниями. Процветает буллинг. У нас были незапланированные эвакуации, родители не могли найти детей, оставивших телефон в классе.
— Сейчас у моей сестры в классе ввели похуже правило: надо уже с утра сдавать телефон, даже на перемене нельзя просто посмотреть время. Телефоны складываются в контейнер, который спрятан в столе, — поделился еще один читатель с ником AGATACHEK.
Так у меня случайно взяли мой телефон, а выяснилось только на следующий день. Так что я против таких правил.
— Моему брату в школе лоб разбили, телефона рядом не было. Никто даже не шелохнулся и скорую не вызвал, — рассказала екатеринбурженка Алиса. — Пришла мама, и они поехали в больницу зашивать лоб. Не хотите, чтобы ребенок играл в телефон — поставьте родительский контроль, но ребенок всегда должен быть на связи с родителем. Даже во время урока.
— Прикиньте, телефон можно использовать как средство обучения, если уметь, — иронизирует Дарья. — И это как раз задача учителя научить, показать огромные возможности: устраивать и онлайн-голосовалки, и быстрые тесты, и калькулятором пользоваться, и всякими-разными словарями и пособиями. А отвлечься можно и без телефона, было бы желание.
— Есть диагнозы, например, сахарный диабет первого типа. Для слежения за уровнем сахара как раз телефон и датчик. Новые возможности дают ребенку чувствовать себя как все, и сахар держать в норме, поэтому я за телефон. Для нас это нормальная жизнь, а не развлечения, — поделилась своей ситуацией Анна.
Еще одно из нововведений нового учебного года — в школах введут единые требования к одежде учеников. Прочитайте, что сейчас запрещено носить в екатеринбургских школах.
Ранее мы рассказывали, какие учебные заведения города признали лучшими в России.
Прочитайте несколько важных статей, в которых мы поднимаем проблемы образования. Например, мы писали, почему без репетиторов школьники не могут сдать ЕГЭ. Загляните в наш большой обзор о том, как организована безопасность в школах Екатеринбурга, а еще мы разбирались, кто на самом деле кормит школьников (это многомиллионный бизнес). Также мы подробно изучали, сколько платят учителям в школах.