Сегодня, 2 сентября, звонок мог бы прозвучать не только для первоклассников, но и для учащихся Свердловского музыкально-эстетического педагогического колледжа (СОМЭПК) и воспитанников музыкального детского дома. Но эти учебные заведения уже три года как стерты с карты Екатеринбурга — они пали жертвой реорганизации и раздела имущества.
Между тем колледж, в составе которого была и школа, и детский дом, выпускал достойных музыкантов всероссийского уровня и на деле показывал, как должна работать система ступенчатого образования.
В день начала нового учебного года вспоминаем громкую историю развала колледжа, открытого маршалом Жуковым.
Маленькая, но такая важная церквушка
Первое здание Свердловского музыкально-эстетического колледжа находилось на Тверитина, 20, но изначально, еще в 1885 году, на этом месте располагался ночлежный дом.
Спустя 13 лет на площади, которую так и назвали Ночлежной, выделили место под церковное братство праведного Симеона Верхотурского. В 1901-м там была заложена церковь-школа.
После революции, в 1928 году, церковную школу закрыли. А в 1947-м в здании открылся Областной музыкально-эстетический педагогический колледж.
Спустя годы Симеоновская церковь-школа открылась вновь, но в помещении на Ясной, 10, сменив название на Свято-Алексеевскую школу.
Музыкальный дом-интернат
Считается, что к становлению колледжа приложил руку маршал Георгий Жуков — известный советский полководец, ведь на самом деле история колледжа началась чуть раньше чем в 1947-м.
Маршал Жуков выступил с инициативой создать в составе Советской армии школу музыкантских воспитанников для детей-сирот, чьи родители погибли во время Великой Отечественной войны. В 1943 году по приказу Иосифа Сталина в Свердловске появился детский дом-школа, который позже стал одним из подразделений колледжа. Находился он на Вайнера, 1.
Здесь готовили музыкантов для военных оркестров: принимали только мальчиков, и в учебном заведении была строгая, военная дисциплина.
Затем, в 1962-м, его преобразовали в школу-интернат музыкального воспитания, и ученики разместились в новом (по тем меркам) здании на Куйбышева, 183. Воспитанники выступали на военных парадах, которые возглавлял сам Жуков.
Известным выпускником музыкального интерната стал джазовый музыкант Владимир Пресняков — 45 лет он преподавал здесь игру на кларнете и саксофоне. Позже он отдал в школу своего сына Владимира Преснякова-младшего — известного эстрадного певца, музыканта и композитора. Правда, спустя два года подростка исключили за плохое поведение, тогда родители забрали его в Москву.
Также школу-интернат окончил Юрий Бондарь, художественный руководитель екатеринбургской филармонии, и другие известные музыканты.
Колледж расширяется
Вскоре у музыкально-эстетического колледжа кроме здания на Тверитина, 20 появятся еще два новых учебных корпуса. Один из них — на Карла Маркса, 5.
Само здание на Маркса было построено в 1949 году — под нужды 65-й школы, в помещении которой в военные годы расположился госпиталь. В 1983 году школа переехала в новое здание — это время оно пустовало.
Спустя два года, в 1985-м, в Свердловске открылось педагогическое училище № 4, которому в 1992-м отдали то самое здание на Карла Маркса, 5. Через год учебное заведение переименовали в Екатеринбургское педагогическое училище № 4, а потом — в Екатеринбургский педагогический колледж.
В 2003-м педколледж присоединили к Свердловскому областному музыкально-эстетическому педагогическому колледжу, который разместил в доме на Карла Маркса свой второй корпус.
Еще через четыре года, в 2007-м, к учебному заведению присоединили тот самый музыкальный интернат. Тогда же колледж подписал соглашение о сотрудничестве с Екатеринбургской епархией, у которой к этим помещениям был свой интерес.
Воспоминания о колледже
В колледже готовили учителей начальных классов, воспитателей для детских садов, учителей музыки, хореографов. Особый упор делали на коррекционную педагогику, преподавали латынь, старославянский и языкознание.
Мы попросили читателей E1.RU, учившихся в колледже, поделиться воспоминаниями о нем.
— Училась в педагогическом училище № 4 с 1986 по 1990 год по специальности «учитель начальных классов». Сильные педагоги, классное образование. Из нас реально делали крутых специалистов! Спасибо преподавателям того времени, — поделилась с E1.RU екатеринбурженка Ольга.
— Училась с 1988 по 1992 год на учителя начальных классов, классным руководителем сначала была Лариса Петровна, а со второго курса Алла Борисовна. Все педагоги золото, с любовью вспоминаем! — говорит екатеринбурженка Ирина.
— Училась там, когда там был екатеринбургский педколледж № 4, с 1996 по 2000 год. Фантастический колледж! Он дал гораздо больше, чем потом педуниверситет. Были восхитительные преподаватели, — говорит Елена.
Плачевное состояние здания. Рушится здание, рушится и качество образования. Символично и очень печально.
— Любимое мое Свердловское педагогическое училище № 4. Училась на учителя начальных классов с 1988 по 1992 год. Золотой фонд всех учителей! Работая в школе, всегда вспоминаю каждого учителя. Какой неоценимый и важный вклад внесли в нас педагоги в то время! Трудиться, уважать, любить свою профессию… Здание нуждается в капитальном ремонте. Низкий поклон всем, кто учил нас, — говорит Ольга.
— Училась с 2002 по 2007 год, сначала колледж носил название ЕПК, потом переименовали в СОМЭПК. Отличные учителя, прекрасные воспоминания об учебе, — поделилась еще одна екатеринбурженка.
Вы нам больше не нужны!
В ноябре 2010 года вступил в силу федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Спустя два года, в 2012-м, несмотря на дружбу и тесное сотрудничество с колледжем, Екатеринбургская епархия потребовала от мэрии передать им в собственность здание на Тверитина, 20 — один из корпусов учебного заведения.
Помещение на Тверитина, как мы писали выше, когда-то принадлежало Симеоновской церкви-школе, которая вынужденно переехала в здание на Ясной. В мэрии Екатеринбурга, в свою очередь, попросили освободить его, чтобы открыть здесь детский сад № 516 (он работает до сих пор).
1 июля 2013-го колледж потерял корпус на Тверитина, 20, полностью передав его РПЦ. В епархии отмечали, что здание было разрушенным — священнослужителям пришлось потратиться на капитальный ремонт. С 2020 года здесь находится частная Свято-Симеоновская православная гимназия, принадлежащая городской епархии.
А преподавателям и студентам колледжа пришлось ютиться во втором корпусе на Карла Маркса, 5, в здании послевоенной постройки.
Череда проверок и угроз
Кроме всего прочего в 2012 году на колледж обрушились прокурорские проверки. Оказалось, что в СОМЭПК несколько месяцев не было медика и логопеда, из-за чего шестнадцати студентам с задержками в развитии не оказывалась должная психолого-педагогическая помощь. Но это не самое страшное.
Прокуратура выявила факты нецелевого использования средств областного бюджета — 2 миллионов рублей, направленных на ремонт колледжа. Информацию об этом передали в екатеринбургскую полицию.
Проверки коснулись и музыкального интерната. Там нашли нарушения соблюдения санитарных норм. Детскому дому поставили условие: либо вы улучшаете жилищные условия, либо закрываетесь.
За деньги — да
31 декабря 2013-го администрация Екатеринбурга обязала музыкально-эстетический колледж платить за аренду здания на Карла Маркса, 5 по 15 миллионов рублей. И даже не в год, а за каждый месяц.
Студентам предложили перебраться в единственное оставшееся здание на Куйбышева, 183, где располагалась музыкальная школа — детский дом. Но и оно оказалось под угрозой. Напротив начиналось строительство дорожной мегаразвязки по соседству с концерном «Калина». К тому же на интернат начала давить прокуратура, требуя лучших жилищных условий для воспитанников.
На тот момент в детском доме жили 60 учеников, кроме них в музыкальной школе занимались приходящие ребята. Их родители обратились к депутату Госдумы Андрею Альшевских.
— Чиновникам проще уволить сотрудников, а ребят раскидать по детским домам области. Как будто нет других мер, кроме карательных, как будто нельзя выделить помещения взамен, не разлучать детей друг с другом, с родными воспитателями, учителями, — писал у себя в «Живом журнале» Альшевских. — Волонтеры с городского портала E1.RU, которые не первый год помогают детскому дому, собирают подписи в защиту. Повторю: детскому дому вместе с музыкальной школой всего лишь нужно выделить новое здание.
Не помогло и обращение к губернатору Евгению Куйвашеву и даже к Владимиру Путину.
В 2014 году Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (проще говоря, МУГИСО) предложило передать в собственность мэрии Екатеринбурга здания на Учителей, 2 и Черняховского, 32. А взамен — оставить в покое колледж на Карла Маркса, 5.
Но мэрию такое предложение не устроило.
— Мэрия своей алчной позицией уничтожает уникальное и, главное, эффективное учреждение, которое решает проблемы адаптации сирот через профессиональную подготовку и вовлечение детей в творчество, — говорил тогда депутат свердловского заксобрания Евгений Артюх.
Таких детдомов для музыкально одаренных детей в России только три: у нас, в Иркутской области и в Москве.
Тогда мэрия подала иск в Арбитражный суд. Сначала она выиграла, заставив колледж заплатить 6 миллионов рублей, а потом проиграла. В 2016 году суд признал, что здание колледжа принадлежит Свердловской области, а значит, мэрия не может диктовать новые экономические условия.
Но колледж это не спасло.
Что было дальше?
Музыкально-эстетический педагогический колледж проработал еще несколько лет, пережив первый год пандемии коронавируса. В июне 2020-го Министерство образования региона решило реорганизовать его и объединить с Областным педагогическим колледжем.
Причина банальна и проста — экономия бюджета. В результате реорганизации двух учебных заведений сократили как минимум 17 человек.
— Реорганизация проводится в целях создания укрупненного образовательного учреждения профессионального педагогического образования, оптимизации кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов, повышения эффективности использования имущественного комплекса и, как следствие, средств областного бюджета, — говорится в приказе свердловского Минобразования. — Снижение финансовых затрат на обучение одного студента позволит сэкономить средства, предусмотренные на финансовое обеспечение выполнения госзадания по предоставлению образовательных услуг.
С тех пор здание на Карла Маркса, 5 перешло Свердловскому областному колледжу. Оно выглядит едва ли не руиной на фоне блестящих высоток в центре Екатеринбурга. Неудивительно, если и его скоро закроют. В лучшем случае — на капремонт.
А что стало со школой-интернатом?
В 2017 году прокуратура снова нашла нарушения в работе интерната, и на этот раз более серьезные.
Руководителя детдома оштрафовали за неисполнение обязанностей по воспитанию после того, как живущих там парней полиция поймала пьяными. Директор интерната заплатила штрафы, взяв деньги со счетов воспитанников. В 2018-м руководство детдома опять поймали на нарушениях: в интернате не помогли оформить наследство на жилье своим же воспитанникам.
В 2020 году, когда музыкально-эстетический колледж присоединили к педагогическому, здание интерната тоже передали СОПК. В помещения заселились студенты областного педколледжа, а здание стало одним из его общежитий.
Не так давно в здании на Куйбышева, 183 решили открыть Центр опережающей профессиональной подготовки по направлению «Социальная сфера» — формально это структурное подразделение того же областного педколледжа.
Сейчас в помещении активным ходом идет ремонт. От былого дома-интерната и общежитий уже мало что осталось.
Ранее мы рассказывали историю другого учебного заведения — Уральского финансово-юридического института на Карла Либкнехта. В Екатеринбурге за год так и не смогли найти владельца для половины доли здания. Изначально торги назначили с ценой в 500 миллионов рублей, но желающих в них поучаствовать не нашлось даже со всеми понижениями стоимости.
Сейчас дело дошло до минимальной оценки — 180 миллионов.
Здание, напомним, делили экс-супруги, открывавшие вуз, — Владислав Назаров и Анжелика Виноградова. В 2009 году Назарова, который ездил на шикарном Rolls-Royce Phantom, объявили в уголовный розыск. Он стал подозреваемым по статьям «Угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью» и «Оскорбление».
В сентябре 2019 года вуз признали банкротом, пять месяцев спустя имущество постепенно начали выставлять на торги. У Назарова арестовали имущество на 127,7 миллиона рублей.
Подробно о том, почему вуз обанкротился и на чем богатели его владельцы, мы писали в отдельном расследовании. Дипломы этого вуза стали обычными бумажками. Если вы тоже учились в УрФЮИ, прочитайте, как доказать подлинность своего диплома.