В Екатеринбурге накануне учебного года возник дефицит учителей. Спрос на педагогов всегда появляется в конце августа и начале сентября. Всё из-за того, что часть из них уходит из школ после того, как выпустят свой класс в конце мая, другие оставляют профессию после продолжительного отпуска, а третьи прощаются с преподаванием в силу возраста, оформляя пенсию.
По каким предметам ситуация хуже всего? Мы спросили об этом в департаменте образования Екатеринбурга. Там ответили, что вся информация есть на сайтах учебных заведений. Что ж, журналист E1.RU изучил свежие вакансии, опубликованные на сайтах всех 168 школ города. Посмотрите, что из этого получилось.
Больные точки в образовании
Если верить сайтам школ, всего в Екатеринбурге не хватает 334 учителей. При этом в екатеринбургском сегменте интерактивного портала «Работа в России» опубликовано 190 вакансий на должность педагога, а вот на HeadHunter их всего 268 (по данным за первые две недели августа). Понятно, что учебные заведения ищут преподавателей на разных платформах — у каждой школы свой способ. Тем не менее дефицит кадров в среднем образовании ощутимый.
Больше всего в городе не хватает учителей математики — на сайтах школ опубликовано не меньше 38 вакансий. На том же HeadHunter именно им посвящено 20% объявлений.
Такая же ситуация с русским языком и литературой: учебным заведениям требуется не менее 37 учителей, на Hh.ru это 18% от всех вакансий, связанных с этой специальностью. Делаем простой вывод: сильнее всего страдают основные предметы. Стоит сделать ремарку о том, что одного учителя по русскому языку или математике любой, даже самой маленькой школе, будет мало, так как эти предметы ведут во всех классах (не считая начальных).
Самые большие пробелы в кадровом резерве существуют в Кировском, Академическом, Ленинском, Октябрьском и Чкаловском районах. Но об этом чуть позже.
Вот еще несколько дефицитных направлений: в начальных классах городу не хватает как минимум 32 учителей, а еще не меньше 30 — по английскому языку. Также в школах открыто 27 вакансий на должность преподавателя информатики. Подтверждают грустную статистику данные HeadHunter: из всех вакансий 25% открыты для учителей английского, 20% — для учителей информатики, 15% — для учителей начальных классов.
Понять нехватку педагогов начальных классов и английского языка можно: число детей в классах растет, как и количество классов в школах. Английский язык же ведут по группам: как правило, один класс делят пополам, а уроки идут параллельно друг другу. Так и получается, что как минимум на один класс нужно сразу два педагога.
Вы удивитесь, но следующими в списке предметов, нуждающихся в кадрах, идут технология или труды, где не хватает 21 учителя, и физика, по которой в школах открыто 20 вакансий (по данным HeadHunter, на физиков приходится 7% объявлений). Куда делись все учителя?
Чуть лучше ситуация обстоит с остальными предметами. Так, школам не хватает 16 учителей географии и столько же педагогов-психологов. Делаем вывод: в учебных заведениях вырос спрос на специалистов, которые бы регулировали конфликты между одноклассниками, детьми, учителями и родителями.
Также активно ищут 14 педагогов дополнительного образования (и это неудивительно с учетом того, что в городе развивают сеть профильных классов), 13 учителей биологии, 11 логопедов или дефектологов и 10 преподавателей истории и обществознания.
В дефиците в школах даже учителя музыки и социальные педагоги (открыто по 9 вакансий), учителя ОБЖ, а точнее, «Основ безопасности и защиты Родины» (8 вакансий), химии и физической культуры (по 7 вакансий).
Меньше всего нужны учителя изо — на сайтах школ выставлены только 5 вакансий, и педагоги-организаторы (4 вакансии).
Что в районах?
Коротко пробежимся по ситуации в районах. Например, в Октябрьском учителей ищут всего пять школ, но вакансий тем не менее достаточно. Больше всего педагогов не хватает в гимназии № 94 — здесь открыто восемь вакансий. В целом самый острый дефицит наблюдается по русскому языку и литературе — в районе не хватает сразу четырех педагогов. Дальше в списке идут начальные классы, английский язык и математика.
В Чкаловском районе всего 12 школ, где есть дефицит кадров. При этом больше всего вакансий открыто в 20-й школе, здесь требуется сразу 11 педагогов. Ищут и учителей, которые будут вести старый новый предмет — «Основы безопасности и защиты Родины». Самая большая проблема — с преподавателями начальных классов, русского языка и литературы, математики и (!) логопедами. С чего бы это?
В Орджоникидзевском районе в семи школах требуются педагоги. В каждой школе не хватает от четырех до семи преподавателей. Проблема есть с учителями начальных классов и физики. Чуть лучше ситуация обстоит с русским языком и литературой.
В Ленинском районе учителя требуются в пяти школах. Самая большая нехватка в лицее № 3, где ищут сразу 10 преподавателей. Сильнее всего не хватает математиков и учителей русского языка и литературы.
В Железнодорожном районе проблема с кадрами только в четырех учебных заведениях, хуже всего ситуация в школе № 129, где открыто 11 вакансий. Сильнее всего нуждаются в педагогах информатики и учителях начальных классов.
В Кировском районе без полного комплекта учителей остаются семь школ, сильнее всего нехватка ощущается в лицее № 88, где опубликовано сразу 12 вакансий. Не хватает преподавателей математики, русского языка и литературы.
В Верх-Исетском районе пять школ объявили о поиске педагогов. Например, в 48-й школе ищут 13 учителей разом. В целом в районе возник острый дефицит с преподавателями информатики, чуть лучше ситуация с учителями английского, математики, русского языка и литературы.
Пожалуй, больше всего вакансий было опубликовано в школах Академического района — всего таких семь. Например, в 79-й школе ищут 18 учителей. Самые дефицитные предметы — это английский язык, информатика, технология, математика, физика и русский язык с литературой.
Одна из причин нехватки учителей в школах кроется в их зарплате и большой нагрузке. Мы подробно изучали, сколько платят педагогам и сколько специалисту придется потратиться на то, чтобы получить высшее образование в этой сфере. С тем, что преподавателям давно пора поднять стоимость оплаты труда, согласен и кандидат технических наук из СПбГУ Николай Милованов, автор образовательного TikTok-канала.
— Надо учителям значительно больше платить зарплату. Тогда это придет к тому, что учителя, которые ведут предметы, будут сами любить то, что они делают. Это самое главное! — уверен Николай Милованов.
В вашей школе хватает учителей?
Прочитайте еще несколько важных статей, в которых мы поднимаем проблемы образования. Например, мы писали, почему без репетиторов школьники не могут сдать ЕГЭ. Загляните в наш большой обзор о том, как организована безопасность в школах Екатеринбурга. А еще мы разбирались, кто на самом деле кормит школьников (это многомиллионный бизнес).
До этого автор YouTube-канала «Маткульт-привет!» Алексей Савватеев рассказал, почему с образованием в России всё очень плохо и как спасти наших детей.