В 2020 году 69-летний кандидат технических наук из СПбГУ Николай Милованов завел канал в TikTok. Буквально за три недели его забавные видео про физику и математику стали набирать по 100 тысяч просмотров!
Недавно Николай Павлович приехал в Екатеринбург на фестиваль «Кстати», который провел Информационный центр атомной энергетики (ИЦАЭ). В уральской столице он выступил с лекцией «Нескучная физика» и с помощью простых экспериментов показал, как устроен наш мир. E1.RU поговорил с ученым о дистанционном образовании, проблемах в школах и ЕГЭ. Подробнее — в нашем интервью.
Количество подписчиков растет, несмотря на блокировки
— TikTok в России не работает, YouTube замедляют. На ваших видео были сотни тысяч просмотров, чем вы занимаетесь теперь, в условиях таких ограничений?
— TikTok уже два года не дает россиянам выкладывать видео. Трудно, но ограничения можно обойти, чтобы и смотреть, и выкладывать новые ролики. Instagram (соцсеть запрещена на территории РФ. — Прим. ред.) я до сих пор пользуюсь, у меня там 8,5 тысячи подписчиков, я там периодически размещаю посты.
Понимаете, TikTok два года уже заблокирован, а у меня за это время заметно выросла подписная база. Было 160 тысяч подписчиков, а сейчас — 210.
Знаете, есть такая фраза у инвесторов, что рынки не ходят по прямой. Акции растут и падают, так же и подписчики. У человека хорошее настроение — он увидел и подписался, а плохое — отписался, ушел, спрос упал. Потом — опять.
Ребята разных возрастов смотрят видео, часто и взрослые. Я занимаюсь своей профессиональной деятельностью — это продажа знаний, и не только через подписную базу в соцсетях. Хотя, конечно, здесь возможности широкие. Сейчас я создаю онлайн-школу, и у меня есть курс подготовки к ЕГЭ, он не бесплатный — бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
На самом деле, если бы мне в 2020 году сказали, что меня будут называть звездой TikTok, я бы никогда не поверил. Я открыл свой TikTok-канал 7 марта 2020 года и не представлял, во что это всё превратится. Почему это произошло? Наверное, так в небесной канцелярии увидели.
— Как вы пришли к тому, чтобы завести свой канал в TikTok?
— Уроки я даю уже больше 45 лет, я даже точную цифру не называю, потому что так долго не живут — это, наверное, уже полуживой засохший динозавр. Я учился и работал, защищал кандидатскую на физтехе ленинградского университета. Занимался наукой, руководил студенческими работами, курсовыми, дипломами. Но преподаванием я даже в рамках университетской деятельности практически не занимался, поскольку у меня была экспериментальная физика.
Школьники обращались ко мне за репетиторской помощью. Я давал какие-то уроки, обычно их принимали на ура. Одна из студенток училась в элитной африканской школе, она приехала поступать в Санкт-Петербург, и я ее готовил к экзаменам. Она после очередного урока сказала: «Я в школе просила учителей, два года не могли мне объяснить, а вы мне всё объяснили, и я поняла за полчаса».
Поэтому, когда тебе говорят, что да, ты классно объясняешь, я стал понимать, что востребован.
И одна из причин создания моего канала — это то, что я занимался всю жизнь только тем, что мне действительно нравилось.
Я увидел, что у меня получается до людей доносить информацию и организовывать процесс обучения даже удаленно. До пандемии я давал уроки, но ребята приходили ко мне. Я снимал однокомнатную квартиру, там же жил. У меня там были софтбоксы, освещение, специальный стол, кресло, компьютеры с дополнительными мониторами. Рабочий кабинет такого онлайн-преподавателя.
И я понял, что надо развиваться дальше, неважно, 50 тебе лет или 70. Когда я TikTok-канал открыл, мне шел 70-й год.
«Я думал, что онлайн-образование немножко ущербно»
— Может ли дистанционное образование полностью заменить классические школьные уроки?
— Раньше, до пандемии, я думал, что онлайн-образование немножко ущербно. А потом, когда вынужденно пришлось уйти в Zoom... Там есть запись урока. Единственный минус — что ты не можешь своему ученику предложить чаю, а вот плюсов много.
Я провожу урок, я высылаю ученику или ученице видеозапись этого урока. Это огромный плюс, потому что всё-таки, когда идет офлайн-занятие, заметная часть того, что ты говоришь, даже если вести конспект, теряется и ребенок может и не понимать, что упустил. Приходится заново объяснять, повторять то же самое, а родителям — платить лишние деньги, потому что ребенок забыл, он не врубился. А с записью ребенок может пересмотреть видео всегда, даже когда делает домашнее задание.
Во время онлайн-урока нет ощущения, что ученик находится за тысячи километров от тебя.
Иногда бывают очень удаленные ребята. С Камчатки был, единственное, сложно было подобрать время для урока.
Когда я перешел полностью на онлайн, бывает так, что даже в моем же доме живет ученик, а я говорю: «Давайте всё-таки онлайн». Потому что есть запись. Zoom записывает и лица, и доску, где мы пишем с помощью графического планшета. Единственное, что надо, — чтобы у ученика тоже был графический планшет, но это не проблема.
Я полностью перешел на онлайн-формат образования. До пандемии приходилось меня уговаривать, я сам считал, что это ущербный формат, потому что периодически работал по Skype, ставил офисную доску и брал в руки фломастеры, расписывал всё. Было неудобно. А в Zoom функционал развит настолько, что ты можешь как угодно менять цвета, сразу показывать на ошибку.
Маститые учителя говорят, что онлайн никогда не заменит школу. Ну отчасти — да, потому что у меня частные уроки.
Ученики по одному ко мне приходят, их не надо мотивировать, понимаете? А в школе их надо раскачать и зажечь.
Я этой раскачкой занимаюсь индивидуально.
«Учителя будут сами любить то, что они делают. Это самое главное!»
— Что нужно поменять в школах, чтобы больше детей интересовались физикой, математикой?
— Надо учителям значительно больше платить зарплату. Тогда это придет к тому, что учителя, которые ведут предметы, будут сами любить то, что они делают. Это самое главное! Я люблю то, что делаю, и мне это нравится, потому что я вижу, что помогаю парням и девчонкам физику освоить и понять. Да, я беру за это деньги, но и даю пользу.
Несколько лет назад вышла какая-то передача с моим участием и человек позвонил: «О, мы вас нашли, у нас такая ситуация, что мы искали одного репетитора, другого. Начинают заниматься и отказывают, говорят: он безнадежен!»
Я пробую, хотя, конечно, уроки у меня дорогие. Одно полуторачасовое занятие стоит девять тысяч рублей. С этим парнем мы плотно занимались, и он поступил на бюджет.
— Как вы к ЕГЭ относитесь? Это зло или благо?
— Да нормально. Вот по физике и математике я не стал бы утверждать, что это плохо.
Я считаю, что это неплохо и для ребят ЕГЭ даже проще, чем сдавать традиционные экзамены.
Когда я поступал в университет почти 60 лет назад, у нас было пять задач. Какие-то темы ты знаешь лучше, а они в ваш вариант не вошли, понимаете? И там оценивалось так, что эту задачку ты решил на 20%, эту — на 30%. А сейчас ты решаешь 30 задач и всяко набираешь эти баллы.
Как летящий вниз бутерброд связан с космосом
— А сможете разрешить вечный вопрос: почему бутерброд всегда падает маслом вниз?
— На самом деле тут у нас задачка о движении некоего неоднородного тела. Если мы возьмем металлический или деревянный симметрический шарик, его можно считать материальной точкой.
Если же мы возьмем какой-то бургер, в котором хлеб, масло, колбаса, помидоры, — это уже сложная система. Чтобы рассчитать его движение, нужно определить нахождение центра масс. Если мы роняем бутерброд, он может вращаться вокруг этого центра масс, это сложное движение. По законам классической физики эту задачку можно решить, но это такая, далеко не школьная задача.
Но эта задача очень важна для практики. Например, когда мы возвращаем космический неоднородный аппарат на Землю, он вращается на орбите с космической скоростью и мы можем считать его материальной точкой. А когда он выходит в атмосферу, то движется под действием силы тяжести, силы гравитационного притяжения к старушке Земле. Там важно, где находится этот центр масс.
Это задача, связанная с вашим вопросом. Бутерброд — это неидеальная система, не материальная точка, но мы можем в каждом конкретном случае, используя законы классической физики, рассчитать это движение.
В том же футболе есть крученый мяч. Если ударить по центру, то он летит как материальная точка, а когда мы его по-хитрому ударим, то направление приложенной силы не совпадает с геометрическим центром мяча, поэтому, помимо поступательного движения, действует еще и вращательное.
До этого автор YouTube-канала «Маткульт-привет!» Алексей Савватеев рассказал, почему с образованием в России всё очень плохо и как спасти наших детей. Самый умный школьник Свердловской области, выигравший телеолимпиаду «Умники и умницы», тоже покритиковал школы за проблемы в области истории. Прочитайте интервью с Кириллом Епишенковым о том, как он попал на шоу и чего ему стоила победа.