Одиннадцатиклассник из Екатеринбурга Кирилл Епишенков стал самым умным ребенком Урала — это первый школьник из Свердловской области, кому удалось не только пробиться в финал телеолимпиады «Умники и умницы» (12+), но и одержать победу в шоу. Ученик СУНЦ УрФУ поразил всех своей эрудицией и знанием истории России.
В качестве награды Кирилл сможет по льготе поступить в Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) — правда, не всё так просто. Мы встретились с вундеркиндом уже после выхода шоу в эфир. Он рассказал, как долго длились съемки, не мешали ли они учебе в элитной школе и что подросток думает про образование в России. Подробнее — в нашем интервью.
Съемки длились больше года
— Кирилл, расскажи, почему ты решил принять участие в шоу, как появилась идея поехать на олимпиаду?
— «Умницы и умники» я смотрел еще в классе в седьмом-восьмом, с этого времени у меня возникло желание там поучаствовать. В первую очередь, конечно, хотел проверить свою базу по гуманитарным предметам, ну и, конечно, выиграть, не без этого!
Я вспомнил, как [ведущий] Юрий Вяземский говорил, что дети присылают ему эссе на тему, заданную после передачи, и он отбирает из них лучшие. Я долго искал, где же он эту тему задает. Выяснилось, что это уже старая система, новая подразумевает участие через региональные финалы.
Но в Свердловской области, к сожалению, в том году отбор не проводили. И конечно, это большая удача, что, когда я был в десятом классе, в нашем регионе решили провести первый региональный финал «Умников и умниц». Если бы не это историческое решение, то я не смог бы поучаствовать в шоу.
— Как проходил отбор на шоу?
— Нужно было пройти через региональный тур, написать эссе и сдать тест на знание истории Урала. Этот этап проходил еще в феврале 2023-го, а региональный финал — в конце мая.
Затем начались съемки в московском туре, они проходили в три этапа. Четвертьфинал мы снимали в ноябре 2023-го, полуфинал — в феврале, а финал — 6 апреля.
Всего, вместе с региональным отбором, участие в олимпиаде заняло больше года.
Каждый этап «Умников и умниц» называют агон, в переводе с греческого «состязание», «соревнование». В полуфинале школьники делятся на четыре группы: это теоретики первой, второй и третьей категории, и агонисты — именно они соревнуются на трех игровых дорожках разного цвета, для каждой из которых есть свои правила.
Зеленая дорожка состоит из четырех этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ. Желтая — из трех, но ошибиться можно только один раз. Красная — из двух, но ошибаться нельзя.
Первый, кто прошел все этапы своей дорожки, становится победителем, он проходит в следующий этап. В случае ошибки в игру вступают теоретики, сидящие на трибунах. У них есть шанс заполучить место в финале.
Из Свердловской области взяли шесть человек: трех победителей и трех призеров регионального этапа. В полуфинал прошли только двое — это Матвей Чигинцев из Каменска-Уральского и я. Всего в нашем четвертьфинале было около 68 человек, в полуфинале — 19.
Матвею очень не повезло в полуфинале, мы с ним дружим, но, к сожалению, в «Умницах и умниках» очень многое зависит от удачи. Какой вопрос попадется, на какую дорожку ты попадешь, какой вопрос ты выберешь. И дело даже не в сложности вопроса, а в том, что в ходе подготовки какую-то тему можно не успеть охватить.
Получилось так, что Матвей стал теоретиком третьей категории, но вошел в число призеров и заслужил льготу при поступлении в МГИМО.
Одной шариковой ручки хватало только на два дня
— Как ты готовился к олимпиаде? Точнее, как много ты готовился?
— Нам давали тему за месяц, в случае с четвертьфиналом — за три месяца, поскольку было три темы. Подготовка обстояла очень простым образом: надо было обложиться книжками и потихоньку каждую вычитывать.
Лично мне не помогало простое чтение. Я сразу понял, что это была бы ошибочная стратегия, поэтому вел конспекты. У меня получился уверенный многотомник конспектов с «Умников и умниц».
Я как-то считал: получилось около 6500 прочитанных страниц в книгах и 400 исписанных страниц тетрадей — и это не тетрадного формата, а А4.
Я специально большие тетрадки выбирал для конспектов, потому что так удобнее. Большой проблемой было найти подходящие ручки, потому что многие заканчивались за два дня.
— На учебе в школе участие в шоу не сказалось?
— Нет, такого не было, поскольку в СУНЦ я находился на индивидуальном учебном плане. Но это не значит, что я мог забыть о существовании иных предметов кроме истории, литературы и МХК. Я сдавал все контрольные точки в соответствии с графиком и учебным планом. Конечно, приходил на контрольные, но были и работы, которые пришлось переносить и пересдавать в другое время.
— На самих съемках не было страшно, волнительно?
— Было страшно и волнительно, скажу честно, но это быстро куда-то ушло. На четвертьфинале лично я не успевал вовремя реагировать на вопросы. Мог поздно поднять руку, когда уже весь зал стоял с поднятыми руками, я такой: «О, я же знаю ответ». Это несколько насторожило меня в первом выпуске, я не выиграл ничего: ни медали, ни ордена.
Зато во втором уже всё получилось. Нужно время, чтобы привыкнуть к обстановке, а страшно было только в первые минуты.
— Какой вопрос тебе показался самым сложным за всё время?
— Был вопрос про принца королевства Сиам, никто на него не ответил! Оказывается, он был в Петрограде и во время Первой мировой войны работал в госпитале, который открылся в Зимнем дворце. Это для меня был очень неожиданный факт.
— На кого именно ты будешь поступать, определился с профессией?
— Я буду поступать на программу «Международные отношения». Хотелось бы стать дипломатом, пойти на работу в Министерстве иностранных дел. Другой вопрос в том, получится ли это: как и в другие органы государственной власти, в МИД довольно жесткий конкурс.
Поступление в МГИМО — это лучшее из того, что я мог выбрать. Да и к тому же я изначально ставил целью участия в «Умниках и умницах» поступление в этот вуз.
Я полагал, что мне не удастся пройти по результатам ЕГЭ, поэтому было лучше воспользоваться правом поступления без экзаменов.
Но это не значит, что мне не пришлось сдавать ЕГЭ. Чтобы попасть в МГИМО, мне нужно было сдать профильный экзамен — историю не менее чем на 75 баллов.
Дело в том, что «Умницы и умники» являются перечневой олимпиадой, которая утверждается Министерством просвещения. По общему правилу они должны подтверждаться баллами ЕГЭ.
Это не распространяется на Всероссийскую олимпиаду школьников, поскольку ее организует непосредственно Министерство просвещения, она считается более сложной и проходит в четыре этапа.
«ЕГЭ — это абсолютное благо»
— Какие предметы еще ты сдавал и сколько баллов удалось набрать?
— Я сдавал русский язык, базовую математику, историю по выбору. Конечно, ради спортивного интереса, сдал и обществознание.
Русский язык я сдал на 86 баллов, базовую математику на 21 из 21-го, или оценку пять. Обществознание я сдал, по моим меркам, не очень хорошо — на 75 баллов, а историю — на 100!
Честно говоря, я ЕГЭ по истории изначально воспринимал всерьез, я его не считал какой-то легкой прогулкой.
Я готовился к нему, ходил на факультатив по подготовке к ЕГЭ в СУНЦ, а еще у меня был сборник под редакцией Артасова — это председатель предметной комиссии ЕГЭ по истории. Я его весь прорешал, но уже самостоятельно.
— Как тебе сама форма проведения ЕГЭ? Отменить или оставить — на чьей стороне ты?
— Я думаю, что ЕГЭ — это абсолютное благо, отменять его нельзя ни в коем случае, потому что оно дает огромные возможности школьникам — его принимают все вузы России.
Классическая процедура поступления через вступительные экзамены в самих вузах явно не пошла бы на пользу детям, потому что это сдача экзаменов в школе, потом сдача экзаменов в университетах. Это надо куда-то уезжать, причем надолго. ЕГЭ в данном случае дает огромное преимущество.
Заинтересовался историей еще в детском саду
— Что тебя мотивировало учиться? Каждый раз хочется понять, почему не все школьники становятся умниками и умницами, не углубляются хотя бы в один предмет?
— Многие не испытывают желания заниматься наукой как таковой. Кому-то по душе более прикладные формы деятельности.
Лично мне давно была интересна история. Я еще в конце детского сада читал книги по истории Сергея Петровича Алексеева. Маленькие такие книжечки, они очень интересно написаны, они увлекали.
Честно говоря, мне на истории в пятом классе было чуть скучно. Я довольно много еще до пятого класса читал о древних государствах мира, в том числе о Вавилоне, о Римской империи.
У меня были определенные колебания. Например, в девятом классе я заинтересовался естественными науками, даже съездил на летнюю биологическую школу в Адыгею. Без этого, думаю, я бы не полюбил так сильно историю, как ее полюбил сейчас.
Современные учебники истории написаны с расчетом на современных детей, на современную публику. История упрощается в некоторых аспектах, особенно в шестом и седьмом классах, это русское Средневековье.
Есть темы, которые надо объяснять более сложным языком, но из-за того, что дети маленькие, им просто нельзя это рассказывать, это вредно для психики.
Например, тема жестокой казни Игоря Старого или ослепление Василия Темного. Этим объясняется довольно большой провал и на олимпиадах по истории, и на ЕГЭ очень много ошибок дети совершают именно на древней и средневековой истории России.
— Как это исправить?
— У нас в СУНЦ был элективный курс — сложные аспекты истории Отечества, где как раз это было отдельно освещено. Мы проходили историю России заново с древних славян и закончили походами Александра II.
«Надо думать о расширении количества научных учебных центров по всей стране»
— Ты сам решил поступить в СУНЦ или это была идея родителей?
— Они предложили, к тому же на мою большую удачу именно в тот год в СУНЦ открыли восьмой социально-гуманитарный класс. До этого там были только естественнонаучные восьмые классы, а уже из них дети распределялись дальше: кто на физмат, кто в гуманитарный класс.
— В СУНЦ лучше, чем в простой школе? Какие есть плюсы, какие минусы?
— В учебно-научном центре дисциплины изучаются значительно более углубленно.
Если в обычной школе зарубежную историю проходят в первой половине года, а отечественную — во второй половине года, то у нас было два отдельных предмета, они шли практически параллельно. Это очень удобно. Тот уровень знаний, который нам дали, несоизмеримо выше, чем в обычной школе.
С обществознанием похожая история, кроме него у нас были элективные курсы по социологии, политологии, истории философии и теории познания, и право — обязательным предметом.
— Нужно ли подтягивать уровень обычных школ до уровня СУНЦ?
— Вопрос скорее в том, что надо думать о расширении количества СУНЦ по всей стране. Их мало, всего 13, из которых только четыре на федеральном финансировании. Надо развивать эту сеть, сейчас это и происходит. Изначально научных учебных центров было всего четыре. Настолько помню, самый восточный — при Северо-восточном федеральном университете в Якутске, самый западный — в Санкт-Петербурге при СПбГУ.
Меня радует, что в обычных школах сейчас есть тенденция на появление профильных классов, это очень хорошо.
Я слышал, что в школах Екатеринбурга есть классы по тем профилям, которых в СУНЦ нет, например медицинские классы.
— Какие еще проблемы в сфере образования ты видишь?
— Что-то странное, на мой взгляд, творится в среднем звене. Как будто мы теряем качество образования в пятых-седьмых классах. Именно на этом этапе школьник зачастую решает, куда пойдет дальше. Согласитесь, гораздо лучше определиться с этим в седьмом классе, нежели в одиннадцатом.
Меня радует, что появляется всё больше программ профориентации, потому что это важно и нужно. Есть СУНЦ и школы, которые занимают узкую нишу и благодаря этому в значительной степени выигрывают. Их ученики, например, получают дипломы Всероссийской олимпиады школьников.
Важно, чтобы дети смогли определиться со своим направлением, но в то же время не надо насаждать отдельный профиль.
Очень радует восстановление традиций гуманитарного образования. До революции Россия была одним из лидеров в этом плане, в частности исторического и языкового образования. И радует, что эта тенденция не была растеряна в советское время.
Историю почти на 20 лет предали забвению, до 1930-х годов ее даже в школе не преподавали, исторических факультетов не было в вузах, но потом это всё вернулось. И конечно, советское наследие нам очень много подарило в плане истории и языков. Главное — это сейчас не растерять.
«Это ужас какой-то!»
— Кстати, как тебе новый учебник истории Мединского и Торкунова? Читал ли ты его?
— Я его видел, читал, потому что на заключительном этапе ВСоШ мне его подарили в качестве приза. Слушайте, хороший учебник, ничего против него не имею. Меня он не удивляет нисколько. Абсолютно нормальный учебник, с нормальными главами, он очень логично построен.
Конечно, у нас в плане Великой Отечественной войны возник диссонанс, но это уже, что называется, маленький отдельный аспект. Наиболее массовым танковым сражением называют сражение под Прохоровкой, помимо Курской дуги.
Но вообще самым массовым танковым сражением Великой отечественной войны было сражение под Дубно, тут возник такой исторический миф.
Конечно, Прохоровское поле — это третье ратное поле России, это событие было величайшим подвигом. Очень радует, что со временем появляется тенденция к более углубленному изучению Великой отечественной, исследованию ее отдельных аспектов.
Новые учебники по истории России и всеобщей истории (от издательства «Просвещение») появились в российских школах 1 сентября 2023 года. Также в учебном пособии есть раздел про спецоперацию на Украине. Авторами книги стали помощник президента Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов и научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.
— А какие еще исторические мифы тебе встречались?
— Чаще всего я от кого-нибудь слышу, что Екатерина II продала Аляску. Это ужас какой-то! Что уж тут говорить: при ее сыне Павле I была основана Русско-американская компания, которая осваивала Аляску.
Есть миф про то, что Николай I был настолько жестким консерватором… В целом его курс был консервативным, но именно тогда началась работа секретных комиссий по отмене крепостного права в России.
Это время ознаменовалось значимыми результатами в литературе. В первую очередь, это Пушкин, которого император лично цензурировал в обход цензуры. Во-вторых, гоголевский «Ревизор». Казалось бы, какая жуткая сатира на действующую власть, но при этом Николаю I она очень понравилась и она была разрешена к постановке. У него было всё хорошо с чувством юмора. А еще при нем начался промышленный переворот в России, со строительства железных дорог.
Все-таки история на то и наука, что она подвергает сомнению какие-то громкие заявления.
То, чего вы про Екатеринбург точно не знали!
— А узнал ли ты какие-то интересные факты про Свердловскую область, пока готовился к шоу?
— Меня очень удивило, что Александр Васильевич Колчак оставил след на топонимике нашего города, когда Екатеринбург был захвачен белыми в ходе Гражданской войны. Улица Мамина-Сибиряка была названа в честь писателя именно с подачи Колчака.
В колчаковской армии был установлен сухой закон, запрещалось употреблять спиртное. В то же время улица Мамина-Сибиряка была одной из границ города, где было множество кабаков.
Улица называлась Водочной. Она была переименована, чтобы это название с карты города убрать.
Для меня было большим открытием узнать, что в здании девятой гимназии был лично Александр II, а потом и Петр Аркадьевич Столыпин. Он обещал помочь Екатеринбургу с открытием университета, но дело в том, что Столыпина после этого довольно быстро убили.
Интересно и то, что одним из последних мирных указов Николая II было открытие Горного института в Екатеринбурге. Началась Первая мировая война, институт оказался во Владивостоке и прекратил свое существование в старой форме, многие студенты уехали из России: кто-то в Китай, кто-то в Европу. Потом, при советской власти, горный институт был возрожден.
УрГУ же был создан на основе декрета Владимира Ильича Ленина, поэтому, конечно, мне, как обучающемуся СУНЦ, приятно верить, что это самый старый университет Урала. Но первенство так и не выявлено, потому что УрГЮУ тоже борется за это звание. И все-таки именно Горный университет по документам был первым открытым университетом Екатеринбурга.
Впервые приглашать для участия в «Умницах и умниках» детей из Свердловской области стали в 2022 году. Прочитайте наше интервью с ведущим шоу Юрием Вяземским про политику, культуру и ленивых школьников.
Мы публиковали историю школьницы из Екатеринбурга, которая стала миллионершей в 17 лет, а до этого рассказывали про учеников из Свердловской области, которые победили в «Большой перемене» в прошлом году. Почитайте, на что они решили потратить деньги.
Еще мы собрали истории вундеркиндов, которые поразят кого угодно. Один из них — Марк Вишня. В два с половиной года своим умением считать быстрее калькулятора он прославил Екатеринбург на шоу «Минута славы». Сейчас мальчик вместе с семьей живет в США.