В екатеринбургской школе № 113 во время ОГЭ по литературе стало плохо девятикласснице из гимназии «Арт-Этюд». Даша ложилась на парту, ее трясло, и она едва не потеряла сознание — это заметили организаторы. Девочка попросила о помощи. После ожидания медика в аудитории ее вывели в коридор и повели к медкабинету, помогли умыться и стали ждать вместе с ней. Через какое-то время медсестра подошла и измерила давление, а потом снова отвела Дашу в аудиторию, чтобы та дописывала работу.
Школьнице не стало лучше, из-за проволочек с медработником и болезненного состояния она не успела переписать все ответы из черновика в чистовик, и, когда время вышло, у нее приняли полупустой бланк. Теперь ей придется пересдавать экзамен, только когда — непонятно. Рассказываем об этой возмутительной ситуации.
Круглая отличница и победительница олимпиад
Даша учится на одни пятерки и другие экзамены уже сдала на отлично. На ОГЭ по английскому языку девочка набрала 67 из 68 возможных баллов, по русскому у нее 33 балла — это максимальная оценка. Кроме того, в этом году она стала победительницей Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку и призером той же олимпиады по русскому и литературе.
Девятиклассница выступала на открытии стадиона «Калининец», куда приезжали губернатор Евгений Куйвашев и мэр Екатеринбурга Алексей Орлов. А в прошлом году девочке вручили красный диплом об окончании музыкального отделения гимназии «Арт-Этюд».
Ее имя даже есть в Книге рекордов России — как школьницы, участвовавшей в самом массовом исполнении композиции «День Победы».
С экзамена сразу в больницу
Теперь совершенно непонятно, дадут ли Даше пересдать ОГЭ по литературе в резервные дни. Ее мама Анна уверена, что в тот день, 14 июня, девочка успела написать как минимум половину экзаменационной работы, то есть она получит баллы, но невысокие. Пересдачу же назначают только в том случае, если у ребенка неуд.
Кроме того, Анна считает, что ее дочери не оказали необходимую медпомощь и в нарушение правил уклонились от составления акта о досрочном завершении экзамена по состоянию здоровья: мать забрала ребенка из школы с температурой 38,4 градуса — это зафиксировано в медицинской справке.
— Утром перед экзаменом Даша почувствовала недомогание, я записала ее на прием к терапевту, куда мы должны были поехать сразу после ОГЭ. На улице было больше 30 градусов, в аудитории было жарко и душно, кондиционеров, конечно, не было. Потом дочь рассказала, что ей стало плохо, она попросила вызвать в аудиторию врача. Организаторы подошли к ребенку, уточнили, может ли она встать, вывели ее в коридор, к кабинету медика. Через некоторое время пришла медработник, измерила давление, отметив, что оно ниже нормы.
Температуру ей не измеряли. У других детей в этот день на входе в школу также не измерялась температура.
Дочь спросили, продолжит ли она писать экзамен. Она кивнула, хотя состояние было ужасное. И ее отвели обратно в аудиторию. Мне об этом ничего не сообщили, и ребенку не разрешили позвонить родителям: средства связи изымаются на время проведения экзамена, — рассказала Анна.
После завершения экзамена Даша вышла из аудитории, ей вернули телефон, и только тогда она смогла сообщить обо всём матери. От школы же родителям никто не позвонил.
Мама сразу забрала дочь и увезла в платную клинику, где ей измерили температуру и поставили диагноз «острое респираторное заболевание, инфекция верхних дыхательных путей, синдром вегетативной дисфункции; состояние средней степени тяжести». Выдали направление на госпитализацию и направили в 9-ю детскую больницу.
Там назначили амбулаторное лечение, и мама с дочкой поехали домой. Но ночью вызвали скорую, потому что у Даши вновь началась лихорадка.
— Согласно 41-й статье Конституции, каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Я считаю, что моей дочери эту помощь не оказали и четыре часа не принимали никаких мер, даже не измерили температуру. Мы написали заявление в школу с просьбой сохранить записи с камер наблюдения. Также обратились с жалобой в городское управление образования, — отметила Анна.
Мама подчеркивает: для Даши очень важна оценка в аттестате, девочка сильно переживает из-за произошедшего.
— Экзамен, по сути, — это итог ее добросовестной учебы, она вправе получить объективную оценку знаний. Каждый ребенок относится к своим успехам как к личному достижению, она к этому шла девять лет. Здоровье, безусловно, важнее, но и обесценивать важность ее целей я не вправе.
Я прошу только об одном — чтобы ей дали шанс пересдать ОГЭ в резервные дни в июле этого года, а не осенью.
Она приступила к последнему, пятому заданию, которое весит почти половину всех возможных баллов, но переписать из черновика это задание у нее уже не было сил и времени. Черновик в этом случае не учитывается и не проверяется, рассказала мама школьницы.
Также у Анны есть вопросы по поводу допущенных нарушений: медработника не было в кабинете, она не пришла в аудиторию, хотя девочка просила об этом.
— Она не сделала ничего, что могло бы определить способность ребенка к дальнейшей сдаче экзамена. А ведь медицинский работник могла оценить состояние здоровья в конкретное время и установить способность или неспособность ребенка продолжать экзамен. Она даже элементарно не измерила ей температуру. Я не снимаю ответственности с себя — возможно, мы недооценили ее утреннее недомогание, полагая, что это стресс.
Признаков болезни до этого никаких не было, но не явиться на экзамен дочь не согласилась бы, она очень ответственная.
Дадут ли девочке шанс пересдать экзамен?
В областном Министерстве образования и молодежной политики прокомментировали ситуацию. Там подтвердили, что девочка жаловалась на плохое самочувствие во время экзамена, но отметили, что формально она согласилась вернуться в аудиторию (и поэтому якобы виновата сама).
— После осмотра медицинским работником участница решила продолжить выполнение экзаменационной работы. Соответственно, акт о досрочном завершении экзамена не составлялся, — заявили в министерстве. — Ученица сможет повторно сдать экзамен в резервные дни, 1–2 июля 2024 года, так как при получении неудовлетворительных результатов не более чем по двум предметам школьники имеют право повторно сдать ОГЭ.
Вот только плохую оценку Даша точно не получит. Она, несмотря на критическое состояние, всё-таки решила половину заданий. Это и вызывает беспокойство.
— В каждом пункте проведения ОГЭ дежурит медицинский работник. Он оказывает помощь в случае плохого самочувствия участников либо принимает решение о вызове скорой. Ребенок при этом может досрочно завершить выполнение экзаменационной работы. При согласии школьника досрочно завершить экзамен член ГЭК и медработник составляют акт о досрочном завершении по объективным причинам. В дальнейшем этот акт является основанием для повторного допуска участника к сдаче того же экзамена в резервные сроки, — объяснили в министерстве.
Что можно было бы сделать?
Председатель Свердловского родительского комитета и руководитель Национальной родительской ассоциации Людмила Золотницкая работала наблюдателем в пункте проведения ЕГЭ. Она объяснила, что можно сделать в такой ситуации. По ее мнению, ошибку допустили и родители девочки, и учителя, принимавшие ОГЭ.
Если ребенку стало плохо в день проведения экзамена, нужно идти в больницу, а не на экзамен.
— Справка из медучреждения как раз дала бы ребенку возможность пересдать ОГЭ по уважительной причине. Теперь, когда ребенок сдал ОГЭ, превозмогая всё, нельзя сказать, что она болела и поэтому не успела закончить работу. Это с точки зрения нормативно-правовой этики, — отметила эксперт.
Она рекомендует собрать все справки о болезни ребенка, обратиться с претензией в пункт проведения ОГЭ и в региональное Министерство образования (что мама Даши уже сделала), чтобы родителям предоставили подробный отчет о произошедшем. В том числе и о том, какая температура была у ребенка при входе в школу, потому что измерять ее перед экзаменом — обязанность организаторов. Иногда ее проверяют не с помощью термометра, а с применением тепловизора.
Но с моральной точки зрения понять ребенка можно. Школьница хотела написать экзамен во что бы то ни стало.
— Конечно, ребенок сам не может принять решение в своих интересах, это, наверное, должны были сделать педагоги, то есть взрослые. Вероятно, что в пункте приема экзамена действительно повели себя недостаточно профессионально. В случае, если у ребенка было высокое или низкое давление, температура, это должны были зафиксировать. Кроме того, если у девочки инфекционная болезнь, то речь идет уже о здоровье других участников экзамена, — отметила Людмила Золотницкая.
Почему ребенка, заболевшего ОРВИ, оставили в аудитории, тем самым подвергнув опасности жизнь и здоровье других детей?
Редакция E1.RU будет следить за продолжением конфликта.
До этого в другой екатеринбургской школе во время ОГЭ по химии педагоги перепутали время завершения экзамена. Разразился настоящий скандал, ведь всю аудиторию хотели отправить на пересдачу.
Тем временем россияне массово жалуются на два сочинения из ЕГЭ по русскому языку, которые оказались слишком сложными для школьного ума. Мы разобрали эти тексты вместе с педагогом (и она тоже была возмущена).
Результаты экзаменов по литературе, химии и географии уже пришли — 57 школьников из Екатеринбурга написали эти предметы на 100 баллов. Прочитайте историю Анны Заковряшиной — девушка стала первой выпускницей города, набравшей заветные 100 баллов по литературе в этом году. Другая школьница написала на 100 баллов ЕГЭ по химии. При этом сайт, где публикуют заветные баллы, работает с перебоями.
Мошенники уже придумали, как запугивать и без того несчастных детей с помощью ЕГЭ и ОГЭ.