Российские школьники массово жалуются главе Лиги безопасного интернета Екатерине Мизулиной на тексты ЕГЭ по русскому языку. В 2024 году выпускникам попалось сразу два сложных варианта: в одном из них нужно было написать сочинение по тексту писателя Валентина Распутина, во втором — журналиста Евгения Богата.
Мы решили разобрать по полочкам эти тексты вместе с учительницей русского языка и литературы, которая занимается подготовкой школьников к ЕГЭ.
Не справляются даже взрослые!
Второй вариант попался 38-летней Надежде из Новоуральска. Женщина работает поваром и экзамен сдавала, чтобы получить высшее образование для повышения в должности. Дело в том, что в юношестве она окончила только девять классов, а потом — колледж.
— Честно скажу, очень сложно не специалисту и не учителю понять эти три модуля «Нравственность личности». Со мной экзамен писала 18-летняя девочка, уже после мы обсуждали, кому какой попался текст. Ей досталась тема благодарности учителю. И на самом деле, сколько я ни спрашивала у знакомых, у всех были цельные, понятные тексты, — рассказала E1.RU Надежда. — И у Богата был цельный текст, но, если честно, я его с трудом поняла. Ладно еще я — я понимаю, что буду учиться платно.
Но кому-то из одиннадцатиклассников занизят балл за это сочинение, а человек, допустим, на медаль идет.
Надежда ждет результатов экзаменов, чтобы подать жалобу на этот вариант ЕГЭ. Напомним, что по предложенному тексту школьники должны написать сочинение: выделить главную мысль автора и проблему, которую он поднимает. Ребенок может согласиться или не согласиться с автором, но свою позицию следует обосновать двумя аргументами (а точнее, примерами) из литературы или реальной жизни. В конце нужно обязательно обозначить вывод.
Вы можете сами прочитать текст Евгения Богата, который был у школьников на ЕГЭ. Например, именно этот вариант попался Надежде.
— Самое сложное было именно в том, чтобы выделить главную мысль. Я, наверное, раз 30 перечитала этот текст, смотрела и не понимала, за что взяться. А ведь этот час я могла бы потратить на само сочинение, — продолжила Надежда.
Я хотела эту статью принести своему преподавателю, сказать: «Объясните мне, глупенькой 38-летней тетеньке, где здесь главная мысль?»
Школьники разбирают примеры написания сочинения на цельных текстах и на конкретной проблеме, а текст Богата больше похож на психологическое, философское размышление. Это то, что преподают в вузах! И теперь из-за этого сочинения кто-то не сможет попасть на бюджет, — добавила женщина.
Разбираем текст по полочкам
Текст Евгения Богата мы показали учителю русского языка и литературы Татьяне Сычевой, которая занимается подготовкой к ЕГЭ в репетиторском центре ИП Певневой Н. С. Она согласилась с Надеждой в том, что текст действительно очень непрост для подростков.
— Этот текст очень сложный по своей структуре, здесь предложено для размышления три направления, но эти три направления не сходятся в одну точку, поэтому позицию автора очень сложно установить. Если судить так, что главная мысль автора заключается в том, что человек должен развиваться, то еще как-то можно выкрутиться, — считает педагог. — Публицист своими словами пытается обозначить категории, понятия, явления, он анализирует события. Это текст на стыке публицистики, науки и какого-то художественного формата, поэтому очень сложно было бы грамотно и логично выстроить сочинение.
Складывается впечатление, что текст — в отрыве от самого билета по уровню психологической готовности школьника анализировать такую информацию.
Педагог считает, что у школьников, которым попался этот вариант, будет много нулей за логику и правильно поставленный проблемный вопрос. Спасти подростков может лишь правильный выбор произведения в качестве аргумента.
Как понять, то или не то литературное произведение вы привели в пример в своем сочинении? Если школьник стал рассуждать о развитии человека или о позиции человека в обществе, то можно было бы привести в пример роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». А если в сочинении поднят вопрос духовно-нравственного становления человека, идеально бы подошел пример Пьера Безухова из романа Льва Толстого «Война и мир» или роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени».
Но какие варианты ответов будут в кодификаторе, пока не знает никто.
— Не все ученики способны осознать сам текст, а надо еще подняться над текстом, уже осознав его, и оценить позицию автора. Это очень сложная процедура, тем более в формате ЕГЭ, когда уже сделано огромное количество заданий, когда тест пройден. Ребенок уже устал, а на всё есть только три с половиной часа, — объясняет Татьяна Сычева.
Может ли быть еще хуже?
Другой вариант, на который жаловались школьники, — это текст писателя Валентина Распутина. И поверьте, это задание еще хуже. Фрагмент текста взят из философско-публицистической повести «Пожар». Вне самого произведения он выглядит очень отрывистым.
— Это как будто взяли полотно, разрезали на кусочки и склеили, чтобы более-менее подходило по словам, потому что той логической связи, представленной в произведении самого Распутина, во фрагменте текста нет, — уверена учитель литературы и русского языка. — Если ученик не читал повести, не знает, о чем речь, цельного полотна не видел — естественно, та нарезка, которую он получил на экзамене, вызовет возмущение.
Меня саму лично это как педагога возмутило. Разве можно давать на экзамене такие нарезки? Нельзя так с детьми поступать!
Либо фрагмент текста цельного, либо никакого, — уверена педагог.
— Распутин — это человек, который пишет народным языком, приближенным к деревенскому. Это нужно осмыслить логически. Это уже не экзамен по русскому языку, а игра в пазл: нужно выделить, разложить по-своему, еще как-то выстроить, — уверена учительница. — Безобразие, которое случилось, надо срочно сдать на экспертизу психологам-педагогам.
Возможно ли на экзамене, где совмещены тестирование и творческая часть, представлять текст, который не усваивается мозгом и психикой школьников?
Для всех должны быть единые, психологически выверенные тексты, соответствующие возрасту. Мне очень жаль ребят в этом году, искренне жаль. Ведь сочинение — это половина баллов за весь экзамен, — отметила педагог.
Как вы считаете, что можно было бы сделать в данной ситуации?
Итоговые баллы ЕГЭ по русскому языку будут известны 14 июня. А вот результаты по литературе, химии и географии уже пришли — 57 школьников из Екатеринбурга написали эти предметы на 100 баллов!
Прочитайте историю Анны Заковряшиной — девушка стала первой выпускницей из Екатеринбурга, набравшей 100 баллов на экзамене по литературе. А еще обратите внимание на гневную колонку филолога и преподавателя о том, почему из экзамена по литературе нельзя убирать Пушкина и других классиков. Когда будут известны результаты других экзаменов, мы рассказывали в этом материале.
Еще мы публиковали истории екатеринбуржцев, которые рискнули сдать ЕГЭ спустя много лет после окончания школы.