Образование эксперт «Нельзя так с детьми поступать!» Учительница из Екатеринбурга разобрала скандальное сочинение из ЕГЭ

«Нельзя так с детьми поступать!» Учительница из Екатеринбурга разобрала скандальное сочинение из ЕГЭ

На тексты с экзамена по русскому языку массово жаловались Екатерине Мизулиной

Детям попались два сложных текста для сочинений: Евгения Богата и Валентина Распутина | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUДетям попались два сложных текста для сочинений: Евгения Богата и Валентина Распутина | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU
Детям попались два сложных текста для сочинений: Евгения Богата и Валентина Распутина
Источник:

Российские школьники массово жалуются главе Лиги безопасного интернета Екатерине Мизулиной на тексты ЕГЭ по русскому языку. В 2024 году выпускникам попалось сразу два сложных варианта: в одном из них нужно было написать сочинение по тексту писателя Валентина Распутина, во втором — журналиста Евгения Богата.

Мы решили разобрать по полочкам эти тексты вместе с учительницей русского языка и литературы, которая занимается подготовкой школьников к ЕГЭ.

Не справляются даже взрослые!

Второй вариант попался 38-летней Надежде из Новоуральска. Женщина работает поваром и экзамен сдавала, чтобы получить высшее образование для повышения в должности. Дело в том, что в юношестве она окончила только девять классов, а потом — колледж.

— Честно скажу, очень сложно не специалисту и не учителю понять эти три модуля «Нравственность личности». Со мной экзамен писала 18-летняя девочка, уже после мы обсуждали, кому какой попался текст. Ей досталась тема благодарности учителю. И на самом деле, сколько я ни спрашивала у знакомых, у всех были цельные, понятные тексты, — рассказала E1.RU Надежда. — И у Богата был цельный текст, но, если честно, я его с трудом поняла. Ладно еще я — я понимаю, что буду учиться платно.

Но кому-то из одиннадцатиклассников занизят балл за это сочинение, а человек, допустим, на медаль идет.

Надежда ждет результатов экзаменов, чтобы подать жалобу на этот вариант ЕГЭ. Напомним, что по предложенному тексту школьники должны написать сочинение: выделить главную мысль автора и проблему, которую он поднимает. Ребенок может согласиться или не согласиться с автором, но свою позицию следует обосновать двумя аргументами (а точнее, примерами) из литературы или реальной жизни. В конце нужно обязательно обозначить вывод.

Вы можете сами прочитать текст Евгения Богата, который был у школьников на ЕГЭ. Например, именно этот вариант попался Надежде.

В тексте Евгений Богат перечисляет три типа поведения личности в обществе | Источник: Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ / dzen.ruВ тексте Евгений Богат перечисляет три типа поведения личности в обществе | Источник: Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ / dzen.ru
В тексте Евгений Богат перечисляет три типа поведения личности в обществе
Источник:
А вы смогли бы выделить тут главную мысль? | Источник: Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ / dzen.ruА вы смогли бы выделить тут главную мысль? | Источник: Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ / dzen.ru
А вы смогли бы выделить тут главную мысль?
Источник:

— Самое сложное было именно в том, чтобы выделить главную мысль. Я, наверное, раз 30 перечитала этот текст, смотрела и не понимала, за что взяться. А ведь этот час я могла бы потратить на само сочинение, — продолжила Надежда.

Я хотела эту статью принести своему преподавателю, сказать: «Объясните мне, глупенькой 38-летней тетеньке, где здесь главная мысль?»

Школьники разбирают примеры написания сочинения на цельных текстах и на конкретной проблеме, а текст Богата больше похож на психологическое, философское размышление. Это то, что преподают в вузах! И теперь из-за этого сочинения кто-то не сможет попасть на бюджет, — добавила женщина.

Дети сломали голову, пытаясь уловить логику автора (не говоря уже о взрослых) | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUДети сломали голову, пытаясь уловить логику автора (не говоря уже о взрослых) | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU
Дети сломали голову, пытаясь уловить логику автора (не говоря уже о взрослых)
Источник:

Разбираем текст по полочкам

Текст Евгения Богата мы показали учителю русского языка и литературы Татьяне Сычевой, которая занимается подготовкой к ЕГЭ в репетиторском центре ИП Певневой Н. С. Она согласилась с Надеждой в том, что текст действительно очень непрост для подростков.

— Этот текст очень сложный по своей структуре, здесь предложено для размышления три направления, но эти три направления не сходятся в одну точку, поэтому позицию автора очень сложно установить. Если судить так, что главная мысль автора заключается в том, что человек должен развиваться, то еще как-то можно выкрутиться, — считает педагог. — Публицист своими словами пытается обозначить категории, понятия, явления, он анализирует события. Это текст на стыке публицистики, науки и какого-то художественного формата, поэтому очень сложно было бы грамотно и логично выстроить сочинение.

Складывается впечатление, что текст — в отрыве от самого билета по уровню психологической готовности школьника анализировать такую информацию.

Педагог считает, что у школьников, которым попался этот вариант, будет много нулей за логику и правильно поставленный проблемный вопрос. Спасти подростков может лишь правильный выбор произведения в качестве аргумента.

Еще больше не повезло тем, кому попался текст Валентина Распутина | Источник: Артем Устюжанин / E1.RUЕще больше не повезло тем, кому попался текст Валентина Распутина | Источник: Артем Устюжанин / E1.RU
Еще больше не повезло тем, кому попался текст Валентина Распутина
Источник:

Как понять, то или не то литературное произведение вы привели в пример в своем сочинении? Если школьник стал рассуждать о развитии человека или о позиции человека в обществе, то можно было бы привести в пример роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». А если в сочинении поднят вопрос духовно-нравственного становления человека, идеально бы подошел пример Пьера Безухова из романа Льва Толстого «Война и мир» или роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени».

Но какие варианты ответов будут в кодификаторе, пока не знает никто.

— Не все ученики способны осознать сам текст, а надо еще подняться над текстом, уже осознав его, и оценить позицию автора. Это очень сложная процедура, тем более в формате ЕГЭ, когда уже сделано огромное количество заданий, когда тест пройден. Ребенок уже устал, а на всё есть только три с половиной часа, — объясняет Татьяна Сычева.

Может ли быть еще хуже?

Другой вариант, на который жаловались школьники, — это текст писателя Валентина Распутина. И поверьте, это задание еще хуже. Фрагмент текста взят из философско-публицистической повести «Пожар». Вне самого произведения он выглядит очень отрывистым.

— Это как будто взяли полотно, разрезали на кусочки и склеили, чтобы более-менее подходило по словам, потому что той логической связи, представленной в произведении самого Распутина, во фрагменте текста нет, — уверена учитель литературы и русского языка. — Если ученик не читал повести, не знает, о чем речь, цельного полотна не видел — естественно, та нарезка, которую он получил на экзамене, вызовет возмущение.

Меня саму лично это как педагога возмутило. Разве можно давать на экзамене такие нарезки? Нельзя так с детьми поступать!

Либо фрагмент текста цельного, либо никакого, — уверена педагог.

Из фрагмента текста сложно понять, что в повести речь идет о нравственном пути человека | Источник: Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ / dzen.ruИз фрагмента текста сложно понять, что в повести речь идет о нравственном пути человека | Источник: Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ / dzen.ru
Из фрагмента текста сложно понять, что в повести речь идет о нравственном пути человека
Источник:
Школьники могли поднять проблему добра и зла, проблему экологии, проблему счастья | Источник: Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ / dzen.ruШкольники могли поднять проблему добра и зла, проблему экологии, проблему счастья | Источник: Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ / dzen.ru
Школьники могли поднять проблему добра и зла, проблему экологии, проблему счастья
Источник:

— Распутин — это человек, который пишет народным языком, приближенным к деревенскому. Это нужно осмыслить логически. Это уже не экзамен по русскому языку, а игра в пазл: нужно выделить, разложить по-своему, еще как-то выстроить, — уверена учительница. — Безобразие, которое случилось, надо срочно сдать на экспертизу психологам-педагогам.

Возможно ли на экзамене, где совмещены тестирование и творческая часть, представлять текст, который не усваивается мозгом и психикой школьников?

Для всех должны быть единые, психологически выверенные тексты, соответствующие возрасту. Мне очень жаль ребят в этом году, искренне жаль. Ведь сочинение — это половина баллов за весь экзамен, — отметила педагог.

Как вы считаете, что можно было бы сделать в данной ситуации?

Ничего не делать. Не поняли текст — сами виноваты
Аннулируйте результаты экзаменов детям, которым попались эти тексты
Отмените уже ЕГЭ!
Дайте школьникам возможность переписать ЕГЭ
Хочу посмотреть результаты голосования

Итоговые баллы ЕГЭ по русскому языку будут известны 14 июня. А вот результаты по литературе, химии и географии уже пришли — 57 школьников из Екатеринбурга написали эти предметы на 100 баллов!

Прочитайте историю Анны Заковряшиной — девушка стала первой выпускницей из Екатеринбурга, набравшей 100 баллов на экзамене по литературе. А еще обратите внимание на гневную колонку филолога и преподавателя о том, почему из экзамена по литературе нельзя убирать Пушкина и других классиков. Когда будут известны результаты других экзаменов, мы рассказывали в этом материале.

Еще мы публиковали истории екатеринбуржцев, которые рискнули сдать ЕГЭ спустя много лет после окончания школы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE6
Смех
HAPPY10
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY31
Печаль
SAD13
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
204
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления