В Екатеринбурге девятиклассников из 85-й школы научили взламывать банковские карты с помощью алгоритма Луна. С помощью нехитрой схемы дети могут узнать последнюю контрольную цифру карточки, но для этого нужно знать все другие. Насколько это безопасно и можно ли, зная полный номер карты, воспользоваться ею, мы решили узнать у экспертов.
Начальник отдела информационной безопасности «СёрчИнформ», эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности Алексей Дрозд считает, что никакого подвоха в задачке нет. Ничего с этими данными ребенок сделать не сможет.
— Смысл в том, что номера карты, даже если мы знаем его полностью, недостаточно для того, чтобы совершить какие-либо действия, перевод или оплату каких-то услуг, — объяснил E1.RU Алексей Дрозд. — Стандартный джентльменский набор, который нужен для перевода, — это номер карты, срок действия, фамилия, имя и тот самый трехзначный код, [CVV], на обороте. И даже с этими параметрами ничего сделать не получится, потому что существует mTAN (Mobile transaction authentication number, аутентификационный номер мобильной транзакции. — Прим. ред.). Это СМС либо код в push-уведомлении в приложении банка. Я думаю, что в школе хотели подсветить, что чистая теория имеет связь с практикой, причем интересную, где реально применяются алгоритмы, и как всё работает. Конечно, эти знания ничем не грозят кошельку, задачка безобидная. Скажу больше: номера карточек периодически гуляют по Сети из-за сливов данных, но ничего с ними сделать всё равно не получится.
Экономист и финансовый управляющий Виталий Калугин согласен, что школьная задачка совершенно безопасна и даже полезна для детей. Куда опаснее потерять банковскую карту, потому что с нее без вашего ведома могут тратить на покупки до 3000 рублей за раз.
— Сама по себе карта действительно считается по алгоритму, и вот эта математическая задача — она считаемая. Например, номера 5536 означают, что это Mastercard, — объяснил Виталий Калугин.
«Можно, конечно, все 16 цифр каким-то образом вычислить, но если вы не знаете CVV-код — это всё упражнения для ума»
CVV-код невозможно по алгоритму посчитать, он присваивается абсолютно случайно. Второй момент — это двухфакторная авторизация, то есть вам по правилам банка придет СМС. Если такие задачи помогают развивать математические способности — они абсолютно нормальны.
Кстати, прочитайте авторскую колонку Виталия Калугина о том, кто виноват в сливе ваших персональных данных.
В конце прошлого года в 18-й школе Екатеринбурга изменили систему подсчета оценок за четверть. Теперь, чтобы получить пятерку, детям придется попотеть: у потенциального отличника средний балл по предмету должен быть не ниже 4,7. И это не единственное странное нововведение — до этого в гимназии № 155 перешли на средневзвешенную систему оценок: все задания учителя оценивают в баллах, которые потом пересчитывают в привычные всем пятерки и тройки.
Еще в нескольких школах города появились хитрые мультисмены, которые начинаются в середине дня. Власти уверяют, что это не третья смена, но из-за нового распорядка детям пришлось бросить кружки и секции.
Прочитайте наш большой обзор о том, как организована безопасность в школах Екатеринбурга. А еще мы разбирались, кто на самом деле кормит учеников (это многомиллионный бизнес). И изучили, сколько в городе зарабатывают учителя: от этих цифр очень грустно.