Уралец, вернувшийся со специальной военной операции на Украине, пожаловался на травлю своего сына. Мальчик учится в пятом классе 1-й школы Алапаевска.
В январе 2024-го Юрий А. приехал с территории боевых действий. В школе сына он неделю выступал перед разными классами, проводил открытые уроки, рассказывая о патриотизме. И после этих лекций его ребенку досталось от одноклассника: тот выкинул портфель мальчика в мусорное ведро.
«Мой сын чуть ли не единственный объект провокаций»
В городе Юрия Александровича знают многие: у него есть почетные грамоты и благодарственные письма от местной думы и заксобрания региона за помощь во время пандемии — он был волонтером. Нередко он помогал и другим уральцам и работал в организации «Пионерия» руководителем отделения «Пионеры и октябрята Алапаевска». Правда, такая активность пришлась по душе далеко не всем.
Его сына и раньше задирали, еще в начальной школе. Юрий говорит, что не раз обращался с жалобами к директору школы, но это не помогло. После последнего конфликта директор назначила примирительную встречу на 12 февраля.
— Мать мальчика, который это всё сотворил [выбросил портфель в мусор], за четыре года ни разу не появилась ни на одном родительском собрании. Вместо нее на них ходит тетя. Этому ребенку просто надо самоутвердиться за счет кого-то другого, — рассказывает Юрий. — О примирительной комиссии и речи быть не может. Он выкинул вещи моего сына в помойку после урока физкультуры. Литературных слов подобрать не могу, как он себя ведет эти четыре с половиной года — и ничего не делается. А сейчас пытаются всё замять.
— Я в городе достаточно активный, политический человек был до участия в СВО. Я вернулся — и сейчас мой сын чуть ли не единственный объект провокаций. Я просто не знаю, на какие меры мне уже идти, как с этим быть, — продолжил Юрий.
«Только исключать такого человека из класса, потому что он уже и остальных детей доводит, отравляет им жизнь»
Мужчина также заявил, что обратится за помощью в прокуратуру Алапаевска, как только закончит лечение в военном госпитале.
В августе 2022 года Юрий просил президента Владимира Путина упростить правила отбора добровольцев для участия в российской спецоперации на Украине. Видео этого обращения публиковали в «ФедералПресс».
«Отец меня предупреждал, что всех поднимет на уши»
В школе не так давно сменился директор, сейчас учреждением руководит Елена Конник. Раньше она работала в этой же школе заместителем по учебно-воспитательной работе.
О конфликте она знает не понаслышке, так как сама работала с этим классом. Она уверена, что никакого буллинга в детском коллективе нет. Мальчика, с которым у сына Юрия произошел конфликт, исключить из школы не могут, ведь он, как и все, имеет право на образование. Школьников сейчас пытаются примирить.
— Отец меня предупреждал, что всех поднимет на уши, чтобы исключить того ребенка из школы. Я, конечно, не имею права это сделать, — объяснила Елена Александровна. — Разговор был с детьми, в классе выясняли эту ситуацию. А то, что гнобят его ребенка, — нигде не замечено такого. Этот мальчик [сын Юрия] очень непростой. У него часто происходят нервные срывы, хотя родители на это не обращают, видимо, внимания. Ребенок может запсиховать, заплакать на уроке. Ну, видимо, со стороны детей-то тоже идет реакция какая-то на это.
Директор рассказала, что у мальчика уже были конфликты в начальной школе, но на этот раз ссора произошла с другим его одноклассником, из благополучной семьи. Она настаивает на том, что в первую очередь между собой должны разобраться дети, а не их родители.
— Были случаи, что папа начинал выяснять своими способами [отношения] с ребенком. Это недопустимо — других детей трогать, поэтому мы их пригласили на встречу. При этом он [Юрий] к нам приходил недавно. Мы его по всем классам водили как участника СВО, организовывали встречи с ребятами. От прежнего директора знаю, что этот мужчина очень скандальный, и не только в школе. Он, видимо, скандалит везде, где бы он ни появлялся.
«Если мы будем права родителям давать в этой ситуации, они побить могут детей и наорать друг на друга»
Елена Александровна отметила, что снимать ответственность с ребенка, испортившего вещи, при этом не будут. В школе работает служба медиации, которую привлекут для решения конфликта между детьми.
— Эту встречу мы любой ценой проведем. Я всё время наблюдаю за ними, прихожу на уроки. Классный руководитель не жалуется. Между прочим, был недавно конфликт с девочкой у этого мальчика [сына Юрия]. Он девочку обидел. Она пыталась ему донести, что нельзя так. И никто же после этого не выгнал его ребенка из школы, — отметила директор.
— По данному факту в полицию Алапаевска сообщений и заявлений не поступало. Размещенная в СМИ информация зарегистрирована, сотрудники по делам несовершеннолетних проведут проверку, — сообщили в МО МВД России «Алапаевский».
Ошибка взрослых
Наталья Панфилова, психолог центра «Счастливая семья», член Федерации психологов-консультантов России и Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, считает, что школа должна включиться в данный конфликт. Недопустимо думать, что дети сами разберутся между собой.
— Чем меньше ребенок, тем больше нужно взрослого участия, чтобы в этой ситуации разобраться. При приближении подросткового возраста, в так называемый предпубертатный период, ребенок очень чувствителен к влиянию взрослых. Детская динамика разворачивается до тех пор, пока взрослый не скажет: «Так, стоп, прекратили», — объясняет Наталья Панфилова. — Возможно, вот этот конфликт не гасится, потому что взрослые не могут договориться. Если они не могут договориться, то они не могут конструктивно влиять на эту ситуацию. Дети это чувствуют, и всё продолжается.
Психолог уверена, что школа могла бы самостоятельно справиться с конфликтом еще до того момента, когда потребовалось бы привлекать к нему родителей. Это было бы более безболезненно как для самих детей, так и для взрослых. В острой стадии конфликта вести подобные переговоры не всегда имеет смысл.
— К сожалению, я вижу, что школа по мере возможностей устраняется из процесса воспитания ребенка. Сразу подключают родителей, пытаются организовать переговоры, а это не всегда возможно, — добавила Наталья Панфилова.
В екатеринбургском психологическом центре «Диалог» дали несколько общих рекомендаций для родителей, столкнувшихся с подобной ситуацией:
сохраняйте контакт с ребенком: слушайте его, старайтесь понять, что он вам говорит и для чего;
учите своего ребенка дружить и поддерживать дружеские отношения: где-то прощать, где-то идти на компромисс, где-то самому делать первый шаг;
сами являйтесь ролевой моделью для ребенка: ваши слова не должны расходиться с вашими поступками;
запишите ребенка в кружки, секции, на дополнительное образование для развития эмоционально-волевой сферы;
сотрудничайте со школой: инициируйте внеклассные мероприятия, где каждый ребенок может проявить себя, или помогайте в их проведении; найдите повод подружиться с кем-то из класса;
обратитесь к педагогу-психологу для снятия тревожности, для выработки способов адаптации в школьном коллективе и укрепления эмоционального фона ребенка.
По словам юристов, школа обязана защищать детей в классе от агрессивных учеников и создавать комфортную обстановку. Если руководство образовательного учреждения закрывает глаза на жалобы родителей, то стоит обратиться за помощью в прокуратуру.
Прочитайте колонку психолога о том, почему школьники стали более агрессивными и как реагировать на детские выходки. А еще мы рассказывали, как в Екатеринбурге работает служба школьных психологов. И разбирались, что такое СДВГ, бывают ли гиперактивными взрослые и как всё это лечат.