Некоторым родителям сложно представить, что их ребенок может с головой погрузиться не в игры на телефоне или ПК, а в математику, физику, программирование и другие науки. В центре образовательной робототехники REDLED знают, как зажечь глаза школьников, и открыли запись в новые группы. Что выбрать — образовательные курсы, проектно-олимпиадное направление или спортивную робототехнику — на примере достижений учеников и тренеров центра.
Соревнования по робототехнике — рецепт успеха
Осенью 2023 года команда REDLED вернулась с золотом и серебром с международных соревнований по робототехнике «Робофинист» в Санкт-Петербурге. Ребята готовились больше трех месяцев: нужно было создать и запрограммировать робота, который на скорость объедет препятствия, найдет выход из лабиринта, преодолеет горку и разметает кегли.
— Задача подготовки к соревнованиям — досконально изучить регламент, знать своего робота как пять пальцев и уметь быстро ориентироваться в своей программе. На площадке соревнований условия отличаются от «домашних», а судьи вносят дополнительные изменения в трассу, поэтому ребята должны уметь быстро сориентироваться и адаптировать робота и программу под новые условия, — рассказывает соучредитель и главный методист в REDLED Павел Томшин. — Нужно заниматься отладкой стабильности робота: раз за разом переделывать робота и программу, чтобы предусмотреть все возможные ситуации. На это уходит невероятное количество времени и труда.
Тренеры рассказывают: несмотря на то, что их ребята соревновались в младшей возрастной категории (8–12 лет), драйв был недетский, а борьба — колоссальная. Команды выиграли с отрывом всего в доли секунд.
«Часто мы слышим про наших ребят, что "за них тренера всё сделали". А секрет в той колоссальной работе. Иного рецепта нет»
По словам тренеров REDLED, в спортивные соревнования уходят единицы из их учеников. Это направление требует от ребенка невероятной мотивации, огромного труда и почти всего свободного времени, а результатом может стать не призовое место, а только опыт.
— Сложно учесть всё, что влияет на итог соревнований: бывают и проявления эмоционального напряжения, и технические неполадки. Надо уметь проигрывать, извлекать из этого опыт, чтобы в следующий раз победить. Иногда проигрыш чреват потерей мотивации, интереса к робототехнике и, возможно, веры в себя и свои силы, — продолжают в REDLED. — А победители получают красивый диплом или медаль и, по сути, всё. Спортсменов-робототехников питает внутреннее удовлетворение: «Я сделал, я себя преодолел и победил всех остальных».
Стали площадкой для подготовки к олимпиадам
Более осязаемые и практические результаты дают олимпиады, при этом трудозатраты при подготовке к первым турам несопоставимо меньше. К примеру, Всероссийская олимпиада школьников состоит из четырех этапов: школьный, муниципальный, региональный и всероссийский. На каждом этапе участников награждают дипломами, а победители и призеры финала получают сертификаты БВИ (без вступительных испытаний. — Прим. ред.), которые действуют 4 года и дают возможность поступить в ведущие вузы страны.
— На олимпиаде нет такого конкурентного драйва, как на спортивных соревнованиях. Начать участвовать может любой ученик с пятого класса, который занимается на образовательных курсах робототехники, — продолжают в REDLED. — Хотя, конечно, чтобы дойти до последующих этапов, придется так же вложить много времени и сил в подготовку. Всероссийская олимпиада школьников — ведущая в стране, и в ней с прошлого года выделили отдельный профиль «Робототехника» в предмете «Технология».
В этом году центр REDLED стал площадкой подготовки к Всероссийской олимпиаде по робототехнике в партнерстве с Фондом поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение». Готовились к этому еще с августа, когда команда пригласила для консультации московского коллегу из Центра педагогического мастерства.
— В прошлом году никто от Свердловской области не вышел на заключительный этап, — рассказывают в REDLED. — Во многом из-за отсутствия комплексного понимания, что это за олимпиада и как к ней готовиться.
Олимпиадные задания делятся на несколько частей: теоретическую, практическую и проектную, в которой нужно создать роботизированное устройство. Это трудоемкая и творческая задача, требующая фантазии и инженерных навыков. Пример — робот для сортировки батареек по уровню заряда. Его разработал победитель олимпиады прошлого года на заключительном этапе из московской сборной, который в декабре 2023 года приезжал в Екатеринбург и демонстрировал устройство.
— Олимпиадные проекты похожи на идеи стартапов. У многих детей есть какие-то идеи, как улучшить мир. Основа — это фантазия ребенка, которую, к сожалению, взрослые уничтожают фразами вроде «хватит придумывать» или «спустись с небес на землю», — говорят в REDLED. — На самом деле нужно брать из фантазии идею и направлять ребенка в ее воплощении. Результат может быть потрясающий.
Родители не узнавали своих детей: «Неужели мой так может?»
Одна из целей центра REDLED — сформировать робототехническое сообщество в Екатеринбурге. Еще летом команда начала делиться методиками со школьными учителями города, которые потом открывали секции дополнительного образования. А 24 декабря 2023 года на площадке МАОУ «Лицей № 12» центр образовательной робототехники REDLED вместе с Департаментом образования администрации Екатеринбурга, Благотворительным фондом СКБ Контур и городским ресурсным центром «Элькоп» организовали турнир по робототехнике.
— Участвовали ребята из нашего центра и школьники, которые занимаются у обученных нами учителей. Это своего рода срез знаний, что умеют дети и как идет работа в школах. Было порядка 115 участников, — продолжают в REDLED. — Мы организовали всё как на спортивных соревнованиях: были судьи, разные задачки, регламенты, награждение. Мы добавили лекционную часть и демонстрацию проектов. Турнир получился как облегченный вариант состязаний. Это способ попробовать спортивное направление без больших временных и моральных затрат.
По словам команды центра, турнир собрал очень много хороших отзывов. Но главное достижение — это вау-эффект для родителей, которые увидели, что их дети могут быть с головой погружены в сложные задачи и самостоятельно с ними справляться.
— Мы хотели показать, что дети способны на невероятные вещи: решать алгоритмические задачи, рассказывать о том, какой винтик и куда они прикрутили и зачем, как они это проектировали, — говорят в REDLED. — А еще мы на деле показываем, что ценность робототехнических знаний очень высока, что это целый комплекс инженерных навыков, мировое движение единомышленников, от которого у детей загораются глаза.
«Некоторые родители увидели своих детей будто заново: "Неужели мой так может?"»
Старт новых групп
До конца февраля в REDLED идет новый набор на образовательные курсы. Можно приходить уже в 4 года: для малышей здесь открыты развивающие группы. Для детей от 6 до 12 лет — робототехника на конструкторах. После 12 лет ребята уже выбирают, что им ближе: продолжать занятия робототехникой на конструкторах, попробовать себя в спортивных соревнованиях или уйти в проекты, чтобы с нуля создать квадрокоптер и водного робота. Подать заявку можно на сайте или позвонить в центр.
Центр образовательной робототехники REDLED:
Екатеринбург, ул. Радищева, 33,
+7 (343) 229-02-02,
Telegram
Redledrobotics.ru
ООО «ЦОР "РЭДЛЕД"»