В Нижнем Тагиле ребенок второй год кошмарит целую гимназию — сейчас он второклассник. Артем (имя несовершеннолетнего изменено. — Прим. ред.) кроет матом не только учителя, но и других ребят, регулярно срывая уроки, утверждают родители его одноклассников. В прошлом году по заявлению мамы мальчишку перевели в другой класс, но проказничать он не перестал.
После стрельбы в брянской школе родителям стало особенно страшно за своих детей: вдруг агрессивный ученик нанесет кому-то увечья?
— Директор и администрация школы бездействуют. Видимо, ждут смертельного случая, когда он принесет в школу оружие. «Особенного» мальчика к нам перевели в первом классе. Он просто лупит наших детей, издевается над ними, срывает уроки, душит, угрожает убить и зарезать! — рассказала E1.RU мама одного из учеников второго класса. — Из большого и дружного класса осталось десять человек, остальные перевелись. На уроках присутствует тьютор, но физически его [мальчика] остановить не могут даже вместе с учителем. Учителя он вообще ни во что не ставит, может позволить себе пнуть ее по ногам, толкнуть, обозвать матом.
Что сделали в школе?
Родители учеников еще в прошлом году обращались во все инстанции: писали директору школы, в управление образования Нижнего Тагила, в полицию и даже в психиатрическую больницу № 7, но особого результата это не принесло. Тем не менее, судя по ответам ведомств (есть в распоряжении редакции E1.RU), с мальчиком всё же работают.
Так, директор гимназии ответил родителям, что не может перевести Артема в другой класс или школу без заявления его мамы, так как он, как и все, имеет право на получение образования. В городском управлении образования рассказали, что тьюторы сидят вместе с ребенком на уроках и дежурят возле класса на переменах, чтобы избежать драк и скандалов. В школе же маме рекомендовали обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию и предложили учиться по индивидуальному плану занятий.
В психиатрической больнице родителям ответили, что приняли к сведению их жалобу, но ничего конкретного сказать о мальчике не могут из-за врачебной тайны. В экстренном случае родителям посоветовали вызывать в школу бригаду скорой помощи.
На этом родители не остановились и обратились даже в администрацию Горнозаводского управленческого округа, куда входит Нижний Тагил. Там ответили, что и директор гимназии, и родители других детей неоднократно направляли ходатайства о том, чтобы маму мальчика привлекли к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Однако оснований для этого не нашли. Семья и так состоит на профилактическом учете в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних (ТКДН).
Каждый месяц Артема навещает полиция, проводит профилактические беседы. В ведомстве заверили E1.RU, что мама занимается со сложным ребенком.
— Сотрудники ПДН хорошо знают этого ребенка и его маму, которая одна воспитывает сына. В декабре прошлого года мальчик был поставлен на учет. Мама старается придерживаться рекомендаций сотрудников полиции. Например, водит ребенка на занятия шахматами, где он имеет хорошие результаты. Мальчику требуется помощь в корректировке его поведения в общении со сверстниками, поэтому с ним занимаются специалисты, а также инспекторы ПДН совместно с территориальной комиссией по делам несовершеннолетних, — рассказали E1.RU в пресс-службе полиции Нижнего Тагила.
«Никто из родителей ко мне не обращался»
Мама Артема рассказала E1.RU, что за всё время никто из родителей одноклассников сына к ней с вопросами и претензиями не подходил. Из-за поведения ребенка ее даже не вызывали в школу. Кроме того, иногда Артем сам приходит домой в синяках.
— Я считаю, что это вполне нормальная ситуация. Вчера у меня ребенок из школы пришел, у него на полруки укус от мальчика из класса, на той неделе он пришел с фингалом под глазом, но это школа, это дети, — сказала E1.RU мама Артема. — Из администрации на меня никто не выходил, меня даже [в школу] не вызывали. Для меня это нормальная ситуация — дети ругаются. Мой ребенок тоже избитый приходит. На мой взгляд, ничего страшного. Напрямую ко мне [из родителей] никто не обращался. На прошлой неделе, например, когда был конфликт, я сама подошла к учителю, чтобы понять, что случилось, но чтобы из родителей кто-то ко мне подходил — ни разу такого не было.
В управлении образования Нижнего Тагила E1.RU ответили, что провели проверку и приняли «исчерпывающие» меры реагирования на конфликтную ситуацию. Предоставить другую информацию в ведомстве не смогли, сославшись на закон «О персональных данных».
Аналогичный ответ редакция E1.RU получила и от гимназии, но там отметили, что в школе создан целый комплекс психолого-педагогического, тьюторского сопровождения подростков, состоящих на различных видах профилактического учета.
— В профилактическую работу включены педагоги-психологи, тьюторы, классные руководители с педагогами-наставниками, педагоги дополнительного образования, администрация гимназии, которые контролируют поведение несовершеннолетних, стараются оградить их от совершения необдуманных поступков и конфликтных ситуаций, — ответили E1.RU в гимназии. — Идет системная индивидуальная профилактическая работа с семьями с привлечением субъектов системы профилактики города. Дети, состоящие на учете, вовлекаются в социально значимую, спортивную, досуговую деятельность согласно плану воспитательной работы гимназии и класса, согласно индивидуальной программе профилактической работы.
В образовательном учреждении отметили, что родители, как правило, идут на контакт с гимназией и слушают рекомендации от педагогических работников.
Проблема со школьниками, терроризирующими классы, не редкость. Мы рассказывали, что в школе № 52 третьеклассник чуть не задушил девочку. Похожая ситуация и в школе № 208, где мальчик регулярно доводит своих одноклассников и даже учителя. По словам юристов, школа обязана защищать детей в классе от агрессивных учеников и создавать комфортную обстановку. Если руководство образовательного учреждения закрывает глаза на жалобы родителей, то стоит обратиться за помощью в прокуратуру.
— Прокуратура в случае установления нарушений прав других учеников со стороны школы может вынести представление директору и управлению образования, обязав их разработать план мероприятий для исключения конфликтных ситуаций, — рассказывала E1.RU ранее юрист Екатерина Малиновская. — А подразделение по делам несовершеннолетних вправе инициировать направление ребенка на психолого-педагогическое медицинское освидетельствование, по результатам которого ему могут рекомендовать перевод в специализированные образовательные учреждения.
А вот переводить такого ребенка из одной школы в другую часто бессмысленно, уверены психологи. Иногда нужно найти к нему особенный подход (хотя это бывает непросто) не только учителю, но и одноклассникам. Прочитайте колонку психолога о том, по каким причинам школьники стали настолько агрессивными и как реагировать на детские выходки. А еще мы рассказывали, как в Екатеринбурге работает служба школьных психологов. И разбирались, что такое СДВГ, бывают ли гиперактивными взрослые и как всё это лечат.
Кстати, в прошлом году ученица этой гимназии сорвалась с тарзанки при спуске с горы во время школьного турпохода. Она чудом осталась жива.