Читатели E1.RU выбрали самую красивую учительницу в Екатеринбурге — победительницей конкурса стала Мария Антипина, преподаватель английского языка и советник директора в школе № 22, той самой, где в этом году были массовые увольнения. Мы встретились с Марией и узнали, как ей удается совмещать две должности, классное руководство (а еще — учить китайский язык по ночам).
Мария родилась и выросла в маленьком уральском поселке, где продолжают жить ее родители. Как только началось голосование, ее поддержали ученики, а также односельчане. Они стали распространять новость о конкурсе в своих чатах и социальных сетях. В итоге за учительницу проголосовали 1694 человека (на 40 больше, чем за ее ближайшую конкурентку).
— Мария, как вы попали в школу?
— Я просто пошла в ту сферу, где у меня хорошо получалось. В школе мне давались иностранные языки и история, и родители помогали с поездками за границу на обучение, с репетиторами.
«Я из педагогической семьи, у меня был образец для подражания. Сразу избавилась от розовых очков и понимала, что меня ждет»
— Опыт родителей не отпугнул?
— Моя мама была директором школы, и она, наоборот, всегда была на позитиве. Папа также работает в школе плюс у старшего брата есть педагогическое образование. У меня сразу был реалистичный взгляд на работу. Знала, что это сложно, но при этом интересно. Плюс это стабильность, и поэтому в школе на самом деле очень уверенно себя чувствуешь. Я всегда знаю, что найду работу.
Причем у меня образование — международные отношения, то есть не совсем специфика школы. Я получила первое образование, наступило лето. Думала: чем заняться? Пошла работать воспитателем в детский лагерь, и мне так понравилось, дети так зажигали! Решила, что надо попробовать, и всё. Думала, на годик занесет, потом были планы ехать в Санкт-Петербург, поступать в магистратуру. Но в итоге я уже восемь лет работаю в одной школе, и меня всё устраивает. Но сложности бывают.
— Что делает советник директора, что это за должность?
— Это новая должность, ее ввели в некоторых регионах в 2021 году, а в Свердловской области — в 2022-м. Мы называемся навигаторами, полное название — советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными организациями. То есть я не помощник директора или его заместитель, это вообще другая сфера.
Мы работаем конкретно с детьми. Сейчас занимаемся всероссийским «Движением первых», это очень интересная вещь. Детям даются разные возможности: можно не просто поучаствовать в конкурсе, но и получить очень хорошие подарки. Например, поехать в лагерь «Артек» или во Владивосток, в лагерь «Океан».
Ну и самый главный плюс — в профориентации. Дети могут пробовать себя в различных проектах: там и экология, и патриотизм. Сейчас, например, идет проект по оказанию первой помощи. Кто любит медицину, принимает в нём участие. Ребенок пробует себя там, где ему интересно, и развивается. Дети становятся активнее, копят в портфолио различные бонусы, дипломы и благодарности. В первую очередь советник занимается этим.
Плюс различные детские организации, например волонтерские, взаимодействуют со школой через советника. Или если ребенок просто хочет чем-нибудь заняться, как-то себя проявить и стесняется, советник ему помогает.
— Вы советник директора, классный руководитель и учитель английского языка. Кроме того, учите китайский. Как вы это всё успеваете?
— На самом деле, когда всё становится в систему, это не так сложно — например, с той же работой советником. Дети сами по себе достаточно самостоятельные: ты им показываешь, что нужно сделать, чтобы зарегистрироваться на сайте того или иного конкурса, и всё. Понятно, что там, где нужна моя помощь, я подключаюсь. Например, мы с ними выезжаем в другие города вместе. В прошлом году было много различных мероприятий, и такая насыщенная жизнь детям нравится.
«Конечно, иногда задумываешься: а зачем мне это всё надо? Но это проходит, когда разгребаешь все дела»
А китайский — это моя отдушина, я там расслабляюсь, мозги успокаиваются.
— Это же наоборот, очень сложный язык, он совершенно другой.
— Я начинала учить его в университете, но не понимала до тех пор, пока не съездила на полгода в Китай на обучение. Мне так нравилось, но я всё забросила, потому что начала работать, а потом поступила в другой университет.
А этим летом я подумала, что мне не хватает чего-то серьезного. Я же изучала этот язык, я же ездила в Китай! Пошла на курсы в Институт Конфуция, как раз был набор в сентябре. Думала, что вообще всё забыла, а оказалось, нет. И преподаватели классные, всё так хорошо пошло.
На уроках сидишь, расслабляешься, что-то новое узнаешь.
«А дома я прописываю иероглифы, и это прямо, знаете, как антистресс. Есть раскраски, а есть прописи с иероглифами»
— И когда вы дома бываете?
— На самом деле у меня не такая большая нагрузка — 27 часов, то есть полторы ставки. Есть между уроками свободные часы. Первая смена начинается в 8 утра, а последний урок во второй смене заканчивается в 18:30, но это не значит, что я 12 часов провожу в школе. Может не быть первых уроков, я могу в это время делами советника заняться или прийти в школу к 9 утра, например.
Да и в школе ты никогда не знаешь, что будет завтра. Часто бывает человеческий фактор из серии: заболел кто-нибудь. Расписание всё равно меняется. Чтобы у детей не было свободных окон, где-то нужно заменить учителя. Но большую часть времени всё стабильно.
— В вашей школе уже перешли в «Сферум», который должен заменить WhatsApp? Он удобнее для общения с родителями и детьми?
— У нас есть «Сферум», у нас там есть чаты классных руководителей, чаты класса. По факту это такой же мессенджер, такое же приложение — всё то же самое. Когда в прошлом году были сообщения, что WhatsApp закроют, ничего работать не будет, у меня родители создали группу в Telegram. Мне кажется, это не особо-то влияет на работу. Дело в привычке.
— Какая сейчас обстановка в 22-й школе после массовых увольнений учителей?
— Я бы всё об этом поделила на два, отсекла правду и неправду. Мне комфортно работать с новым директором. Человеческий фактор — он всё равно есть, есть стычки, недомолвки, но здесь нужно было просто сесть, поговорить, и всё.
А учителей у нас нашли, знаю точно. В моем классе не хватало биологии, а теперь урок ведется. Причем дети пришли очень вдохновленные: «Вы знаете, там девушка, она поступала в медуниверситет, видимо, что-то не пошло, и она поступила в педагогический». И она им и про один, и про другой вуз рассказывает, а у меня как раз учеников пять хотят в медицину уйти. И для них это такой восторг.
Просто была позиция родителей, как-то они так всё преподнесли…
«Все уроки заменяли чем-то другим. Не в плане того, что мультики включали, а например, ставили английский четыре раза в неделю, чтобы окон не было»
В этом тоже ничего страшного нет.
Знаю, что в августе еще учителя должны были прийти, но кто-то отказался, кто-то нашел другое место работы. Я сама в августе разместила резюме и вышла в школу только 19 сентября, потому что две недели думала, что, может быть, найду другое место. И такое часто бывает, что кто-то передумал.
Сейчас всё спокойно, но, конечно, чтобы снизить нагрузку, педагогов еще ищут. Большая нагрузка на учителей английского, и если придет еще один человек — это будет отлично.
— Недавно в школах появился еще один факультатив — «Моя Россия — мои горизонты», это профориентационный курс. Он действительно необходим детям?
— Мне кажется, да, он нужен. Я часто привожу детям свой пример: в 18 лет я не знала, куда поступать, и пошла по стопам родителей. Два года назад у меня был кризис, я всё хотела бросить, думала, что это не мое. А сейчас есть классная возможность попробовать много разных профессий.
Эти уроки показывают, какие в России востребованы профессии, какие есть специализации. Может быть, не все 100%, но два-три ребенка из класса посмотрят, узнают что-то новое, найдут себя.
Также есть проект «Билет в будущее», там много профориентационных тестов, детям это интересно, особенно в девятом классе, потому что уже нужно определиться с экзаменом и начинать готовиться. Многие не знают, чего они хотят, а тут тесты порешал и понял свою направленность, есть повод задуматься. «Билет в будущее» также дает возможность детям записываться на разные мастер-классы, экскурсии: например, на Уралмашзавод можно прийти с классом.
«Лучше лет в 15–16 определиться, чем потом в 27 лет понимать, что занимаешься не тем, чем хочешь»
Во время конкурса учительницы рассказывали свои истории, мы публиковали первую часть рассказов, а потом — вторую.
Также прочитайте истории учителей-мужчин: красавчики рассказали, почему выбрали эту профессию и как завоевали доверие учеников (например, один из них открыл в школе несколько секций).