Образование мнение «Я должна была стать конвейером по подготовке стобалльников». Честный рассказ учителя русского языка

«Я должна была стать конвейером по подготовке стобалльников». Честный рассказ учителя русского языка

Анна Царегородцева объяснила, что на самом деле мешает школьникам сдать ЕГЭ на высокие баллы

По словам Анны, ученики останавливаются на 70 баллах и отказываются улучшать свой результат
Источник:

Москвичка Анна Царегородцева год за годом готовит детей к ЕГЭ и ОГЭ. Она — преподаватель русского языка и литературы, которая сама разрабатывала пособие по подготовке к главному экзамену. В этой колонке для портала MSK1.RU Анна рассказала, почему ее ученики, которые могут сдать ЕГЭ на 85 баллов и выше, останавливаются на отметке в 70 баллов и внезапно перестают заниматься.


В моем утопическом мире преподавателя русского языка все ученики сдают экзамен на 100 баллов. Шучу, хотя бы на 85+.

Когда-то и я сдавала ЕГЭ. Возможно, мне повезло, потому что со страхом не сдать, с минимальными баллами, с тревогами и депрессиями я столкнулась только в 2017 году, когда сама начала преподавать. И всё это было, конечно, уже не у меня, а у моих учеников. В свое время я сдала экзамен на 90 баллов, хотела на 100. Расстроилась. Хотя для поступления хватало. Такой результат и сейчас считается высоким, а в 2015-м считался почти королевским.

«Но я-то хотела максимум. Мне казалось странным, что кто-то его может не хотеть»

У меня не было репетиторов, в школе почти не готовили, единственный купленный учебник я прорешала меньше чем наполовину. И хорошо, если я написала хотя бы парочку пробников. И всё равно я хотела «сотку».

Я начала преподавать и поняла, что мое поступление было большой удачей, его даже можно считать почти чудом. У меня практически не было подготовки, а в той, что была, не было никакой системы. Помогая готовиться к экзамену другим, я узнала, что существует кодификатор, в котором указаны темы, встречающиеся в тесте, что каждое задание проверяет определенное правило, что список этих правил ограничен.

Всё выглядело очень легко: берешь задание, понимаешь, какие темы нужно знать, чтобы выполнить его идеально, разбираешь теорию с учеником, закрепляешь на практике, а потом начинаешь решать много-много однотипных заданий из тестовой части ЕГЭ — готово, вы восхитительны.

«Я должна была стать практически конвейером по подготовке стобалльников, но этого, конечно не произошло»

С каждым годом их становилось больше, но было всё-таки меньше, чем могло быть. Через 2–3 года работы я очень быстро научилась определять, на какой балл может претендовать ребенок.

«На 80+ может сдавать чуть ли не каждый пятый, потому что для подготовки к ЕГЭ по русскому не очень важно, какая оценка была в школе»

Некоторые одиннадцатиклассники, приходя ко мне, совершенно не помнили спряжения, ничего не знали про отглагольные прилагательные и расставляли запятые интуитивно, но они быстро и легко схватывали материал, и я радостно потирала руки. Мы довольно бодро проходили большое количество заданий, а потом останавливались.

Сначала я списывала это на усталость, середину года, стресс, пыталась найти какие-то объяснения тому, почему ребенок, который шел так хорошо, вдруг останавливался. Мы были стабильны, но дальше не двигались. Получались какие-то 60–70 баллов (и это хорошие баллы), но я же видела, что ребенок может делать лучше, что он умеет трудиться. Ребенок продолжал хорошо работать на занятиях, но мог не делать домашнее задание или делать его не очень качественно. И разгадка не сразу, но нашлась.

«Оказалось, дети ставят себе планку»


Возможно, им помогают проходные баллы прошлых лет, возможно, школьные учителя, возможно, присутствует неуверенность в себе. И я думаю, что даже всё вместе. Ребенок не верит в то, что он, имея тройку или слабую четверку, может вдруг хорошо сдать экзамен.

Дети получают результаты пробников, приходят ко мне и говорят: «У меня чуть ли не лучший результат в классе! Лучше, чем у меня, только у отличников!» И это их почему-то совсем не мотивирует получить на реальном экзамене результат еще выше. Они смотрят на меня взглядом, в котором читается: «А не аферистка ли Вы, Анна Андреевна?» И я уже знаю этот взгляд — сначала появляется он, а потом наша точка «стоп».


Ребенок ставит себе планку в 70 баллов. Я вижу, что баллов может быть гораздо больше, сообщаю ему об этом.

«Мне говорят: "Было бы здорово получить 75, но 80? Где я и где 80? И потом — мне хватает для поступления. Мне больше не надо"»

Я стараюсь объяснить, что русский язык — один из самых легких экзаменов, а для поступления важен общий балл, поэтому русский может очень хорошо подстраховать, если что-то пойдет не так с литературой, физикой, математикой и т. д., но прислушиваются ко мне, если честно, очень редко.

У меня много учеников, которые приходят с запросом: «Чем больше, тем лучше». За их прогрессом не так интересно наблюдать, потому что они приходят с очень хорошей базой. Иногда бывают ученики с минимальными запросами — тут, безусловно, интереснее.

«Но мой самый большой интерес — это рост ученика с 40–50 баллов, с которыми он ко мне пришел, до 70–80–90»

И моя самая большая боль — это те ученики, которые «а больше мне не надо».

После того как приходят результаты, я всегда спрашиваю учеников, довольны ли они своими баллами. Когда кто-то собирался сдать на 70, а сдал на 85 — мне прилетает фейерверк благодарности из смайликов и восклицательных знаков. Не использую фразу: «А я ведь говорила!», хотя иногда очень хочется.

Когда кто-то, кто собирался сдать на 70, получает свои 70, он рад — я рада, что он рад, но мне всё-таки становится грустно за эту радость.

Ладно, пусть в моем утопическом мире преподавателя русского языка не все ученики сдают экзамен на 100 баллов, просто пусть никто не говорит: «А больше мне не надо»

А на сколько баллов вы сдали ЕГЭ по русскому?

До 70 баллов
70–85 баллов
85–100 баллов
Я не сдавал(-а) ЕГЭ

Что еще почитать:

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
24
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Ёлки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Продолжаем считать трупы». Главред E1.RU — о жестоком убийстве многодетной матери в Нижнем Тагиле
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления