— В школах учатся разные дети: и благополучные, и успешные, и с трудностями, и с проблемами, но у нас специфика такая — к нам не приходят рассказать, как хорошо и весело живут. Часто к нам идут с острой проблемой, — говорит педагог-психолог Анна Верещака.
В стенах небольшого двухэтажного здания на 8 Марта, 55а находится Центр психолого-педагогической поддержки «Диалог», куда родители и подростки со всего Екатеринбурга идут за помощью в решении конфликтов, будь то травля в школе, мысли о самоубийстве, развод мамы и папы и даже смерть одного из членов семьи. Здесь дети собираются в группы поддержки, проходят профориентацию, а еще ищут мотивацию учиться.
В коридоре тихо, у небольшого столика сидит девочка, ей не больше семи лет. У девочки отличное настроение, она раскрашивает очередную принцессу на картинке и ждет маму, голос которой раздается из-за соседней двери. На двери табличка — «Идет консультирование», а внутри — два мягких кресла и еще один стул напротив. Из шкафа выглядывают игрушки, в углу стоит песочница с машинками и грабельками. Посередине стол, на котором открытая упаковка салфеток. Она тоже нужна в работе психолога — мало кто уходит отсюда без слез.
«К 15 годам я видел практически всё»
За помощью в «Диалог» обращаются и родители, и дети, и учителя. У всех есть свои «болевые точки». Например, дети чаще всего говорят: «Родители меня не понимают» или «У меня нет мотивации», а учителя не могут найти общий язык с непослушными учениками, а иногда и с родителями.
Основной запрос, с которым обращаются к психологам, касается отношений между ребенком и мамой или папой. Не зря говорят, что все проблемы идут из семьи.
— Детско-родительские отношения являются основой многого: стрессов, конфликтов, буллинга. И не сказать, что это родители какие-то несостоятельные, просто дети меняются, а родители не успевают этого замечать, — считает педагог-психолог Анна Верещака. — У подростков часто совершенно нет мотивации, они перегружены секциями, путешествиями. Говорят: «Я уже ничего не хочу и понимаю, что к 15 годам я видел практически всё».
Анна Борисовна Верещака — педагог-психолог центра «Диалог» и куратор направления медиативных технологий, руководитель городской службы примирения и руководитель проекта «Школа юного медиатора».
Таких детей направляют на групповые тренинги или индивидуальные консультации. Главное, чтобы желание работать было не только у ребенка, но и у родителей.
— Маргинальные семьи — это не про нас, — говорит Анна Верещака. — К нам приходят родители, которые настроены что-то изменить, понимают, что и они в чем-то недоработали. Если есть готовность, уже легче работать с ними, даже если проблема тяжелая.
Даже у малышей, которые только пошли в детский сад, есть свой, особый набор проблем.
— Например, это адаптация, — объясняет руководитель центра психолого-педагогической поддержки «Диалог» Юлия Соболева. — В два года обследовать ребенка, конечно, сложно, хотя есть методики, которые помогают работать с такими детьми: арт-терапия, сказкотерапия, песочница и многое другое.
Записаться на консультацию в центр «Диалог» можно по телефонам 251-29-04 и 251-47-51. Это бесплатно.
«Уберите его из класса!»
Первый проект центра — городская служба примирения. Учителя, педагоги-психологи или родители сообщают о ситуации в департамент образования. Там формируют заявку в «Диалог», тогда специалисты выезжают в школу.
По словам директора центра «Диалог» Юлии Соболевой, самые трудные ситуации возникают в шестых, седьмых и восьмых классах:
— Например, ближайший случай. В классе произошел конфликт между родителями одного ребенка и родителями детей остального класса. Предмет — особенное поведение школьника, не устраивающее других. Специалисты центра выезжают на встречу с родителями, с педагогами для того, чтобы этот конфликт попробовать разрешить.
Это очень сложная работа, на которую иногда уходит несколько месяцев.
— Когда поступает официальная бумага — это одна информация, а когда ты встречаешься с участниками конфликта — может проясниться совсем другая картина, нужно много времени и сил, чтобы просто разобраться в сути произошедшего, — говорит Анна Верещака. — Встречаемся с каждой стороной отдельно, выясняем причины, потом обсуждаем ситуацию со всех сторон (конфликтующие стороны и администрация школы), возможности для ее разрешения.
«Сейчас родители очень любят писать: "Уберите этого ребенка из класса". Мы стараемся найти между конфликтующими точки соприкосновения»
Проблема со школьниками, терроризирующими классы, не редкость. Мы рассказывали, что в школе № 52 третьеклассник чуть не задушил девочку, похожая ситуация и в школе № 208, где мальчик регулярно доводит своих одноклассников и даже учителя.
Переводить такого ребенка из одной школы в другую часто бессмысленно, уверены психологи. Иногда нужно найти к нему особенный подход (хотя это бывает непросто) не только учителю, но и одноклассникам.
— На самом деле, проблемное поведение ребенка не всегда недостаток воспитания, бывает, что особенности здоровья не позволяют ему успешно проявить себя в школе. Можно и нужно перевести линию поведения в приемлемое русло, — уверена Анна Верещака. — Такому ребенку нужна постоянная смена деятельности, ему необходима минимальная дистанция с учителем, не вариант его отсадить на последнюю парту, чтобы он не мешал. Пусть этот ребенок в периоды активности помоет тряпочку, соберет листочки, поможет товарищу.
«Основной ресурс взаимодействия с таким ребенком — это похвала на желательное поведение. Ты просидел 10 минут урока — уже молодец, давай так дальше»
Задача медиаторов — найти что-то общее между конфликтующими сторонами. Так, все родители хотят, чтобы их детям было комфортно.
— Очень важно сторонам высказать свои эмоции до конца, особенно негативные: где-то прокричаться, проговорить свои опасения. И, когда эмоции высказаны, родитель понял, что его услышали, поняли его точку зрения, задача медиатора — предать ему бразды правления в конфликте, — добавила Анна Верещака.
Родители часто обвиняют педагогов или директора в бездействии, задача медиатора — помочь школе в том, как предложить родителям помощь и показать свою заинтересованность.
— Совместная задача родителей и педагогов — вырастить наших детей здоровыми, успешными и счастливыми. И, когда мы становимся конфликтующими сторонами, это не приводит к результату. Мой призыв такой: находите точки соприкосновения и точки диалога, — обратилась к родителям Юлия Соболева.
В Свердловской области всего три бюджетных центра психологической поддержки детей, это «Диалог», «Ладо» и «Форпост». Центр «Ладо» работает со школьниками из области, а в «Форпосте» занимаются с учащимися колледжей и техникумов.
В «Диалоге» также есть Школа юного медиатора, куда могут попасть дети из седьмых и восьмых классов. Год психологи учат подростков самостоятельно решать конфликты и помогать в этом одноклассникам. Например, недавно ученики создали городское объединение школьных служб примирения.
— Суть в том, что мы учим детей создавать такую среду вокруг себя, которая способна решать разные задачи, в том числе взаимодействовать в конфликте, — говорит педагог-психолог Анна Верещака. — Не только сам ребенок учится, он еще учит своих сверстников, одноклассников, друзей, подруг. Такой ребенок будет понимать суть конфликта, его причины и возможные способы разрешения.
Очень важно, чтобы в школах были подростки, которые могли бы помочь сверстникам сами, потому что в средних классах мнение учителя или родителя для ребенка уже имеет меньшее значение, чем мнение одноклассников.
— Есть школы, которые учат медиации активных, позитивных и успешных лидеров класса, к которым прислушиваются и которых уважают. Но есть школьные службы примирения, которые были организованы в сложном классе, дети были хулиганами, и чем-то нужно было их социально-полезным и активным занять, — поделилась опытом Анна Верещака. — Не просто ругать каждый день, что вы это не сделали, а именно научить их позитивной активности. Ведь многие хулиганят просто от того, что им нужно выплеснуть свою харизму, энергию.
Киберпанк в психологии, или «Заводной апельсин»
В кабинете стоит стол с проводами и датчиками. На самом деле эта аппаратура нужна, чтобы научить детей и взрослых расслабляться. Именно так психологи помогают справляться с детскими страхами и стрессом, которые копятся в теле человека как огромный ком в горле.
Датчики надевают на руку ребенка. Они считывают пульс, сердцебиение, напряжение тела, реакцию нервной системы. Главная задача простая и сложная одновременно — научиться правильно дышать. Провода присоединены к компьютеру, на котором мелькают картинки. Например, дети смотрят, как из кокона появляется бабочка, но увидеть весь мультфильм от начала до конца получится, только если ты правильно выполнишь упражнение.
— С помощью дыхания ребенок нормализует работу нервной системы и свою стрессоустойчивость, — объясняет Анна Верещака. — Можно показать технику, научить, но передать телесные ощущения помогает именно это оборудование. Детям очень нравится, потому что они сейчас часто больше доверяют компьютерам, чем взрослым.
В другом кабинете стоит специальная кровать, рядом — снова компьютер. Подросток (или взрослый, неважно) закрывает глаза, надевает наушники, в которых играет спокойная музыка, и очки со специальными программами. К рукам подключают те же датчики. Всё это нужно, чтобы научить организм расслабляться или, наоборот, сосредотачиваться. Например, на подготовке к экзаменам.
«Как говорят, стресс поселяется в теле, ведь тело глупое, но правдивое»
И этот стресс, как камень, живет у ребенка в разных частях тела. Вибрации действуют на расслабление, плюс музыка и очки, на которых включаются определенные цветовые индикаторы. На самом деле, есть больше 200 разных программ, в том числе программы, которые помогают активизировать головной мозг для успешной сдачи экзаменов, — объяснила педагог-психолог.
Психолог предлагает ребенку такой курс, если видит, что ему необходима дополнительная работа с телом. Этой же аппаратурой нередко пользуются и учителя для того, чтобы не гасить стресс успокоительными препаратами.
— С помощью этих комплексов ребенок учится основам саморегуляции, например, если возникает негативное переживание — как лучше с ним справляться. Большую роль эти комплексы играют в профилактике психоактивных веществ, потому что главный мотив принять их — это почувствовать удовольствие, расслабление, — рассказывает Юлия Соболева.
«Здесь мы учим получать удовольствие от того, что ты делаешь сам для себя»
Следить за социальными сетями: нужно или нет?
Даже в администрации города не стали отрицать, что следят за социальными сетями школьников из-за «ЧВК Редан». Мы спросили у психолога Анны Верещаки, а нормально ли это?
— Нужно сформировать такое доверие, когда у собственного ребенка ты будешь «в друзьях» во всех его соцсетях, в таком случае ты будешь в курсе, чем твой ребенок интересуется, — говорит психолог. — Что касается педагогов, им лучше быть в одном информационном поле с соцсетями учеников класса, многие педагоги неформально к этому подходят.
— Это часть жизни детей, и, если они закрывают ее, наверное, это не очень хорошо. Но и 100% информации о ребенке не нужно знать, если ребенок сам не видит в этом необходимости, только основополагающие моменты, иначе жизнь действительно превратится в слежку и о близких доверительных отношениях мы уже не говорим, — говорит Анна Верещака.
Мы рассказывали, как в Нижнем Тагиле учитель надавал пощечин пятикласснику во время урока. После инцидента его отстранили от работы, а родители стали собирать подписи в поддержку педагога.
Тем временем родители будущих школьников в Екатеринбурге только готовятся к записи в первый класс: регистрация заявлений начнется ровно в полночь 1 апреля. Прочитайте простую и понятную инструкцию, как заполнить черновик на «Госуслугах», чтобы избежать подводных камней.