Учитель — одна из самых тяжелых профессий, но если раньше педагоги жаловались на низкую зарплату, то сейчас все чаще признаются, как тяжело работать с современными детьми (а особенно — их родителями). И дело не только в этом: в классах с огромным количеством детей просто невозможно уделить должного внимания каждому ученику. От этого, конечно, страдает уровень образования школьников.
Помимо кучи детей на педагогов сваливают массу бумажной работы: после уроков нужно заполнить журнал, дневники, отчеты... а потом еще и проверить тетради с домашним заданием. Затем — ответить на претензии родителей (иногда такие возникают на пустом месте). А если ты молодой учитель — то еще и послушать парочку неприятных фразочек от «старичков». И как тут не выгореть? Педагоги уже не первый раз рассказывают, что им не хватает психологической поддержки. Прочитайте колонку молодой учительницы начальных классов об адской работе в школе. Далее — от первого лица.
Хочу рассказать, с какими трудностями я столкнулась как молодой учитель. Нет, речь не пойдет о маленькой зарплате. Конечно, многое зависит от того, с детьми какого возраста вы работаете. Я работаю на начальных классах первый год.
Начну с того, что педагогом я захотела стать еще в четвертом классе, вдохновившись своей учительницей. Она замечательная! В меру строгая, требовательная, но мы чувствовали ее доброту. Я окончила девять классов и поступила в колледж. Трудности начались на третьем курсе: было очень много бумажной работы на практике. Я люблю работать с детьми, но не люблю всё, что касается бумаги. Нам сказали заполнять дневник по практике на 40 листов… Я была в шоке. Но всё это делала, выбора нет.
«В тот момент я словила первое выгорание и не хотела больше быть учителем. Но всё это прошло»
Первое, с чем я столкнулась уже на работе, — это родители. Они считают нормальным и правильным вмешиваться в образовательный процесс. Например, родитель заставляет дома ребенка делать страницу в рабочей тетради, а я планировала сделать эту работу в классе. Приходят дети, у кого-то всё сделано, у кого-то ничего. И тебе приходится разрываться, чтобы организовать работу в классе.
Также некоторые родители могут в общем чате что-то высказать учителю прежде, чем разобраться. Ситуация: ребенок сломал что-то, испугался сказать родителям и сказал, что этот предмет забрал учитель. Сижу, проверяю тетради, приходит сообщение в общий чат: «Зачем вы забрали у моего ребенка телефон?» У меня шок, ведь вещи детей я вообще не беру. Начинаем разбираться, всё выясняется. Передо мной извинились, но настроение уже подпорчено.
«Родители, которые не говорят на русском, — это тоже очень большая проблема. Невозможно организовать взаимодействия учителя и родителя»
Мне еще повезло с родителями, есть, конечно, несколько трудных, но это терпимо.
Второе, с чем я столкнулась, — это дети, особенные дети. В школах сейчас инклюзивное образование. Дети с ОВЗ имеют право учиться в любой школе и в любом классе. Тут сложно и учителю, и классу. У меня таких ребенка два: один из них бывает агрессивным и может подраться. Таким детям нужны отдельные задания и больше внимания. А теперь представьте: всего в классе 26 детей. Их нужно научить. В общем, сложности некоторые есть, но если приложить усилия, то справиться можно.
Что касается остальных детей… С ними сложность в том, что они еще маленькие и могут выкинуть что-то интересное. Часто врут, придумывают, но тут нужно просто объяснять, что это неправильно.
Непонимание в коллективе. Я самая молодая в коллективе начальной школы. Остальные учителя работают уже по 15, 20, 30 лет. Моя методика отличается от их. Например, в понедельник на первом уроке мы разговариваем, кто как провел выходные. Потому что я считаю, что дети еще успеют выучить всё, что нужно. Во втором, третьем, четвертом классе будут эти же темы. Такие уроки помогают нам с детьми установить доверительные отношения. На переменах мы слушаем музыку, дети танцуют. У нас есть сюжет на всю четверть, который делает учебу интересней.
«Я знаю, что некоторые в коллективе меня обсуждают, но меня не особо это волнует. Общаюсь с ними я исключительно по работе, и всё»
Самое главное, что мой класс хочет ходить в школу! Поэтому, если вы молодой специалист, — не бойтесь делать того, чего нет в вашей школе.
Последнее, о чем я хочу рассказать, — эмоциональная усталость. Я отдаюсь детям на все 100, потому что считаю, что по-другому нельзя. И конечно же, в конце недели я «выжатый лимон». Тут всё очень просто — на выходных дайте себе отдохнуть. У каждого отдых разный: я, например, читаю книги, смотрю сериалы и сплю. В понедельник я чувствую себя лучше.
В завершение хочу сказать, что профессия учителя сложная. Но если вы хотите этим заниматься, то смело идите. Ошибки будут, это неизбежно, но опыт — это дело наживное. Установите свои границы с родителями, коллективом и детьми.
Ранее мы рассказывали, что в одном из лицеев Екатеринбурга девочка из Таджикистана потеряла сознание после экзамена по русскому языку. А вот другая учительница переехала из Екатеринбурга в Узбекистан и теперь преподает там русский язык как иностранный, прочитайте, что она рассказывает о жизни и уроках в жаркой стране.
Также прочитайте колонку молодого учителя английского языка: она раскритиковала школьную систему образования и рассказала, почему так сложно обучить детей иностранным языкам.