В екатеринбургской гимназии № 94 учительница обмотала третьеклассника скотчем и заклеила ему рот. Теперь в ситуацию вмешались силовики и сотрудники департамента образования. Кроме того, одноклассники начали травить мальчика: по одной из версий, он сам провоцировал педагога.
Мы собрали разные мнения о конфликте. Прочитайте, что думают о произошедшем учителя, преподаватель вуза, юрист и отец двоих детей.
Учительница начальных классов
— Поступок ужасный и аморальный, недостойный человека — не то что педагога. Так вообще себя никто не должен вести. То, что ребенок срывает уроки, неправильно себя ведет — это всегда вина взрослых. Где-то родители недоглядели, воспитатели, педагог не уделил должного внимания. Не было комплексной работы, которую должны проводить с детьми с девиантным поведением — с ними должны разговаривать психологи, администрация школы и так далее.
Что могло подвигнуть ее на такой поступок? Это эмоциональная нестабильность в связи с тяжелыми условиями работы: большие классы, маленькие зарплаты, смены по 13–15 часов, неуважение со стороны родителей. Всё это оставляет отпечаток на психике учителя, поэтому уже стоит вопрос об психической уравновешенности педагога. Кто ей давал разрешение на работу? Объясню: учителя каждый год проходят медкомиссию.
Конечно, это ее никак не оправдывает. Нормальный педагог в нормальном психологическом состоянии такого бы не сделал: детей плохих не бывает, с детьми нужно работать, общаться, помогать.
«Класс не должен быть больше 15 человек, это недопустимо!»
Если классы будут маленькие, тогда будет больше индивидуального подхода учителей к детям, тогда будет лучше состояние и у детей, и у педагогов. Будет больше усваиваться материал, будет лучше успеваемость.
Преподаватель в вузе
— Я обычно говорю: представьте, что вас останавливает гаишник за нарушение правил дорожного движения и заклеивает вам скотчем рот или лупит. Студенты могут или в глаза преподавателю сказать, или с куратором обсудить, или в деканат докладную написать (мы писали в свое время). У школьников таких механизмов нет, только мама с папой.
Юлия Федотова, юрист
— Есть Конвенция о защите прав ребенка, которая говорит о недопустимости применения к детям любого рода физического насилия. Заклеить рот скотчем — это именно оно и есть. Есть Конституция, Закон об образовании, где сказано, что недопустимо совмещение образовательного процесса с каким бы то ни было применением насилия к ребенку.
Все эти методы воспитания советские, которые, к сожалению, всё еще считаются нормальными — вроде ремней, подзатыльников, шлепков линейкой по рукам и прочей ерунды, они недопустимы с точки зрения российского законодательства. В Европе такое обращение ставят в категорию унижающих человеческое достоинство.
«Учитель с ребенком всё-таки находится не в равных отношениях. У учителя есть власть»
С точки зрения российского права она должна быть однозначно уволена, ее действия могут быть квалифицированы как побои (за это ей грозит административный арест на срок от 10 до 15 суток).
Я не психолог, но знаю одно: если ты не смог справиться с ребенком, который себя неподобающе ведет, ты применил физическое насилие, накричал — ты хреновый учитель, вот и всё. Я думаю, у каждого из нас есть примеры учителей, у которых никто себя плохо не вел. И не потому, что они орали матом, били линейкой по рукам. Потому что их уважали — было за что. Да, есть абсолютно неуправляемые дети, но есть много других методов воздействия: вызови родителей, позови директора, но не трогай ученика, ты не имеешь на это права.
Выход есть всегда, я не говорю о том, что дети святые. Задача учителя и образования, которое он получил, — справляться в том числе с неуправляемыми детьми.
Отец двоих детей
— Учителя довели. Мое мнение: это перебор, но, с другой стороны, молодежь сейчас очень сильно офигела. У них нет авторитетов, они считают, что закон их защитит, и пользуются этим, иногда переходят рамки. Учителя я не оправдываю. Может быть, там произошла ситуация из ряда вон.
«Хотя я бы учителю на месте тех родителей, если бы это произошло с моим сыном, простите, [врезал]. Но сначала попытался бы разобраться»
Учительница русского языка и литературы
— Конечно, педагог неправ. Но как с такими детьми… В первую очередь здесь нужна активная работа управленческого состава с родителями ребенка и с учителями: психологическая помощь учителям (это действительно важно), консультации для родителей, совместные встречи с учителем, завучем, ребенком, родителем, чтобы рассматривать ситуацию комплексно.
С таким количеством часов, уровнем ответственности за ЕГЭ, ОГЭ и ВПР учителям очень не хватает психологической поддержки. Плюс собственные проблемы: часто же учителя живут на работе, не каждый супруг с таким справится. И, к сожалению, вопрос выгорания — это наше всё.
Ранее мы рассказывали, как в Екатеринбурге воспитательница из элитного садика ударила ребенка. Позже выяснилось, что случай рукоприкладства был не единственным. Читайте также о том, как бороться с жестокостью в детских садах.
Все самые важные новости мы оперативно публикуем в телеграм-канале E1.RU. Обязательно подпишитесь на него!