Восемь школ в Екатеринбурге официально считаются сельскими, ведь они находятся на окраине города. Одна из них — это школа № 137 в поселке Шабровском. В отличие от городских детей, у местных учеников совсем другие увлечения: в сезон они копают картошку и выращивают арбузы и дыни, изобретают умные теплицы и проводят мероприятия для односельчан.
Мы побывали в сельской школе и посмотрели, как здесь идет учебный процесс.
Школа № 137, которую построили в 1931 году, — единственная на весь поселок, и аграрным делом дети здесь любили заниматься всегда. У них есть свой огород с двумя видами барбариса, а летом тут можно было увидеть и огурцы, и помидоры, и ягоды. Технологии добрались и до окраин: с недавних пор у учеников есть современное оборудование для программирования и робототехники (которое и в центральных-то школах Екатеринбурга не всегда встретишь).
В сентябре этого года в школе в рамках проекта «Точка роста» открылись три лаборатории: две естественно-научные и одна технологическая. Оборудование дети используют на уроках биологии, физики и информатики, а также на модулях, в кружках и секциях. Ученики в начале каждого года выбирают модуль обучения: одних больше интересует спорт, других — искусство. Но наиболее популярные из них — «Сити-фермерство» и «Интернет вещей».
И хотя на улице уже точно ничего не вырастить, на уроках биологии дети сажают клубнику и перцы в умные теплицы, которые собирают сами. А еще они выращивают бактерии в пробирках.
— Для выращивания растений мы собрали стойку с гидропоникой, это распределительная система необходимых для растений веществ, — рассказывает десятиклассник Алексей. — В будущем мы хотим запрограммировать эту стойку, чтобы ею можно было управлять с помощью телефона: насос качает воду, а уже на следующий день на грядке появляются ростки.
Уже в восьмом классе школьники на уроках информатики, программирования и физики занимаются умными технологиями. Одно из своих изобретений показал 14-летний Мухаммат Муталибов. Правда, растений в его теплице пока нет.
— Это умная теплица, она управляется с телефона. Это удобно для тех, кто не успевает уследить за рассадой. С помощью нажатия кнопок можно включать и выключать «солнце» и вентилятор. Тут есть датчики освещения и влажности, температуры почвы и воздуха, — рассказал Мухаммат. — Подобные большие теплицы стоят около семи миллионов рублей. Они не подходят для дачной рассады, а для больших компаний — удобно.
«Можно будет перепрограммировать ее так, чтобы теплица сама поливала рассаду при изменении показателей»
В одной школе сосредоточено всё дополнительное образование в поселке: кружки по вокалу, изостудия, а также спортивная школа «Родонит», где дети катаются на лыжах. Всего здесь 18–20 различных секций. Именно поэтому здание работает даже по выходным. К сожалению, сходить куда-то еще можно, пожалуй, только в самом Екатеринбурге.
— Наша школа является социокультурным центром Шабровского, на базе школы проходят все патриотические и культурно-массовые события для всего поселка, — говорит директор Светлана Палкина. — Однажды дети нашли в лесу родник, благоустроили его, исследовали воду. Она оказалась очень хорошей по качеству. Наши волонтеры доставляют ее труженикам тыла и пожилым жителям поселка.
Практически все учителя тут работают и как специалисты дополнительного образования по своему направлению. Впрочем, в сельских школах Екатеринбурга педагоги получают надбавку 25% к зарплате в сумме. Кроме того, им полностью оплачивают коммуналку, даже если они живут не в самом поселке, а в городе.
— В основном учителя местные, около 70% из них — выпускники этой школы, — продолжает Светлана Палкина. — Несколько лет мы участвуем в программе «Земский учитель», по ней к нам приехали два педагога.
Сейчас школьный огород и теплица пустуют, но весной и летом ученики проверяли, как капельный полив влияет на урожай огурцов, сравнивали вес плодов и выращивали разные виды картофеля и чеснока из Челябинской, Тамбовской и Курганской областей.
— Каждый участок здесь — это проект. Здесь высажены краснокнижные растения, которые мы размножаем и потом уже пересаживаем в лес на место естественного обитания, — рассказывает Светлана Палкина. — У нас растет два сорта барбариса, а летом были арбузы и дыни, которые дети потом с удовольствием ели. Здесь растут лекарственные растения и фиточаи. Мы изучаем, как их сушить, в какой пропорции комбинировать, чтобы получился именно тот чай, который нужен.
«У нас хороший урожай. Сейчас стоит вопрос: как монетизировать детский труд?»
Для первоклассников здесь рос настоящий цветочный алфавит: дети изучали его по первым буквам названий цветов, например «а» — астра, «б» — бересклет. А в будущем школьники хотят вырастить картофель — но уже не на грядке, а в пробирке.
Посмотрите еще несколько фотографий из сельской школы.
Недавно мы рассказывали про сельскую школу № 179 в Северке — посмотрите, как она изменилась после масштабного капитального ремонта. Еще три года назад там вместо унитазов была выгребная яма.
Также E1.RU провел мини-тур по школьным столовым Екатеринбурга. Мы побывали в трех учебных заведениях и увидели самую маленькую кухню, школьное кафе и столовую с супергероями. Посмотрите и вы этот вкусный репортаж.