Валентина Бубашвили преподает английский язык в младших классах Лицея имени Дягилева (гимназии № 8). Читатели E1.RU признали девушку самой красивой учительницей Екатеринбурга, но сразу после этого на нее обрушилась волна хейта: якобы Валентина в реальной жизни выглядит совсем не так, как на том фото, что она отправила для участия в конкурсе.
Мы поговорили с учительницей о работе в самой творческой школе города и о том, как она относится к негативу в социальных сетях.
— Расскажите о своей работе в гимназии.
— Лицей имени Дягилева — это школа полного дня, то есть дети учатся здесь с 8 до 18 часов. У нас есть общеобразовательный блок и блок искусств, это дополнительные занятия. Дети поделены по классам, специальностям, то есть «А» класс — это балет, «Б» — художники, «В» — музыка и каратисты. В этом году появилась параллель «Г» — они будут театралами.
— А это родители выбирают направление?
— Во время подготовительных курсов их отбирают руководители групп: либо ты танцевать умеешь, либо у тебя со слухом всё хорошо. Если же у тебя там братья и сестры учатся, то в любом случае ты попадаешь в школу, но отбор всё равно есть. Если это первоклассник, то утром у него пять уроков, потом классный час (это шестой урок), потом обед, прогулка, а потом еще несколько уроков искусств — например, хор, карате и сольфеджио. Плюс у нас все дети занимаются фортепиано.
— Вся школа?
— Первоклассники — да. А в конце года проводится отбор, и те, кто прошел, продолжают в следующем году. Я считаю, что это классно. Особенно для начальной школы и тех родителей, кто работает до шести вечера, им это действительно нужно.
— Когда вы решили, что будете учителем? Как это произошло?
— Я просто хотела выучить язык, пришла изначально с этой целью на иностранные языки в педуниверситет.
«Думала, выучу и разбежались, пойду переводчиком или куда-нибудь уеду. Потом подумала: поработаю годик в школе, а если не понравится — уйду»
— Время на себя, на отдых, на хобби находите?
— Ночью, только ночью, больше некогда. Я до 18 часов на работе всегда. Тут задержишься с детьми, там задержишься, часов в 19 выйдешь с работы. Например, в среду у меня 12 уроков. Это две смены. Тяжело, конечно, но интересно.
— Как детей заинтересовать английским? Есть какой-то секрет или ваша особенная фишечка?
— Мы с первых уроков всегда обсуждаем, для чего нужен английский, и дети пытаются сами сначала ответить. Потом начинаем говорить: «Поднимите руку, а кто отдыхает каждый год? А как вы там продукты заказываете?» И так далее. Дети сейчас все знают, что язык нужен, просто их интерес нужно поддержать. Они даже на уроках спорят: «А вот ты приедешь в Таиланд, что ты будешь делать? Ты что, на русском будешь говорить?» Особенно малыши, они же такие болтливые.
У нас английский со второго класса. Мы три года назад ввели его для первого класса на платной основе. Тут для первоклассников и песни, и танцы, и что-нибудь раскрасить, и нарисовать. Иногда как клоун перед ними скачешь, чтобы их заинтересовать. Есть и система поощрения — например, я лучшим ученикам дважды в год покупаю сладкие призы.
— Много детей у вас отдыхает за границей?
— У нас — да. Видите, это школа достаточно престижная, в центре Екатеринбурга, родители обеспеченные.
— Как вы считаете, нужно ли сделать ЕГЭ или ОГЭ по английскому обязательным?
— Давайте честно: не всем же это дано, да? Есть дети, которым и русский язык сложно выучить, а английский тем более. Если бы классы поделили на тематические: кто-то, допустим, математику учит, кто-то физику, а кто-то в гуманитарные науки пойдет — тогда да, им можно было бы сдать. А так тяжеловато будет. Но, наверное, это был бы интересный опыт. Тогда надо было бы и больше уроков вводить, потому что русского языка в неделю примерно пять часов, а английского — всего три, этого мало.
— Вы говорили, что образ учителя тоже важен для ребенка. Что вы имели в виду?
— Не в красоте, не во внешности дело. Дело в том, конечно, как учитель учит и какой результат дает. Но в начальной школе всегда замечают, когда у меня новый маникюр, всегда замечают новое платье, блузку, даже ресницы. Говорят: «А у вас сегодня колготки другого цвета! А у вас сегодня обувь другая!» Они всё увидят, и, кажется, им это важно.
В день, когда шло голосование, новость разлетелась, и я еще не успела посмотреть, как дети уже сами пришли и говорят: «Вы у нас самая красивая, мы за вас проголосовали». Это очень воодушевляет. Я знала, что у нас сплоченный коллектив, но еще раз в этом убедилась. И директор, и педагоги, и родители, и администрация школы, и дети — все-все-все писали, все поздравляли, звонили.
— Некоторые из читателей не оценили вашу фотографию на сайте школы. Что бы вы ответили хейтерам?
— Начнем с того, что та фотография выложена пять лет назад. Наверное, каждый человек примерно каждые два-три года меняется, я не исключение. Да, там действительно мое фото. Если честно, оно мне тоже не нравится. Но мы же смотрим на реальное фото, плюс многие пишут: «Вот, кто-то там с макияжем, кто-то без, а кто-то близко, а кто-то далеко». Ограничений никаких не было, не было каких-то критериев, по которым будут отбирать, поэтому всё нормально. Я не скрываю, это моя фотография, но я меняюсь. Я изначально знала, что кто-нибудь напишет и кому-то что-то не понравится.
«Сайт школы — это одно, там более официальный стиль. Если бы сказали: "Пришлите фото в форме", — я бы сделала в форме»
— А в школе учителям вообще разрешают ходить как хочется, с макияжем, или с этим строго?
— Раньше у нас было очень строго с этим, нельзя было носить распущенные волосы, даже учителю. Это в том числе безопасность, например, в столовой, и чтобы старшеклассники не повторяли, все же любят волосы распустить. Сейчас стало попроще, директор сменился — но мы в любом случае в форме. Я считаю так: если я требую от ученика форму, то и сама тоже должна соответствовать этому. У меня всегда белая блузочка, юбочка. Шарфики и у педагогов, и у детей, их все носят, правда, в основном на официальные мероприятия и линейки. Либо это жилет и платочек, то есть это единый стиль. Это некая дисциплина.
— Как вы относитесь к гаджетам у детей? Кто-то запрещает, но всё равно без телефонов сейчас никуда.
— Телефоны не запретили, но рекомендовано, чтобы дети их не доставали. Мы договорились с родителями что в первом классе, что во втором: у нас нет телефонов, это на благо всем, чтобы не отвлекались. Ребенок приходит в школу, ему нужно живое общение, и вот мы вроде справляемся.
В четвертых классах мы уже разрешаем, учимся пользоваться словарем, чтобы ребенок дома смог себе помочь. На самом деле я не против телефонов, если это в разумных целях, так сказать.
— Что самое сложное в работе учителя? Проверка тетрадей, несносные дети или даже родители?
— Наверное, всё вместе. Во-первых, я считаю, любому учителю нужно адаптироваться в школе. Понять, твое это или не твое. В первые два года учитель понимает, может ли он дальше продолжать свою работу в школе, может ли он жить в этой атмосфере. Это постоянное взаимодействие с детьми, с родителями. Плюс, кроме уроков, это проверка домашнего задания, плюс нужно подтянуть тех, кто отстал, а еще есть различные конкурсы.
«Что самое сложное — я не знаю. Наверное, нужно сразу понять: твое это или нет, сможешь ты или нет»
— А как с зарплатами у учителей сейчас? Есть надбавки?
— Учителю, который пришел первый год работать в школу после университета, платят 35 тысяч рублей — подъемные. Что в наше время можно сделать на эти 35 тысяч? Плюс ты эти деньги должен отработать три года, а если уходишь раньше — их нужно вернуть. Если хочешь получать более-менее достойную зарплату, бери больше часов, бери классное руководство.
«Вообще скажу так: в школе можно работать и зарабатывать. Но я считаю, что этот труд всё равно недооценен»
Это всё-таки такая профессия, которая требует много энергии.
— Не боитесь, что в школы вернут дистант?
— Мы и на дистанте работали, вели уроки в Zoom, но сейчас и он запрещен. Хотя найдется и Skype, WhatsApp, что-нибудь. Конечно, живое общение лучше. На твоем экране 15 окошечек, все дети включаются. Спрашиваешь: «Дети, как будет яблоко?». А там родители: «Apple, apple, скажи apple. Ты же знаешь, что это apple».
То есть родители всегда рядом, и очень часто они отвечают. Плюс постоянные вопросы от них: тут не увидел, там не понял — и всем надо ответить, надо помочь. Это сложно. Мы даже участвовали в городских конкурсах на дистанте, дети мне присылали видео, мы занимали призовые места. Это хуже, чем живое общение, но я считаю, что всё реально.
Традиционный конкурс ко Дню учителя в этом году мы объявили 3 октября и получили три десятка писем от девушек-красавиц, работающих в школах. Их истории мы разделили на две части: одни педагоги рассказали не только о работе, но и о любимых хобби, другие — о том, как встретили в школе свою любовь и даже решились на усыновление. Кроме того, в честь праздника мы вели специальный онлайн, в котором можно прочитать остальные письма и посмотреть, как учителей поздравляли дети и родители.