27 сентября — главный праздник всех работников детских садов. Выбрать непростую профессию воспитателя отважится не каждый: работать с детьми бывает очень сложно, особенно когда их 35, а то и 40! А если таких групп несколько и всех надо накормить, организовать для них игры и прогулки...
Накануне праздника мы встретились с заведующей детского сада № 119 в Академическом районе Екатеринбурга. Ольге Мироновой удалось создать в садике атмосферу настоящей русской сказки. Там есть изба, кукольные бабушка и дедушка, печь и даже стог сена, который малыши всегда могут потрогать.
Первый корпус детского сада на Павла Шаманова, 19 открылся еще в 2015 году. Ольга Валерьевна стала руководить им с начала его строительства.
— Давно ли вы работаете в детском саду?
— В этой должности семь лет. В дошкольном образовании я давно, общий стаж работы составляет уже 22 года. Я считаю, прежде всего для того, чтобы стать руководителем, нужно понимание и желание: что ты хочешь сделать и для чего ты хочешь это сделать? Нужно иметь профессиональное образование и знать закон. И, наверное, понимать принципы развития системы образования.
— Понятно, как расписан день у воспитателя в садике. А чем занимается руководитель, какие у вас ежедневные задачи?
— Это создание безопасных условий, присмотра и ухода, содержания ребенка. Это соблюдение норм и свобод воспитанников, родителей и, конечно, сотрудников. Это работа с кадрами, работа с родителями. Это очень большая работа.
— Кажется, в Академическом это особенно тяжело, когда в группах так много детей.
— В этом, наверное, и есть весь интерес: чем больше детей, тем больше появляется возможностей.
«Необходимо иметь огромную силу воли и большое желание, чтобы работать с таким количеством детей»
И конечно же, мы должны понимать, что мы работаем в современных просторных и комфортных зданиях, которые оборудованы вместительными групповыми ячейками.
— Какие есть проекты в садике, которыми вы гордитесь?
— Мы участвуем в федеральном проекте «Цифровое образование» как экспериментальная площадка, в городском проекте «Обновление и содержание образовательной среды», а также у нас есть проект «Музейный дом». Посмотрите, это наш музей. Дети могут всё потрогать, пощупать. Тут всё не просто так — это и моторика, и сенсорика.
«Дети могут узнать, что такое тын, что такое коромысло, попасть в русскую деревню. Они здесь осваивают новые игры»
Мы погружаемся в сказку, вспоминаем традиции, что и как было. И мы стали участником проекта «Дети и денежные отношения», развиваем финансовую грамотность у детей.
Каждый уголок в садике сделан специально для детей: интерактивное оборудование, зона с элементами сенсорной комнаты. У нас есть уголок космонавтики, шахматный клуб. Это всё создавалось руками родителей и педагогов.
— У вас большой опыт работы в садике. Изменились ли как-то за это время дети и родители, их запросы?
— Я хочу сказать одно: дети не меняются, это сама непосредственность, тем более мы работаем с дошкольниками, а дети до 7 лет — это самое чистое, что может быть на свете. Да и родители достаточно стабильны, и я как руководитель не замечаю особых изменений.
«Согласитесь, родитель всегда будет доволен, когда удовлетворен и спокоен его ребенок. Наша цель в этом и заключается»
— Какие вопросы в основном вам задают родители?
— Вопросы у родителей всегда стандартные: это компетентность педагогов и то, какие условия созданы для безопасного пребывания в детском саду. А к детям самый главный вопрос, который мы слышим всегда: «А ты сегодня кушал?»
— А дети действительно едят в садике? Для многих родителей это проблема.
— Этот вопрос обычно волнует только родителей вновь поступивших детей, потому что в любом случае всё неизведанное страшно. Когда вы впервые отдаете ребенка в детский сад, где много детей, где он будет без мамы, без папы — это определенного рода страх. Как он сходит в туалет, что и как он покушает? Мы в детском саду всё проходим в игровой форме. Обучение и развитие — это непрерывный процесс.
Ребенок смотрит на то, как едят другие детки, начинает привыкать. Это играет очень большую роль. В саду еда обогащена нужным количеством жиров, белков, углеводов, которые необходимы именно для детского организма. Согласитесь, что в семье не всегда этого придерживаются, поэтому еда кажется другой. Но привычка вырабатывается в процессе. Повторение — мать учения!
У нас разработано 20-дневное меню. Представьте: каждый день происходит смена блюд. Формируется правильный полезный набор пищевых привычек. А родители нам только в помощь, они должны помогать закреплять то, что мы прививаем деткам. Достаточно просто придерживаться правильного режима питания и приема в пищу обыкновенных блюд. Не стоит лишний раз перекусывать, усугублять привычки к сладкому.
— Тяжело ли найти воспитателя для детского сада?
— Сейчас мы не испытываем потребности в кадрах. Педагоги понимают, куда они идут и для чего. В основном у 90% из них уже есть первая или высшая категория, то есть люди в дошкольном образовании работают уже не первый год. Плюс ко всему — это стабильная заработная плата, это карьерный рост, есть возможность вырасти в методиста, старшего воспитателя и дальше. Ну и, конечно же, я уверена, что это и добрые теплые отношения в коллективе.
«Я всегда своим педагогам говорю: мы работаем с детьми, а это самый чистый возраст, от которого получаешь колоссальное количество позитива»
— Можно ли сказать, что лучше: государственный или частный садик?
— Я не возьмусь сравнивать. Могу сказать за свой детский сад, здесь работа ведется организовано: законы и СанПиНы же не просто так придумали, а для того, чтобы ребенок был организован.
— Хотели бы вы что-то порекомендовать родителям малышей?
— Мне очень хочется, чтобы родители понимали, как важно грамотное развитие личности ребенка. Мы можем развить очень благополучную и замечательную личность, не загубив при этом скрытые качества, которые порой родители не замечают. В каждом ребенке есть какая-то тайна. Задача нас и семьи — эту тайну познать и дать развиться тому, что было скрыто.
Редакция E1.RU поздравляет всех сотрудников детских садов с праздником!
Прочитайте также интервью с лучшей воспитательницей России — педагогом по физкультуре из Екатеринбурга Еленой Пчелинцевой.
До этого мы посчитали, сколько в месяц родители тратят на дошкольника и сколько стоит обучение ребенка в элитных садиках Екатеринбурга. Впрочем, скоро в Свердловской области откроют несколько бесплатных мест в частных детсадах: загляните в инструкцию, как туда попасть.
Все неудобные вопросы про детские сады и нехватку мест мы задавали Наталье Ведерниковой — прочитайте интервью с главной в городе по вопросам дошкольного образования.