Пока одни родители стремятся развивать малышей чуть ли не с пеленок, другие верят — детям нужно отдохнуть и наиграться, а буквы и прописи подождут до школы. Так с какого возраста все-таки оптимально начинать подготовку будущих первоклашек, почему не стоит особо уповать на занятия в детском саду и как не отбить у ребенка вкус к учебе? Директор образовательного центра раннего развития «Чудо-обучайка», автор более 150 учебных пособий для детей Елена Бортникова уверена: в силах каждого родителя заранее «подстелить соломки» и дать своему чаду крепкую базу перед школой. Этой осенью в Академическом районе Екатеринбурга открылась вторая «Чудо-обучайка» — легендарный центр, куда приходят целыми семьями. Чем школа отличается от большинства «развивашек» и как взять от учебы максимум?
— Елена Федоровна, неужели с подготовкой детей к школе действительно столько сложностей?
— Увы, еще когда я в начале 2000-х работала завучем в средней школе — замечала, насколько тяжело первоклашкам. Видела эти «ножницы» между знаниями и навыками, полученными в детском саду, и тем, что требует школа. Мне хотелось заполнить пробел, помочь ребятам, и я стала готовить дошколят самостоятельно: учила малышей читать, считать, пересказывать тексты, логически мыслить, мы занимались по прописям — словом, дети осваивали умения, которые от них ждали учителя начальной школы.
Вскоре на меня вышло издательство с просьбой написать учебное пособие для дошкольников. Тогда как раз пошло это веяние, многие родители стали задумываться о развивающих занятиях. Первую мою книжку для занятий с детьми быстро раскупили — и вскоре вышли мои новые тетради с развивающими заданиями, различные прописи, «Букварь», «Букварик» для деток разных возрастов. Тем временем желающих попасть ко мне на занятия подготовки к школе становилось всё больше, я нашла и лично обучила ещё двоих педагогов и открыла развивающий центр.
— Ту самую «Чудо-обучайку»?
— Да, именно так назывались мои первые развивающие пособия. О нас узнавали всё больше родителей, мы прирастали учениками, педагогами. Параллельно я писала новые книги, совершенствовала программы — они полностью авторские: каждый конспект занятия, каждое задание, каждое стихотворение. Как говорится, у Кирилла и Мефодия я позаимствовала только 33 буквы алфавита.
— Сегодня вся ваша многообразная учебная литература для детишек: «Букварь», «Букварик», прописи, серии «Чудо-обучайка», «Готовимся к школе», «Пишем и рисуем», «Посчитай и раскрась», «Смекай-ка» — всего не перечесть — продается по всей России и ближнему зарубежью…
— По ним занимаются и в детских садах, и на подготовительных курсах при школах, и в развивающих центрах. Недавно мне написала мама нашего выпускника: они сейчас в первом классе учатся по моим прописям. Что интересно, некоторые удивляются, что автор знакомых им книжек живет и работает в Екатеринбурге — думают даже, что это какая-то другая Елена Бортникова, из столицы.
— Жителям Екатеринбурга повезло: их дети могут не только заниматься по пособиям, но и учиться непосредственно у автора развивающих программ и учебников!
— Причем со многими воспитанниками мы держим связь до сих пор. Первые наши выпускники сейчас уже студенты, вот в августе пишут две мамы: у одной сын поступил в МГУ, у второй — в Санкт-Петербург, на исторический факультет. Очень ценно, что к нам потом приводят младших деток — вторых, третьих, мы выучили даже несколько семей с четырьмя детьми. И если на выпускной к старшему пришла мама с грудничком — значит, в три годика эта лялька к нам придет.
— Уже в три года?
— В этом возрасте многие дети сами непроизвольно тянутся к буквам. И если им показать, что звуки могут превратиться в живые буквы, которые складываются в слова, им это интересно. Наши трехлетки в первый год обучения читают маленькие слова. Безусловно, всё рассчитано на восприятие в этом возрасте: занятия проходят в занимательной форме, по тетрадкам с красочными картинками — мы не смотрим 40 минут в один учебник, как в школе.
У нас есть программы и для четырехлетних, и для пятилетних ребят. Можно прийти и в шесть — даже за год до школы наши дети успевают пройти и закрепить необходимый материал и показывают хорошие результаты в первом классе. Но те, кто учится дольше, им, конечно, потом еще проще и интересней.
— Нет ли «побочек» у такого раннего развития? Пока ровесники беззаботно играют, ребенок должен учиться... А вдруг в школе ему будет скучно?
— Посмотрим на это с другой стороны: вот ребенок играл, играл, играл, а в 7 лет пошел в школу. И тут оказывается, что надо куда-то ходить пять дней в неделю, ежедневно выполнять домашние задания. Сейчас в начальной школе программа такая, что дети с трудом успевают ее освоить. Помню, когда я водила внучку в первый класс, недели через три после начала занятий ее одноклассница рыдала. Девочке было сложно, она уставала, не справлялась… А сколько жалоб видим в школьных чатах: родители и сами не выдерживают, делают уроки с валерьянкой.
Подготовленным детям в школе нескучно. Напротив, им нравится, когда их хвалят, когда всё получается. А вот если ребенок отстает, то и ему самому тяжело, и педагоги обычно не в восторге.
«Детей "Чудо-обучайки" учителя начальных классов очень любят: они не только обладают большими знаниями и навыками, они ведь ещё организованы»
Выпускники не теряют свои тетради, убирают рабочее место и с легкостью выдерживают уроки по сорок минут. И наиграться наши воспитанники вполне успевают — занятия ведь всего раз в неделю.
— И этого достаточно? Ведь нередко уроки в «подготовишках» идут 2–3 раза в неделю.
— Заниматься три раза в неделю — еще не значит узнать в три раза больше. Необходимо время, чтобы закрепить и отработать пройденный материал. И для этого не обязательно проводить отдельное занятие, достаточно в течение недели позаниматься с ребенком дома. Повторить буквы, почитать слова, выучить стихотворение, что-то раскрасить, обвести по контуру. Задания вполне посильные — но важно их выполнять. Всё это четко прописано в плане личного развития у каждого нашего ученика: на занятиях изучаем новую тему, оставшиеся шесть дней родители в комфортном темпе повторяют и закрепляют — только так знания отложатся в голове.
— А еще одно занятие в неделю проще наверстать, если вдруг пропустил…
— Конечно, более того — каждое пропущенное занятие обязательно отрабатываем с учеником индивидуально. Мое твердое убеждение: у ребенка не должно оставаться пустых ячеек и пробелов в знаниях. Договариваемся с родителями, и в удобное время наш педагог проводит занятие и прорабатывает с ребенком новый учебный материал, который он пропустил. Благодаря этому за 16 лет у нас не было ни одного случая, чтобы кто-то не усвоил программу, какие-то знания не получил.
— Все эти годы «Чудо-обучайка» работала по одному адресу, и вот наконец-то открылся филиал в Академическом районе.
— Да, родители давно его ждали и просили. К нам уже много лет родители возят на занятия детишек из Академического, им, конечно, далеко. Возят, кстати, и из центра, и с Химмаша, и даже из Верхней Пышмы и Березовского. При этом мне близок европейский подход: не гнаться за массовостью, а сохранять качество. Вот есть в Париже булочная, где пекут хорошие круассаны, и едут за этими круассанами со всех уголков Парижа. Для меня неприемлемо открывать целую сеть школ под раскрученным именем. Мне важно, чтобы честь и достоинство «Чудо-обучайки» не терялись никогда. Я лично обучала педагогов для нового центра, мы перевели сюда и часть нашего прежнего педсостава. Могу гарантировать, что в новом филиале будет то же высокое качество обучения. Здесь те же мини-группы: в каждой будет не больше 7–8 человек. Та же стоимость обучения — она, к слову, фиксируется на всё время, и спустя два, три или четыре года цена за занятие не поднимется. То же комфортное расписание: можно заниматься в будни по вечерам или выбрать удобное время в выходные.
— Новый учебный год уже в разгаре. Еще не поздно записаться на занятия?
— Обычно родители начинают записываться еще с марта — так больше шансов выбрать подходящее время занятий, пока есть места. Но в течение осени еще можно присоединиться к группам. Записываю порой даже в начале ноября — при условии, что родитель готов позаниматься с ребенком чуть интенсивнее. Слышала, что в других центрах порой предлагают присоединиться к группе и в феврале: мол, ничего страшного, догоните. Считаю, что это подход не педагога, а коммерсанта.
— О «Чудо-обучайке» родители оставляют много восторженных отзывов, а как сами дети, им здесь нравится?
— Все наши дети у нас и потом в школе любят учиться, они получают положительные эмоции от учебы. Я, кстати, советую не спрашивать после занятия, понравилось ли ребенку. Такая формулировка больше подойдет для развлекательных мероприятий. Дети пока не могут анализировать и сказать, было ли им интересно, или трудно, или что-то не получалось. Спросите лучше: «Ты старался?» Это подведет ребенка к мысли, что нужно стараться на каждом занятии. И обязательно хвалите. Мы никогда не ругаем наших маленьких учеников и родителям говорим: они пришли сюда учиться, им надо дать почувствовать вкус учебы — а учеба нравится тогда, когда начинает получаться.
Хотите, чтобы и ваш ребенок полюбил учиться, а в школу пошел с энтузиазмом и удовольствием — узнайте больше о программе «Чудо-обучайки» и запишитесь на занятия по телефону: 8 (993) 517-09-09.
«Чудо-обучайка»:
Екатеринбург, ул. Бехтерева, 3–1;
ул. Академика Парина, 45;
www.чудо-обучайка.рф;
vk.com/chudoobuchaika.
www.чудо-обучайка.рф