До начала учебного года осталось меньше двух недель. Можно ли понять, что ребенок действительно готов к школе? Особенно сильно этим вопросом задаются родители будущих первоклашек, которым всего шесть или семь лет. Для проверки существует несколько интересных тестов: ребенка просят посчитать в обратном порядке или постоять на одной ноге. Но зачем это всё надо и что они показывают? Мы обсудили это с психологом и детским неврологом.
«Филиппинский тест» и «Поза Ромберга»: проверяем тело
Ребенок, конечно, должен быть готов физически. Для этого существует «Филиппинский тест»: будущий школьник должен уметь, обхватив голову правой рукой, достать до левого уха. Если его ладонь закрывает хотя бы половину уха, а лучше покрывает его полностью — тело ребенка условно уже «созрело». Голову при этом наклонять нельзя.
Еще один способ проверить будущего школьника — предложить ему постоять в «Позе Ромберга», то есть на одной ноге. Вторую нужно согнуть в колене, при этом руки необходимо вытянуть вперед, а глаза — закрыть. Ребенок должен простоять так 8–10 секунд. Так обычно проверяют крепость костей скелета.
Врач-невролог Инна Еганова порекомендовала сомневающимся родителям пройти с ребенком диагностический тест под наблюдением специалистов.
— Таким образом мы понимаем возможность ребенка уяснить многоэтапную инструкцию, понимание левой и правой сторон, контроль за своей деятельностью и контроль за результатом своей деятельности, — объяснила E1.RU детский врач-невролог Инна Еганова клиники «УГМК Здоровье». — Это комплексный мини-диагностический подход, который дает нам общее представление.
«Эти задания показывают мышление, скорость реакции, но не всегда дают понимание, вышел ли ребенок в академический тип обучения»
Еще один признак готовности тела — это то, что у ребенка начали выпадать молочные зубы.
— Тест, который больше относится к физиологической готовности, — это соотнесение длины рук и пропорций тела, близких к ребенку школьного возраста. Если начинают меняться зубы — это тоже один из признаков, организм уже готовится к новому этапу, — рассказала E1.RU Наталья Булатова, психолог-консультант ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо».
Есть ли мотивация?
Наталья Булатова несколько лет проводила диагностику готовности к школе ребятам в одном из детских садов Екатеринбурга. На самом деле, эксперты оценивают еще и мотивацию ребенка.
— Обычно к семи годам у детей уже есть интерес к школе: то, что ребята учатся и понимают, что будут учениками. Это сформированность внутренней позиции школьника. То есть ребенок уже себя видит не как «я — Петя», а он уже может сказать «я — первоклассник», — отметила психолог. — Идеальный вариант — когда все компоненты готовности на высоком или среднем уровне. Достаточном для того, чтобы идти в школу.
Из игры — в обучение
По мнению невролога Инны Егановой, физическая готовность — все-таки не самый важный фактор.
— Школьное обучение — это в первую очередь способность ребенка выйти из игрового типа обучения в академический, — уверена врач. — До определенного возраста ребенок обучается и получает информацию, если игра интересная. Академический тип — когда мы через сложности учимся для того, чтобы получить результат. Я могу обладать огромным запасом знаний, но мне хочется играть. То есть я могу складывать, вычитать, но только если это будет весело. А если посадят перед тетрадочкой, я не смогу это сделать, потому что мне неинтересно.
Тест-задание может показаться ребенку интересной игрой. И, конечно, он с легкостью и с удовольствием выполнит его. Но это не будет говорить о том, что он уже готов учить уроки и внимательно слушать педагога. При этом, как объяснила E1.RU психолог-консультант Наталья Булатова, тип мышления меняется с возрастом.
— Почему ребенок идет в школу в семь лет? Потому что это переходный период формирования когнитивных, психических процессов, — объяснила Наталья Булатова. — Например, мышление в дошкольном возрасте наглядно действенное — когда мы им показываем во время игры: вот этот кубик мы сюда ставим, и они повторяют. Задачи решаются с помощью физического преобразования ситуации, прямого контакта с предметами. Эта форма мышления характерна для детей до трех лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому.
Детям постарше уже не нужно держать предмет в руке, чтобы вспомнить его название и рассказать о нем.
— На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления — наглядно-образная. Когда ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий, — продолжила психолог. — К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Это тоже показатель готовности к школе.
Как развивать усидчивость?
Будущий школьник должен уметь сконцентрировать свое внимание на одном виде деятельности в течение 20–25 минут. С ребенком можно и нужно заниматься, чтобы чуть больше подготовить его к учебной нагрузке. Главное — не переборщить.
— Дети дошкольного возраста не могут больше 15 минут удерживать внимание с физиологической точки зрения. Поэтому даже в детском саду у малышей совсем маленьких 10–15 минут занятия, у старших групп — до 20, — рассказала Наталья Булатова. — Это можно корректировать, родители могут с ребенком заниматься фиксированное время чем-то одним. Здесь важно не настаивать. Если ребенок начинает протестовать, стараемся сделать минутку перерыв, гимнастику для пальчиков, для глазок, а потом продолжаем.
Важно удержать интерес к этому делу и научить ребенка доводить начатое занятие до конца.
Умеет читать и считать. Говорит ли это об интеллекте?
Для оценки навыков многие предлагают ребенку посчитать от 1 до 10 в обратную сторону или через одно число или нарисовать «дорожку» между двумя линиями (так смотрят, готов ли ребенок учиться писать). По мнению экспертов, это не всегда является показателем.
— Я предполагаю, что ребенок может автоматически это выучить, и тогда это не будет никаким показателям. Или заучить английские фразы. В этом не будет большого смысла, как и со счетом. Как и умение читать не является критерием отбора в школу. Это редкость, но в норме, когда ребенок не умеет читать, — уверена Наталья Булатова.
«Если говорить про интеллектуальную готовность, важно смотреть на мыслительные операции: сравнение, классификацию, обобщение, систематизацию, анализ»
Например, если ребенок из множества предметов может выбрать непохожий. Допустим: шкаф, стул, стол. Как это всё вместе называется? — приводит пример эксперт.
Так, перед школой ребенок уже должен уметь сравнивать большие и маленькие предметы, обобщать наименования, находить отличающийся предмет из списка.
А капризничать будет? Что нужно знать об эмоциональной готовности
Конечно, если ребенок ходил в детский сад, он уже может находиться в социуме без родителей и слушать воспитателя (а затем и учителя). Тем не менее бывают исключения. Как это проверить?
— Эмоционально он может быть не готов, когда с трудом расстается с мамой, с родственниками, с трудом подчиняется правилам, волевые функции у него не сформированы: «Я хочу играть, я не буду этого делать», — объяснила психолог. — Нужно смотреть, как он в новой обстановке себя ведет, как знакомится с ребятами, с малознакомыми взрослыми, учителями.
«Такие моменты важны. Вот ребенок захотел в туалет и не знает, как это сделать в новых условиях, боится. Это может повлиять на обучение»
Если ребенок с трудом подчиняется правилам, предлагайте ему отложить свою игру (или другое дело) на десять минут и позаниматься. Но свое слово нужно сдержать, а время постепенно можно увеличивать.
При этом слишком «радужно» рассказывать про школу не стоит.
— Бывает, что родители накануне школы постоянно говорят, что там много друзей, новые знания. И ребенок думает, что там «диснейленд», а потом сталкивается с трудностями, и может наступить разочарование. Поэтому слишком со школой напирать не стоит. Но и сложности описывать: что в школе не до игры будет, тоже не стоит, — рекомендует Наталья Булатова. — Если ребенок сам спрашивает, мы поддерживаем этот интерес.
Как еще можно подготовить ребенка к школе?
Психолог порекомендовала наладить дома соответствующий режим: ложиться спать и вставать в одно время, а в первой части дня заниматься лепкой, рисованием или чем-то еще, как будто это урок в школе, хотя бы по 25 минут.
— Нужно следить за питанием. Осень, стресс: организм может быть ослаблен, и это влияет на эмоциональное состояние, — добавила Наталья Булатова. — Ну и потом, мы учим всё доводить до конца, учим ребенка говорить, выразить свою мысль, свое желание объяснить. С этим бывают сложности.
«Если есть сложности с общением, то мы их можем проигрывать. Все-таки игра — это важная часть детства»
С ребенком, даже если он уже ходит в школу, нужно продолжать играть, уверена психолог:
— Сейчас часто родители напирают с обучающими моментами, а в дошкольном детстве главный вид обучения (ведущий вид деятельности) — игра, и если ребенок приходит в школу и он еще не наигрался, эта потребность не удовлетворена, и ему тяжело будет учиться.
А еще стоит научить школьника не бояться оценок — хвалить за достижения и не ругать за ошибки, а объяснять, как можно было сделать еще.
Уже готовитесь к Первому сентября? Учителя рассказали, что бы хотели получить в подарок на День знаний и от чего бы отказались. До этого мы посчитали, сколько стоит собрать ребенка в школу в 2022 году (пособия в 10 тысяч хватит, только если брать всё самое дешевое). В магазине мы прошлись по чек-листу для родителей, сохраняйте его к себе в закладки.
Кстати, карту школьных базаров Екатеринбурга вы можете найти здесь. Вместе со второклассником мы погуляли по одному из них и изучили все школьные новинки и тренды (есть даже рюкзак, который показывает видео).