Образование Тратит на всё подряд и просит еще. Как научить ребенка разумно обращаться с деньгами?

Тратит на всё подряд и просит еще. Как научить ребенка разумно обращаться с деньгами?

Прочитайте мнение психолога, экономиста и многодетной мамы

Рассказываем, как отучить ребенка постоянно просить игрушки и шоколадки

Родители, признавайтесь, сколько денег даете ребенку на карманные расходы? Вот только малышам не так просто управляться с деньгами: так и хочется потратить всё и сразу на вкусняшки или на игрушки. Или на одежду. А может, и на развлечения. Вот только, к сожалению, финансы не безграничны. Собрали несколько советов о том, как научить ребенка тратить и копить рубли.

Дайте ребенку потратить деньги!

Детский психолог Оксана Лунегова рассказала E1.RU, что первые уроки финансовой грамотности нужно проводить уже тогда, когда ребенок собирается в первый класс, то есть в 5–6 лет. Конечно, первым желанием школьника будет потратить всё и сразу. И это нормально, ведь понимание своих потребностей приходит не сразу.

— Эту возможность необходимо давать, потому что потом он рискует в 20 лет набрать кредитов и совершить необдуманные покупки, — рассказала Оксана Лунегова. — Лучше всего беседовать с ним, на что разумно тратить деньги, на что нет. Но нужно дать ему эту возможность, чтобы он почувствовал, что у него были деньги и раз — закончились. Если он потратился и теперь просит, сказать: «Извини, но в понедельник я дам эту сумму».

«Самое главное в этот момент не критиковать его покупки, чтобы он ни купил, если они не вредят его здоровью и окружающим»

Есть несколько признаков, что ребенку уже можно и пора давать на карманные расходы: он умеет считать и проявляет интерес к деньгам или даже начинает брать их без вашего разрешения. Важно объяснить школьнику, на что нужно тратить деньги в первую очередь, а какие покупки могут подождать (например, очередные игрушки). Лучше всего, по мнению психолога, не включать в карманные расходы траты на проезд и обеды, билеты в кино и театры, подарки на дни рождения друзей и членов семьи. И заранее озвучить список тех вещей, которые вы не одобряете.

Нельзя наказывать рублем

Сколько давать ребенку на карманные расходы, родители должны считать исходя из семейного бюджета и потребностей ребенка, уверены эксперты

Лучше, если родитель обсуждает покупки вместе с ребенком, а критика и обесценивание в будущем преобразятся в проблемы с деньгами. Либо он попросту начнет скрывать всё то, на что тратит деньги.

— Не нужно каждый раз выяснять, на что потратился ребенок, — продолжила психолог. — Если мы будем устраивать тотальный контроль, он научится просто скрывать и делать это незаметно от нас. Нужно обсуждать, договариваться и стараться доверять ему в этих моментах. Если ребенок сделал что-то не так — это конфликт, и это с деньгами никак не связано. Может возникнуть боязнь самого заработка, страх лишения денежных средств, дополнительная тревога и неуверенность в своих силах.

Например, подросток, которого наказывали рублем за проступки, в будущем может вести себя так: тратить деньги, как только они появятся (из-за внутреннего страха, что их отберут). Вообще с подростками не работают никакие запреты, он будет делать назло или, наоборот, всё, в чем его ограничивают. Даже если речь зайдет о сигаретах или алкоголе.

— Вообще если в семье не пьют, не курят, то ребенок понимает, что нет и необходимости в этом как таковой, — уверена Оксана Лунегова. — Необходимы беседы о том, как это влияет на здоровье, что есть более важные и интересные вещи, на которые можно потратить деньги. Статус среди сверстников и эмоции можно получить и другим способом. Важно, чтобы ребенок свое мнение мог высказать, чтобы он сознательно сделал выбор.

«Когда мы запрещаем, мы не учим ребенка формировать свое мнение и нести ответственность за свое какое-то решение»

Выбирать сумму карманных расходов нужно исходя из потребностей ребенка. Например, если ему нужна одна шоколадка в день, то хватит 100 рублей. А если школьник не может потратить всю сумму, что ему дали, можно ее и сократить, чтобы не появилось чувство вседозволенности.

— Если мы знаем, что подростку нужно раз в неделю сходить в кафе, 500 рублей в неделю ему не хватит. Нужно исходить из расчета, какие потребности есть у ребенка. Если дать денег мало — это обесценивание потребностей, — сказала Оксана Лунегова. — На своем опыте я прошла через то, что 100 рублей в сутки — это минимальная сумма, максимум — 200 рублей.

А вот за удачные покупки и грамотное распределение денежных средств ребенка стоит похвалить.

Не говорите детям: «Денег нет»

Такие слова разрушат доверие между ребенком и родителями

Елена Разумовская, доктор экономических наук, профессор УрГЭУ и УрФУ, согласна с тем, что знакомство ребенка с деньгами нужно начинать заранее, еще до школы. Например, во время совместных походов в магазин важно объяснять, почему родители не могут купить ту или иную вещь, игрушку. Но и это нужно делать правильно.

— Дети ведь не только в школе, но и раньше сталкиваются с тем, что им отказывают в покупках, говоря: «Нет, у тебя это уже есть. Нет, нам нужно это купить». Поэтому какие-то аспекты, которые традиционно сопровождают отношения детей и родителей, покупки в торговых центрах, в продуктовых, начиная от конфет, заканчивая еще чем-то, они есть, — объясняет экономист Елена Разумовская.

«Хорошо бы, чтобы родители с детьми эти моменты обговаривали раньше. И не должен быть нормой ответ родителей: "Нет денег", это неправильно»

Потому что дети видят, что когда им отказывают в покупке, условно говоря, чего-то за 200 рублей. А родители покупают более дорогие вещи и понимают, что это неправда. Они могут перестать верить в то, что денег нет, — добавила она.

Конечно, школьнику деньги пригодятся и на обеды в столовой, и на проезд. Поэтому лучше заранее рассказать и проиграть с ребенком то, как платить за дорогу, что покупать из еды, и обсудить другие, не менее важные вопросы.

— Культуру общественного транспорта, пользования им прививать нужно, чтобы не было скандалов, когда кондуктор высаживает ребенка, начинается волна возмущений. Нужно прививать культуру в мире более-менее самостоятельном. Почему можно купить эту еду, а не нужно покупать вот эту. Это минимум, — порекомендовала Елена Разумовская. — Реже детей приучают и хуже к тому, чтобы они выбирали [школьные] экскурсии. И дети не всегда говорят родителям о том, какие им предложили, говорят о том, какие они выбрали сразу.

Как сказать ребенку, что деньги не безграничны?

Дети должны понимать, сколько денег есть у родителей и на что они их тратят. Это поможет избежать истерик в торговых центрах с криками: «Мама, купи мне эту игрушку»

Лучший способ — это расписать в примерных цифрах семейный бюджет: сколько вы тратите на еду, на одежду, на квартиру. Так ребенок быстрее поймет, что лишних денег в семье практически нет. И сколько родители могут выделить на его нужды.

— Нужно говорить о том, что денег на расходы у нас примерно вот столько, чтобы он понимал приоритеты. И говорить, что на мелочи, которые не нужны сильно и не полезны: шоколадки, газировки и это всё — если мы их будем покупать раз в неделю, давай посчитаем с тобой, — советует экономист. — Например, шоколадка 200 рублей, мы ее покупаем каждую неделю, это будет 800 или 1000 рублей. Что можно купить на 1000 рублей, что бы тебе хотелось? В канцелярском магазине можно показать, что столько стоят краски, еще что-то. Это называется эквивалентное мышление.

«Когда ребенок будет готов и согласен без скандала отказаться от объективно не очень нужных покупок в пользу того, что нужно»

Если предлагать ребенку различные варианты того, на что он может потратить деньги, школьник начнет выстраивать собственные предпочтения и учиться копить на более крупные покупки. Например, на игровую приставку или что-то более дорогое.

— У него будет вырабатываться калькуляционное мышление, когда через альтернативу он будет понимать, на что он может рассчитывать и вместо чего, — уверена экономист. — И это мышление будет развивать в ребенке понимание накоплений, их назначения. Он может приучиться отказываться от ненужных вещей в пользу того, чего бы он хотел. Умение копить, мы не говорим в масштабе Плюшкина, каких-то ненужных вещей. А вот именно интереса калькулирования, это самое полезное, что я могла бы посоветовать. Это увлекает детей очень.

Сколько денег нужно детям?

Елена Разумовская согласна и с тем, что если ребенок потратил выделенную ему сумму, сразу же давать ему деньги не стоит. Он должен понять, что он потерял возможность расплачиваться за предметы первой необходимости, даже обеды в школе. А вот сколько денег вообще нужно ребенку — вопрос сложный и зависит от семейного бюджета. Но есть определенное правило безопасности: дайте столько, сколько не жалко потерять. Все-таки дети есть дети.

— Я бы сказала о безопасной сумме. Ту, которую если ребенок потеряет, чтобы это было нетяжело для семьи. Может быть, первоклашкам стоит давать немного денег на каждый день и вечером обсуждать, а что ты купил и почему? Можно начать с 50 рублей и поручать ему что-то. Это же этап взросления, — объяснила Разумовская. — Я бы рекомендовала, чтобы у детей закреплялась самостоятельность, поручать ходить, например, за хлебом. И если он купил что-то еще, спросить, а почему ты купил это, а как мы будем есть суп с булочкой? Чтобы ребенок понимал, что не он один нуждается в каких-то покупках. Это поможет ему социализироваться.

Никаких денег за пятерки

Давать деньги за оценки, по мнению многодетной мамы, не лучшая идея. Но иногда можно и отдать ребенку сдачу, тем более когда речь идет о небольшой сумме

Многодетная мама Екатерина Иванова уверена, что поощрять деньгами оценки не стоит. Ведь дети идут в школу за знаниями, а не за заработком. Всем своим старшим детям в месяц мама выдает по 500–700 рублей.

— Тратят они по своему усмотрению, кто куда. Но если, допустим, они потратили все деньги за два дня и начинают клянчить, то мы такое не поощряем. Стараемся объяснять, что надо экономить, планировать, — поделилась секретом Екатерина. — Если какую-то игрушку хотят себе приобрести и копят, ну там немного не хватает, конечно, мы добавляем. А если всё сразу растратили и начинают: «Мам, купи то, купи это», — то нет. Потратили деньги, значит будете без игрушки.

Для ребят Екатерина сделала детские банковские карты. Это удобно, так можно видеть расходы детей и в случае чего быстро ее заблокировать.

— У каждого есть личный кошелек, где лежат карты, мелочь. Бывает, что если в магазин сходили, осталась сдача небольшая, то мы разрешаем убрать ее к себе в кошелек как поощрение. Если поощрения за оценки, то мы это не практикуем, потому что оценки должны быть для себя и для своих знаний, а не для того, чтобы за них заплатили, — уверена Екатерина.

Школьники зачастую тратят деньги на игрушки, например, на жутко страшных Хагги Вагги: ранее мы рассказывали, что это за персонажи и почему дети смотрят на них как завороженные. Психофизиолог объяснила, почему детям так трудно учиться в школе и на каких трех китах держится успеваемость ребенка.

Прочитайте также колонку психолога о том, когда можно разрешить ребенку гулять одному (и чему его нужно научить, чтобы он не ушел с чужим дядей). Кроме того, мы узнали, когда школьнику уже необходим телефон и как избежать скандалов из-за гаджетов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
31
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Надеюсь, это волшебный пендель, который подействует». Главред E1.RU — о внезапно пришедших снегопадах
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Ему было лет 12–13!» Возмущенная екатеринбурженка — о мамах, которые водят сыновей в женскую душевую
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Деми Мур неидеальна? Да вы издеваетесь!» Почему хайповый фильм «Субстанция» — это оскорбление для всех женщин
Анна Макушина
Журналист
Рекомендуем
Знакомства
Объявления