17-летний Артемий Никитин — единственный школьник в Екатеринбурге, кто в 2022 году сдал сразу два предмета на 100 баллов. Подросток окончил элитную гимназию № 9, но получить невероятно высокие результаты ему больше помогло не это, а собственная целеустремленность. Мы поговорили с выпускником о подготовке к экзамену, о самом ЕГЭ и даже немного о музыке.
— Какие у тебя ощущения от экзамена: были ли суперсложные задания, или, наоборот, понял, что всё знаешь?
— Если честно, в этом году экзамены были сложные. Например, по математике я не готов был, что выдадут такой сложный вариант. Я решал варианты «СтатГрада» — это такая система, которая выдает тебе сложные варианты. У меня было два месяца, чтобы подготовиться к ЕГЭ, и я решал сложные задачи. И это мне помогло.
— Как два месяца? Это даже не год…
— Я вернулся с олимпиады из Москвы и понял, что по олимпиадам я не поступаю туда, куда я хочу. И придется готовиться к ЕГЭ. Я на один день погрустил, а на второй сел готовиться.
— Сколько ты занимался, сколько решал заданий в день?
— Если честно, я не считал. Я с утра садился, вечером вставал, то есть весь день сидел и решал. Ну и ходил гулять в парк. Я готовился по мере поступления экзаменов, сначала к русскому, потом к математике и информатике — последовательно готовился.
— То есть ты полностью самостоятельно занимался?
— Да, и по материалам в интернете, еще нас готовили в школе весь год. Но именно сам я начал готовиться за эти два месяца.
— Как можно сдать ЕГЭ на 200 баллов? Мне кажется, это невероятный результат, в чем секрет?
— Задачи в целом не очень сложные, они типизированные в рамках ЕГЭ. Самое сложное — это не допустить ошибку. И мне в этом плане повезло. Я сконцентрировался, и это мне помогло.
— А что сложнее, олимпиада или ЕГЭ?
— Конечно олимпиада. Это творческий конкурс, там нужно придумать какую-то красивую идею, с помощью которой и решать задачи. А в ЕГЭ всё более-менее типизировано. Но это и его проблема. Я знаю людей, который готовятся к ЕГЭ просто нарешиванием тех же шаблонных задач. Я считаю, что составители ЕГЭ не должны выкладывать никаких демоверсий. Они просто должны сделать так, чтобы человек пришел на экзамен и увидел формат. Я считаю, это наиболее правильный способ выявить умственные способности человека в рамках одного предмета.
— То есть это немного нечестно, что человек, который может в предмете и не разбираться, может просто заучить и сдать?
— Да, таких людей много, которые просто покупают себе репетиторов на год и занимаются вот так вот. Это их дело, конечно. Как мне кажется, в итоге у них знаний в голове не остается.
— Почему именно информатика?
— Потому что с физикой у меня не сложилось. Я очень любил физику в восьмом классе, но потом я съездил на математическую смену в «Орленок», тогда физика отошла на второй план. Я начал заниматься математикой и информатикой. Мне понравилось, что в информатике большая часть — это математика. Там как раз алгоритмы, структуры данных требуют знаний математики.
— В какой момент ты понял, что тебе интересно именно это направление?
— У меня это лучше всего получалось, поэтому я начал этим заниматься. Самый мощный у меня скачок был, когда я поехал на математическую смену, там мне очень повезло с преподавателями. Они меня очень заинтересовали.
— То есть от преподавателя многое зависит?
— Очень многое, поэтому я сам немного преподаю, меня пригласили вести летнюю школу в этом году. И мне это очень нравится. Говорят, что я понятно и доступно объясняю. Я работал с пятиклассниками и шестиклассниками, как раз некоторые из них поступали в девятую гимназию, я у них вел на протяжении года. Мне еще важно, чтобы они сами этого хотели, а не их родители заставляли. Тогда проще всего добиться хорошего результата.
— Кем ты видишь себя в будущем?
— Я как раз собираюсь сейчас подавать документы на специальность, связанную с математикой и прикладной информатикой, выбираю между Питером и Москвой. Возможно, я пойду еще на экономику. Я пока думаю.
— На что ты ориентировался при выборе профессии: зарплату, востребованность или куда проще поступить?
— Мне кажется, нужно выбирать профессию исходя из своих предпочтений, потому что тебе потом ей заниматься. Тут скорее важен энтузиазм, который ты к ней испытываешь, а не материальное вознаграждение. Если будет первое, то будет и второе. Я скорее выбираю по тому, что мне нравится. Это как раз и проблема, что школьники не знают, что им конкретно нравится.
— Ты же раньше учился не в девятой гимназии, верно?
— Нет, я учился в обычной школе и перешел в «девятку» только в восьмом классе. Причем это было не мое собственное желание, меня родители сюда записали на курсы. Так получилось, что я хорошо занимался и выполнил успешно вступительные экзамены.
— Если сравнивать обычную школу и девятую гимназию, чувствуется ли разница? Всё равно в городе она считается элитной, и здесь всегда много успешных выпускников.
— У меня сложились уважительные отношения с преподавателями, все профессионально ведут уроки. Девятая гимназия, безусловно, лидирует по качеству образования.
— Почему? Там учителя слабее или ребята не такие целеустремленные?
— Вот как раз да, ребята нецелеустремленные, а из-за этого и учителя нецелеустремленные. Если учитель видит, что его предметом заинтересовано много учеников, то он постарается как-то с энтузиазмом вести, чтобы поддерживать этот интерес. Тут обоюдное влияние.
— Школьники часто не могут найти в себе стержень, чтобы заставить себя заниматься. А ты как смог приучить себя к тому, что нужно каждый день садиться за задания и их решать?
— Видимо, мне просто очень этого хотелось. Мне кажется, что почти с любого уровня можно подготовиться к экзамену, даже с нуля. Если заниматься по качественным материалам и, может быть, не весь день, как я, и даже начать за полгода или за год, то вполне можно несколько часов уделять в день и успешно подготовиться. Тут опять же очень важно желание человека.
— А тебя в школе учителя не пугали экзаменом? Тем, что это большая ответственность, вокруг камеры, и от ЕГЭ будет зависеть вся ваша жизнь? Было ли такое?
— Да, некоторые учителя нас предупреждали, и я был удивлен, когда пришел на экзамен, что у меня не было волнения. Тут как раз повлияло то, что я был готов к сложному случаю. А мне попался решаемый комплект. Мне кажется, не стоит бояться экзамена, нужно спокойно готовиться, и всё получится.
— Что бы ты посоветовал тем, кто будет сдавать ЕГЭ в следующем году?
— Для начала я бы определил свой уровень и в зависимости от этого выбрал бы материалы, по которым готовиться. Если человек много знает, то лучше готовиться по сложным заданиям. Говорят, что ЕГЭ с каждым годом становится всё сложнее и стоит готовиться к большему.
А если у человека не совсем высокий уровень, стоит готовиться на более простых материалах, чтобы, во-первых, не было выгорания, и были какие-то результаты. Чтобы человек не прекратил из-за того, что у него что-то не получается. Это, наверное, главный совет. Ну и как раз найти учителя, который будет с интересом объяснять свой предмет. Тогда не будет сложности в подготовке.
— А если в школе нет такого учителя?
— Но есть же онлайн-школы сейчас, и они тоже неплохие. И это, мне кажется, даже дешевле, чем с репетитором. Потому что репетитор конкретно с одним человеком занимается, а тут с целой группой. Нужно в зависимости от уровня смотреть.
— Когда ты сам готовился, ты не боялся, что что-то неправильно поймешь, совершишь ошибку?
— Я скорее боялся совершить ошибку на ЕГЭ. Последнюю задачу я дописывал буквально на последних секундах. В подготовке нестрашно ошибиться, наоборот, если ты ошибся и проработал свою ошибку, то ты ее не допустишь. Наоборот, такие моменты лучше вылавливать заранее, до, а не после экзамена.
— Тебе как человеку, привыкшему к олимпиадному формату, времени на ЕГЭ немножко не хватило?
— Да, действительно. Поэтому готовиться нужно было сразу ко многим заданиям, и за два месяца это было не очень удобно, поэтому я и сидел с утра до вечера. На олимпиаде да, там дается небольшое количество заданий повышенной сложности, на ЕГЭ проверяются другие умения.
— Насколько я знаю, ты увлекаешься еще и музыкой, и спортом. Ты успевал хоть что-то делать во время подготовки к экзамену?
— Гитару я отложил в сторону на полгода, не было времени заниматься, поиграть для себя. Как раз после того, как всё закончилось, я возобновил занятия, начал осваивать синтезатор — то, что давно хотел сделать. Начал смотреть фильмы, читать книги, которые давно откладывал. Сейчас я отдыхаю.
— Музыкой тоже самостоятельно занимаешься?
— Да, без преподавателей. У меня не очень получается, но я играю для себя, поэтому это не так важно. Важно то, что я могу сам для себя сыграть, и это во мне вызывает яркие чувства. Я начал зимой в прошлом году и вот пробую потихоньку.
— Говорят, что музыка дает сильный толчок к развитию, в том числе из-за того, что задействована мелкая моторика.
— Возможно, в детстве я занимался лего, ходил на кружок робототехники, и еще меня родители записали на шахматы. Они утверждают, что это мне как раз и помогло. В целом я с ними согласен, шахматы — самая интеллектуальная игра. Возможно, она и определила предрасположенность к точным наукам.
— Родители помогали тебе как-то пережить это время, экзамен — это всё равно не просто психологически?
— Помогали тем, что не мешали. Они с пониманием относились, и когда я много готовился, они заставляли меня выходить прогуляться. Когда очень долго сидишь, сложно удерживать концентрацию. И, конечно же, они очень поддерживали меня. Хочу поблагодарить близких за поддержку, учителей за профессионализм, мастерство, девятую гимназию за знания и качественное образование.
— Как ты думаешь, почему ребят, которые сдали ЕГЭ на 100 или 200 баллов, стало меньше?
— Экзамен действительно с каждым годом становится всё сложнее, особенно по математике и русскому, это даже по средним баллам видно. Мне кажется, наша параллель немного слабее, чем следующая. Не знаю, с чем это связано, просто так получилось. Хочу сказать, что в других регионах есть поощрения стобалльникам от двух предметов и выше и учителям их подготовивших. К сожалению, в нашем регионе не предоставляются вознаграждения, что является дополнительным поводом утечки умных, талантливых ребят и учителей в другие регионы.
Отметим, что премия для учителей на Урале все-таки есть. Педагоги, подготовившие стобалльников, в начале следующего учебного года получают денежное вознаграждение, уточнили E1.RU в департаменте образования.
Девятая гимназия богата успешными выпускниками. Мы уже пообщались с одной из учениц, которая сдала экзамен по литературе на 100 баллов. А еще мы поговорили с выпускниками СУНЦа о том, куда они планируют поступать и как же все-таки написать ЕГЭ на максимальный балл.