— Я работала, как все, вела себя, как все. Спустя месяц кто-то испортил доску в моем кабинете, густо смазав ее парафином. Испорченная доска доставляла массу неудобств и мне, и студентам. Записи были видны только тем, кто сидел за первыми и вторыми партами, но руководство техникума даже не собиралось ее менять. Не для того оно испортило доску, чтобы заменить на новую, — начинает свой рассказ преподавательница УрТАТиС.
В Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса 36-летняя Анастасия (имя изменено. — Прим. ред.) пришла работать в конце января 2020 года. Уже через две-три недели, вспоминает преподавательница в разговоре с корреспондентом E1.RU, на нее обрушилась критика коллег, ее обсуждали за спиной и даже материли без причины. Больше чем за два года работы учительница подала в суд 11 исков на техникум: за то, что ее не пускают в здание, несмотря на наличие медотвода от COVID-вакцинации, собирали ее персональные данные, за задержки по больничным и по другим причинам. Но у руководителя техникума Якова Чухломина совсем иная версия: девушка сама провоцирует окружающих на конфликт. Вот только зачем?
Неприкрытая камера
Разбирательства идут до сих пор, а самого педагога отстранили от работы и заходить ей в техникум нельзя. Но обо всём по порядку. По словам учительницы, некоторые из ее коллег настаивали на том, чтобы женщина уволилась. Среди них — одна из заместителей директора УрТАТиС. Правда, по какой причине, неясно.
— Она уже не скрывала свою неприязнь ко мне: смотрела на меня высокомерно и презрительно, разговаривала со мной по-хамски, с чувством собственного превосходства, унижала меня в присутствии других, — жалуется педагог. — Я понимала, что она провоцирует меня на большой конфликт, поэтому я вела себя сдержанно и тактично. Я пыталась найти общий язык, установить между нами хорошие отношения.
«В разговорах со мной она использовала такие фразы, как "Вы заткнетесь или нет?", "Рот закройте", "Да пошла ты", применяла типичную лексику хабалки»
В техникуме отрицают всё. По словам директора Якова Чухломина, к преподавательнице все относятся уважительно и никто ее не оскорбляет. При этом, говорит он, коллегам Анастасии неприятно, когда она открыто снимает их на свой телефон и фотокамеру. В свою очередь, сама учительница винит коллег в том, что те снимали ее.
— Руководство техникума делало всё, чтобы учебный процесс для меня и моих студентов превратился в мучение. Каждый день они совершали надо мной психическое насилие. Они создавали конфликтные ситуации, выплескивали на меня всю свою ненависть и при этом вели скрытую видеосъемку происходящего на свои смартфоны. Я всегда реагировала на эти выпады спокойно, — продолжает девушка.
В середине февраля учительница написала замдиректора сообщение, в котором попросила относиться к ней «по-человечески, а не по-свински». Педагог рассказывает E1.RU, что эту записку прочитали на совещании перед всем педсоставом. Тогда она пожаловалась директору, но тот ничего не предпринял. Вскоре, по словам Анастасии, ей перестали присылать уведомления о совещаниях, олимпиадах, курсах повышения квалификации. Яков Чухломин в ответ на это говорит E1.RU, что в техникуме все знают: собрания проходят в определенный день недели, а саму скандальную учительницу там видели редко.
«Копеечный» суд
Вскоре из кабинета учителя пропали все ее методички. Тогда Анастасия попросила руководство техникума их распечатать. Ей ответили, что это нужно делать за свой счет (750 страниц). Сам директор пояснил, что предлагал ей распечатать всё на оборотках, как делают другие преподаватели. Как-никак, а бумага выросла в цене и ее порой не хватает. Поэтому в техникуме стараются по возможности экономить.
Кроме того, девушка не соглашается решить конфликт лично. Зато ей удалось частично выиграть суд и компенсировать свои расходы.
— Взыскать компенсацию за задержку выплаты доплаты за проверку тетрадей за сентябрь и октябрь 2021 года в сумме 5 рублей 51 копейку, компенсацию за задержку выплаты районного коэффициента на доплату за проверку тетрадей в сумме 8 рублей 93 копейки, компенсацию морального вреда 2000 рублей, расходы на распечатывание и копирование 97 рублей 70 копеек, почтовые расходы 204 рубля 40 копеек, — указано в решении суда.
В сентябре 2021 года нагрузку на Анастасию уменьшили до одной ставки, в день было всего две пары. В 2020 году нагрузка на педагога составляла 894 часа за 10 месяцев, в 2021-м уже 772 часа. Учительница попыталась оспорить это в суде. Но так как она не написала соответствующее заявление с просьбой увеличить количество часов, иск не удовлетворили.
За семь месяцев девушка подала 11 исков в Орджоникидзевский районный суд, пять из них объединили в одно гражданское дело. Некоторые из доказательств не приняли: например, видеозапись на CD-диске не рассмотрели, так как файл не открылся.
— Считаю, что работодатель на протяжении двух лет моей работы обманывал меня, платил меньше, чем положено. Все исковые заявления я составила сама, к юристам не обращалась, потому что из-за отстранения от работы я осталась без средств к существованию, — рассказывает Анастасия. — После подачи исковых заявлений для меня начались новые мытарства.
«Я чувствовала себя так, как будто живьем закапываю себя в землю: восемь из девяти исков оставили без движения по нелепым причинам»
Яков Чухломин объясняет E1.RU, что девушка запретила техникуму передавать свои персональные данные третьим лицам, звонить ей и писать по электронной почте, а связываться с ней исключительно по «Почте России». Но это решение сыграло с ней злую шутку.
— Они направляли мне «Почтой России» свои ходатайства за 1–2 дня до судебного заседания, из-за чего я была лишена возможности своевременно предоставить суду возражения на голословные лживые доводы и скорректировать свою правовую позицию. Извещения появлялись в моем почтовом ящике уже после судебного заседания, — рассказывает Анастасия. — Когда я звоню на их мобильные телефоны, они не отвечают и не перезванивают. Мои СМС-сообщения также остаются без ответа. Мне ничего не остается, как отправлять сообщения им на электронную почту, но и тут они заявляют, что не получают их.
Пустите меня на работу!
В марте 2021 года в техникуме установили пропускную систему. Чтобы пройти, студентам и педагогам необходимо поднести к турникету зарплатную или социальную карту, Е-Карту. В крайнем случае — показать паспорт. Руководство техникума оформило социальную карту без согласия преподавателя, а та напрочь отказалась показывать паспорт вахтеру. С тех пор ей пришлось перелазить через турникет, нарушая требования безопасности.
— Я считаю, что руководство техникума обязано всем выдать бесплатные индивидуальные персонифицированные электронные карты, которые бы являлись собственностью техникума и подлежали обязательной сдаче в случае увольнения, — уверена педагог.
«Оформив на меня ЕСК, работодатель оскорбил мои религиозные чувства, потому что посредством ЕСК человеку присваивается номер и QR-код»
Но в техникуме не могут отказаться от правил безопасности ради одного человека. Тем более, по словам Якова Чухломина, девушка даже не проходит через металлическую рамку и может пронести в своей сумке что-либо из опасных предметов.
Учительница же уверена, что директор техникума должен был ознакомить всех с нормативами о пропускной системе под роспись.
— Недопуск до рабочего места осуществлялся в очень унизительной форме на глазах у студентов и преподавателей, — вспоминает Анастасия. — Это была публичная порка. Мне ничего не оставалось делать, как своевольно пройти через турникет. После этого я вызвала наряд полиции, чтобы зафиксировать факт недопуска меня на рабочее место. В их присутствии руководители техникума пояснили, почему не пропускали меня: «Мы не уверены, что она — наш преподаватель, возможно, она — двойник».
Тогда вахтерша просила Анастасию не ломать турникет. Та восприняла это буквально и попыталась выяснить, сколько она должна за поломку пропускной системы. Но в техникуме и не собирались взыскивать с нее эти деньги, так как она его не сломала.
В споре судья встала на сторону учебного заведения, пояснив, что девушка нарушила устав техникума, трудового договора и должностной инструкции. А еще, по мнению судьи, педагог нарушила «этические нормы поведения в общественных местах», пройдя через турникет без пропуска.
Заплатили на день позже
Осенью 2021 года Анастасия начала часто болеть из-за стресса на работе, а больничные приходили ей с опозданием на сутки. Когда учительницы не было в техникуме, информацию об этом подшивали в личное дело девушки. А как только педагог выздоровела и написала об этом письмо на официальную электронную почту УрТАТиС — сообщение, по ее словам, проигнорировали. На следующий день учительнице даже не поставили занятия. В техникуме объясняют, что Анастасия принесла бумажный больничный лист на сутки позже, чем было положено, а о том, что придет на уроки, сообщила уже поздно вечером, когда никого на работе не было.
Девушка подала в суд и за опоздание выплаты по больничному. Она потребовала с техникума 10,15 и 3,30 рубля. В колледже же пытались доказать, что девушка сдала больничные листы не 6 сентября, а 13-го, то есть позже, чем нужно.
— На заседаниях представитель ответчика до хрипоты убеждала судью, что руководство УрТАТиС не получало никаких уведомлений по электронной почте о моем выходе с больничного, поэтому на протяжении восьми рабочих дней мне не выставлялись занятия, не проставлялись смены в табель, — рассказала Анастасия.
Кое-что взыскать ей все-таки удалось.
— Взыскать компенсацию за задержку выплаты пособия по временной нетрудоспособности в размере 39 рублей 37 копеек, компенсацию морального вреда 2000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать, — постановил суд по этому вопросу.
Принудительная вакцинация
В конце октября 2021 года работников в сфере образования обязали привиться от коронавируса первым компонентом до 1 ноября, вторым — до 1 декабря. Но информацию о вакцинации педагогов начали собирать в колледже еще в январе 2021 года, уверена учительница. У Анастасии был медотвод, и хотя она показывала его руководству — его не брали в счет, ведь она не отдала его копию. Она утверждает, что принуждать педагогов к вакцинации начали раньше, чем вышло постановление главного санврача области.
— В середине октября 2021-го я показала медотвод, освобождающий меня от прививок, но мне было сказано: «Подотритесь своим медицинским отводом. Вы обязаны вакцинироваться». В конце марта 2022 года я предоставила новый медотвод, но до работы меня не допустили. В суде они наотрез отрицали то, что мной были представлены оба медотвода. Их не смущало наличие у меня видеозаписей, подтверждающих, что 28 марта они были с ним ознакомлены, — заявила учительница.
После всего Анастасии начали отменять уроки, от нее требовали, чтобы она отдала копию медотвода в отдел кадров. Но учительница отказалась, и тогда ее отстранили от работы без сохранения заработной платы. В техникуме же поясняют, что руководство обязано отчитываться обо всех привитых и непривитых в Роспотребнадзор и Министерство образования региона.
— Я отказалась сдавать свой медотвод на хранение в отдел кадров, потому что руководство техникума предупредило меня — оно сделает официальный запрос в поликлинику для установления факта выдачи мне медотвода и обоснованности, то есть диагноза, из-за которого я не могу пройти вакцинацию, — объяснила свой поступок педагог. — В приказе об обязанности прохождения вакцинации, с которым в конце ноября руководство УрТАТиС все-таки ознакомило меня, написано о необходимости представления медотвода, а не предоставления.
Однако преподавательнице всё же удалось доказать, что ее отстранение от работы было незаконным — именно тогда, когда ей не поставили занятия в расписании. В итоге она отсудила у техникума 4602 рубля и еще 487 рублей за задержку зарплаты. Плюс 2000 рублей компенсации морального вреда.
— Судья установила, что «в расписании занятия по предметам поставлены не были, дежурства истцу не установлены, истец мог использовать это время по своему усмотрению» и взыскала с УрТАТиС за указанный период неполученную заработную плату в мою пользу, — рассказала педагог.
Тогда девушка решила работать из дома, но по факту педагоги работали в стенах учебного заведения. Именно поэтому в суде техникум отрицал, что педагоги работали дистанционно с марта по июнь 2020 года, мол, с сентября на домашнее обучение перевели только студентов, а не учителей. Этот иск тоже оставили без удовлетворения, так как она могла бы работать и в здании колледжа.
— Я не должна была быть на рабочем месте в техникуме, потому все преподаватели УрТАТиС работали дистанционно, — уверена учительница. — По мнению судьи, перед выходом на дистанционную работу я должна была получить согласие работодателя на использование своего оборудования с установленным программным обеспечением, расходование своей электроэнергии, использование своего интернета и телефонной связи.
«Судья обвинила меня в попытке безосновательного обогащения»
Что думают в техникуме?
В результате учительницу отстранили от работы на неопределенный срок, а все доводы руководитель техникума Яков Чухломин намерен оспаривать в суде.
— Она хочет свою правду увидеть и свою определенную выгоду. Да, с этими доводами, которые есть, мы с чем-то не согласны. Для меня всё четко должно быть. Если человек имеет медотвод, он продолжает работать. А так я не вижу в ней желания продолжать работать, — высказывается Чухломлин в разговоре с E1.RU. — Все требования, которые в целях безопасности применительны к образовательным учреждениям — это же не руководитель выдумал. Мы действуем в рамках законодательства безопасности, в рамках методических рекомендаций и в сфере Роспотребнадзора, и других ведомств, и МЧС, мы вынуждены применять определенные меры у себя в техникуме. И по проходному режиму.
«Если человек хочет работать, то наверняка он будет делать всё то, чтобы предоставить и медотводы, и оформить пропуск свой»
Кажется, после перечисления всех этих скандалов возникает вопрос: почему же преподавательница не уволится из техникума? Анастасия говорит, что для нее это дело принципа, и подобная ситуация могла бы возникнуть в любом другом месте. И она продолжит бороться. Или продолжат бороться с ней.
Ранее E1.RU рассказывал, что в екатеринбургском техникуме «Рифей» произошла трагедия. В одном из общежитий скончался подросток. Мы съездили к общежитию и поговорили со студентами о произошедшем. Посмотрите, в каких условиях жил юноша. Ранее мы рассказывали о том, сколько стоит обучение в разных вузах и колледжах Екатеринбурга, и о том, как можно снизить плату за учебу.
А еще E1.RU вместе со студентами оценил общежития по пятибалльной шкале. Почитайте наш подробный обзор.