Образование мнение «Эпидемия цифрового аутизма»: педагог-психолог — о том, чем страшна детская зависимость от смартфонов

«Эпидемия цифрового аутизма»: педагог-психолог — о том, чем страшна детская зависимость от смартфонов

Разбираемся, как вернуть ребенку интерес к жизни офлайн

Если ребенок всё больше отдаляется от вас и предпочитает онлайн-мир реальному общению с друзьями, пора действовать
Источник:

Родители хватаются за голову, когда замечают, что их любимый ребенок ставит в приоритет гаджеты, а живое общение с семьей и друзьями уходит на второй план. Если запустить ситуацию, то безобидное увлечение может превратиться в большую проблему — цифровой аутизм.

Как избежать этого и вернуть ребенку интерес к жизни? Рассказывает педагог-психолог из бизнес-школы ЦБО Екатерина Султанова.

Что такое цифровой аутизм?


Мне лично не понаслышке знакома эта проблема: имея двоих детей, взаимодействуя со множеством родителей, ощущаю ее глобальность и даже трагичность. Ребенок должен проживать свое детство: бегать, прыгать, познавать, играть в ролевые игры, общаться со сверстниками и взрослыми, заниматься творчеством, придумывать занятия, быть постоянно увлеченным чем-то, тем самым развивая и усложняя нейронные структуры мозга.

Если при появлении любой свободной минуты ребенок сразу хватает телефон или бежит к компьютеру — это уже зависимость. Пребывая достаточно продолжительное время в этой деятельности, та часть мозга, что отвечает за социальные отношения, совсем не эксплуатируется.

Аутизм — расстройство нервной системы, при котором нарушены социальные навыки. Симптомы, специфичные для аутизма, можно наблюдать и у детей, проводящих слишком много времени перед экранами телевизоров, телефонов и компьютеров. Так в нашу жизнь пришло понятие «цифровой аутизм».

Решающим становится то, чем именно в гаджетах занимается ребенок — смотрит яркие картинки, видео без смыслового содержания или решает сложные логические задачи и смотрит познавательные сложные фильмы. В зависимости от этого мозг ребенка будет или развиваться, или придет к «цифровому аутизму». Это как с мышцами: если человек выполняет регулярные упражнения — будут объем и сила, не пользуется мышцами — они атрофируются.

Детям обязательно нужны игры, но лучше, чтобы они были реальными и со сверстниками
Источник:

Когда пора бить тревогу?


Помимо того, что ребенок при любом удобном случае хватается за гаджет, он еще:

  • раздражителен;

  • ему проще общаться в мессенджерах, чем вживую;

  • пассивен, ничего не хочет, его сложно чем-то увлечь;

  • постоянно проверяет соцсети, играет — даже когда рядом друзья;

  • не хочет подстраиваться под характер своего собеседника, регулировать взаимоотношения: ему проще отказаться от общения;

  • не заинтересован в конкретных людях, может легко заменить человека другим, отсутствует привязанность к людям;

  • не распознает, что чувствует сам и другой человек, и, в общем-то, ему всё равно;

  • реальная жизнь бедна на события и эмоции.

Если на большинство этих утверждений ответ утвердительный, то ребенок попал в цифровой капкан.

Телефоны и ноутбуки — важные помощники в общении и учебе, но важно, чтобы им было посвящено не всё время вашего ребенка
Источник:

В чем опасность?


Проводя длительное время с техникой, ребенок не развивает функции, свойственные каждому конкретному возрастному периоду.

Например, во время подросткового периода (с 10–11 лет) у тинейджера значительно трансформируются его принципы, мировоззрение, общественная позиция, положение среди одноклассников.

К 18 годам ребенок уже имеет:

  • стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности;

  • навык брать на себя ответственность, решать сложные вопросы;

  • сформированное чувство взрослости;

  • собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии — увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений;

  • навык самоуправления, стремление заново осмыслить всё окружающее, имеет жизненное определение;

  • навык распознавать свои и чужие эмоции и чувства, способность ими управлять;

  • навык строить жизненные планы и выбирать способы их реализации.

При определенной степени психологической зрелости 18-летний — это уже не ребенок, а полноценная взрослая личность. Если ребенок не научился преодолевать препятствия, договариваться, а также не развил гибкость мышления, он не сможет в полной мере реализовать интеллектуальные, эмоциональные и социальные возможности в своей будущей жизни.

Интересуйтесь увлечениями ребенка. Так он будет ощущать родительскую любовь
Источник:

Что делать и как помочь своему ребенку?


1. Нужен личный пример родителя. Воспитывайте не ребенка, а самого себя. Он вырастет успешным и зрелым рядом с успешным и зрелым родителем.

2. Ребенок должен иметь свою зону ответственности в соответствии со своим возрастом. Он должен усвоить, что за собственные успехи и неудачи ответственен он. Дайте ему возможность самому решать свои проблемы, совершать ошибки, расстраиваться, чувствовать боль и разочарование. Не бросайте его со своими проблемами, а помогайте справиться самому. Научите правильно проживать чувства. Из-за неумения делать это дети часто и уходят в гаджеты.

3. Больше рассказывайте о своем опыте, работе, как справлялись со своими жизненными трудностями. Обсуждайте, интересуйтесь увлечениями ребенка — так он будет ощущать родительскую любовь. Он должен чувствовать вашу поддержку, а не пренебрежение и насмешку.

4. Сотрудничайте с подростком, вооружитесь терпением и участливостью, уважайте его позицию, не навязывая собственное мировоззрение как единственно верное.

5. Создайте доверительный круг. Когда чадо верит и знает, что в любых ситуациях дома его ждут понимание и поддержка, тогда это минимизирует негативное воздействие среды, снижает риски попадания в плохие компании либо помогает вовремя из них уйти.

6. Погрузите ребенка в правильное окружение. Курсы развития личных качеств, бесплатные мастер-классы, тренинги и игры по развитию коммуникативных навыков, бизнес-лагерь, интеллектуальные путешествия: это далеко не весь перечень имеющихся в наше время возможностей для формирования и развития успешной личности.

Мир стремительно меняется, цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь. Просто забрать их у детей мы уже не можем, нам нужно научиться жить с ними так, чтобы они работали на нас, делали нашу жизнь эффективнее, комфортнее и качественнее. Главное — любите детей просто так, без каких-либо условий, достижений, научите радоваться жизни, своим успехам, жить «здесь и сейчас» и верить в себя.

Согласны с автором?

Да
Нет

Компьютерная игровая зависимость может вызвать задержку в развитии зрительно-пространственных способностей у детей. К такому выводу пришли психологи УрФУ, которые изучили поведение 44 детей в возрасте 6–7 лет.

Прочитайте также интервью с экспертом по безопасности — о том, что следует блокировать в детском смартфоне.

А еще изучите советы экспертов по детской интернет-безопасности «Лаборатории Касперского». В интервью E1.RU они рассказывали, куда можно зайти по ссылкам во «ВКонтакте» и какие правила общения в интернете дети должны знать как таблицу умножения.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
55
Форумы
ТОП 5
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
В России придержали ключевую ставку и пообещали разобраться с лимитами по ипотеке. Как это скажется на рынке?
Никита Словиковский
Основатель портала аренды и агентства недвижимости «Драже»
Мнение
Вклады или «бетон»? Подсчитываем, как сберечь деньги при высокой инфляции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления