В Уральском федеральном университете учатся более четырех тысяч иностранцев из 101 страны мира. Зачастую они приезжают в Россию не для постоянного проживания, а чтобы получить диплом, который в этом мире будут признавать. Но недавний выход вузов страны из Болонской системы поставил их перспективы под угрозу.
Пытаемся разобраться, что это значит на практике.
Главное, что сейчас испытывают иностранные студенты, — это непонимание. Многие из них не хотят переезжать, но ради диплома готовы поменять страну обучения.
— Я пока не знаю, как выход из Болонской системы влияет на меня. Сейчас нет никаких новостей о том, что российские дипломы не могут быть заверены в Китае. Но если я планирую поехать в другую страну для продолжения учебы — да, это будет хлопотно, — поделилась второкурсница-китаянка.
Китайским студентам проще: их страна официально тоже не входит в Болонскую систему. Более того: российские степени специалиста признаются в КНР эквивалентными степени магистра. Таким образом, если китайский студент учился в России, то он без проблем сможет продолжить обучение на родине. Но что делать остальным студентам?
Ректор УрФУ Виктор Кокшаров уверен, что массового отъезда студентов удастся избежать. Для этого приезжим будут предлагать те программы обучения, которые подходят для их стран.
— Очевидно, что будущее российской высшей школы, особенно в вопросе возможности получения образования в российских университетах для иностранцев, — за сочетанием специалитета, бакалавриата и магистратуры. Сейчас это активно обсуждается на самых разных площадках с участием ректоров, представителей законодательной власти, общественности и, что нам кажется особенно верным, — профессиональных сообществ работодателей, — рассказал ректор. — Университеты будут предоставлять и российским, и иностранным студентам выбор уровня обучения в соответствии с теми требованиями к квалификации, которые предъявляются при приеме на работу, продолжении научной деятельности и в целом с теми традициями, которые существуют в странах, которые они представляют.
Ранее Виктор Кокшаров выступил против полного отказа от Болонской системы. Вместо этого он предложил заняться «тонкой настройкой» нашего образования. А глава Минобрнауки обещал, что бакалавриат и магистратура всё равно останутся в России.