Каждый слышал фразу «Звонок для учителя», но только не последний звонок — он как раз для учеников. Они радостно подбросят в воздух пустые портфели, отмечая начало долгожданных каникул, и забудут о школе до сентября, а педагоги продолжат трудиться.
Руководитель сервиса «Контур.Класс», педагог Павел Скрипниченко в своей колонке рассказал о том, как проводят каникулы учителя.
Летние каникулы ≠ отпуск
Распространенное заблуждение — что отпуск учителя длится 92 дня, как и каникулы учеников. На самом деле, максимальное количество дней отпуска школьного педагога — 56. К ним можно добавить дни по другим основаниям, например, на Крайнем Севере (по ст. 321 ТК РФ) педагогам полагается дополнительно 24 дня отдыха. Но это, очевидно, не самый распространенный сценарий, и обычно учителя «выходят на свободу» только после того, как в июне пройдут ГИА, лагеря и выпускные.
Чем же занимаются учителя летом? Один из самых комфортных вариантов продолжения работы — летняя школа: ничего кардинально не меняется, и в этом плюс. Но такой сценарий встречается нечасто. Другой вариант, который не добавляет рисков и неудобств, — кабинетная работа. Летом учителю тоже приходится заполнять множество бумаг. Плюс в том, что не нужно ежеминутно нести ответственность за жизни детей. Кстати, про связь ответственности учителей с выгоранием я уже писал на E1.RU.
Еще один вариант — работа с должниками. Зачастую именно летом приходится вытягивать тех, кто не смог получить нормальные оценки. Поэтому двойка за четверть — наказание не только для ученика, но и для учителя. Больше радости может принести подготовка к выпускным, но лишь в случае, если у педагога это событие вызывает эмоциональный отклик.
Работа на экзаменах
Довольно популярное занятие — работа в пунктах проведения государственной итоговой аттестации (ГИА). Для этого придется пройти специальное обучение. По закону за такую работу учителю полагается дополнительная плата, размер которой определяют региональные власти. Посмотрите, на какие гонорары можно рассчитывать в Свердловской области.
Подобные гонорары получают, например, промоутеры, раздающие листовки. Но и это не самое неприятное. Иногда, по словам учителей, их попросту эксплуатируют — не заключают договор и в итоге не платят. Почему так происходит — вопрос отдельный, но, увы, это факт. Некоторые учителя описывают в Сети свой опыт так:
— Если у вас есть маленький ребенок, хроническое заболевание или ваш возраст за 65 лет, то вас администрация школы вообще не должна подпускать к этой работе.
— ХА-ХА-ХА! Никаких отказов (только смерть) и никаких договоров!
Про смерть отчасти правда: меры ограждения от присутствия на ГИА некоторых категорий граждан, перечисленных выше, вызваны рисками заражения и заболевания. По идее, от этой работы можно отказаться, но получается далеко не всегда.
С пришкольными летними лагерями ситуация похожая. Такие обязанности, как правило, не предусмотрены трудовым договором учителя, следовательно, он и не обязан их выполнять. Но часто педагогов принуждают этим заниматься. Оптимисты найдут в такой участи преимущество: в лагере хотя бы могут покормить, а в пунктах ГИА правила запрещают «надзирателю» даже выйти из аудитории.
В лагере учитель общается с детьми. Если он еще не окончательно выгорел, то может почерпнуть из этого источника энергию и позитивные эмоции. Ситуацию осложняет скудное техническое оснащение — сложно заинтересовать школьников, если в распоряжении только сдутый мячик и сломанная ракетка. Кроме того, работа в лагере требует физической активности. Правда, и в пунктах ГИА побегать по лестницам придется.
Лишить общения с детьми, загрузить бумажной волокитой, не заплатить за дополнительную работу — можно ли сделать еще хуже? Оказывается, можно. Это называется добровольно-принудительный ремонт, или облагораживание территории. Правда, бывает и позитивный сценарий. Вкратце его описывает тезис «Лучший отдых — смена вида деятельности». Если учителя нанимают в качестве рабочего за дополнительную плату — это возможность переключиться: физический труд в приятной компании коллег может стать неплохим способом отдохнуть, не снижая активности.
И, наверное, самый плачевный вариант летних каникул для учителя — когда приходится все эти занятия совмещать.
Согласны с автором?
Прочитайте также другие колонки Павла Скрипниченко. Ранее он давал советы, как оторвать ребенка от телефона и рассказывал о профессиональном выгорании учителей.