В екатеринбургской гимназии № 155 вместо привычных двоек, троек, четверок и пятерок решили ввести средневзвешенную систему оценок. Родители учеников остались в недоумении: зачем это необходимо? Они обеспокоены, что детям будут занижать оценки.
— Нам разослали материалы, что будут обсуждать изменение балльной системы оценок: переход с традиционной на средневзвешенную, если, конечно, большинство родителей за это проголосует, — рассказала E1.RU мама одного из учащихся гимназии № 155. — Думаю, это не инициатива гимназии, наверняка от руководителей выше идет указ... Посмотрела презентацию, честно говоря, не особо понимаю, чем сильно лучше новая оценка знаний. Основной вопрос в том, что сейчас существенно ниже будут оценивать домашние задания. Хотя ученик в целом тратит на них тоже много усилий и времени. В целом по родителям вижу такое же непонимание, как у меня.
В мэрии пояснили, что баллы вместо привычных оценок получают дети уже в нескольких школах Екатеринбурга. Цель новой системы — более объективная оценка знаний.
— Средневзвешенная система оценки включает учет и подсчет баллов, полученных на протяжении всего учебного года за различные виды учебной работы (диагностические работы, контрольные работы, самостоятельные работы, тесты, проекты, зачеты, домашние работы и т. д.). — уточнили в департаменте образования. — Удельный вес отдельных видов текущего контроля устанавливается школьными методическими объединениями с учетом специфики предмета, утверждается положением о текущем контроле и промежуточной аттестации. Принятые нормативы выполняются всеми учителями.
В мэрии назвали несколько причин перехода к новой системе. Среди них:
стимулирование учебно-познавательной деятельности детей;
повышение качества изучения и усвоения материала;
мотивация ученика к системной работе на протяжении всего учебного года;
повышение объективности итоговой отметки с учетом ее зависимости от результатов ежедневной работы ребенка.
В гимназии № 155 средневзвешенную систему оценок уже обсудили на родительском собрании. Решили, что дети начнут учиться по ней с 1 сентября 2022 года, то есть в следующем полугодии.
— Конечно, решение будет принято с учетом мнения родителей и старшеклассников. Сегодня идет обсуждение, ответы на вопросы, решение рисков, — добавили в мэрии.
Что за новая система?
Согласно презентации, которую показали родителям (есть в распоряжении E1.RU), дети будут знать стоимость каждого задания в баллах и то, за что преподаватели могут вычесть эти баллы. Каждое задание — контрольная работа, ответ на уроке и даже домашние задания — будет иметь свой «вес».
При этом долги детей (точки в журнале) будут оцениваться в два балла. Пропуски при подсчете среднего балла учитываться не будут, главное, чтобы ребенок выполнил все задания.
Будет ли польза?
Детский психолог екатеринбургской школы № 69 Оксана Лунегова уверена, что новая система поможет детям действительно получать знания, а не стремиться только лишь к высоким оценкам. При условии, что адаптация в школе пройдет нормально, а дети будут получать баллы вместо привычных двоек и пятерок.
— Детям нужно разъяснить, какой смысл вкладывается в систему, сколько весит каждый балл. У школьников есть внутренняя привычка, которая нацелена на оценки «пять», «четыре», «три», «два». Эта внутренняя установка взращена уже в дошкольном возрасте, потому что бабушки и дедушки говорят нам, что учиться на пятерки — это хорошо. Действительно, кличек или ярлыков, которые навешивают на детей, не будет. Будет уходить эта внутренняя потребность учиться на отлично, — уверена психолог.
«Это убирает нацеленность детей на оценку, а это очень сильный фактор, когда дети приходят не за знаниями, а за оценкой»
Это транслируется взрослыми, они говорят: «Нужно учиться на пятерки, на четверки» или, наоборот, что четверки — это плохо, — объяснила Оксана Лунегова. — Понятно, что это все равно система оценивания, какой бы она ни была. Ребенок понимает — вот мои усилия, вот мои знания, вот такие у меня баллы. С одной стороны, детям нужно привыкнуть и понять, сколько и что стоит, как будут оценены их усилия. Если будет детям всё понятно, то период адаптации пройдет быстрее.
Ранее в школах Екатеринбурга перенесли контрольные с весны на осень, учителя предположили, что это из-за дефицита бумаги. Пофантазировали о том, что будет, если бумаги не хватит для ЕГЭ. Прочитайте советы репетиторов о том, как на высокий балл сдать ЕГЭ по русскому и математике, а также посмотрите наш фоторепортаж из первого в Екатеринбурге строительного класса (куда почему-то записались одни гуманитарии).