Недавно мы писали о Наталье Александровой, учительнице средней школы № 10 в Ревде. Ей пришлось уволиться. По ее словам, директор школы потребовала от педагога заниматься мониторингом соцсетей учеников, но женщина отказалась.
Новость получила большой резонанс, а горожане массово встали на защиту учительницы. Рассказываем почему.
Многие екатеринбуржцы считают, что следить за школьниками необходимо — однако это не должно быть работой учителей.
— Детей отслеживать, конечно, надо. Они могут стать легкой добычей в руках манипуляторов. Нельзя, чтобы ребята велись на призывы к суициду, к агрессии, к противоправным действиям. Это для защиты детей, для их безопасности. Но заниматься такой работой должны не педагоги, а другие люди, которые за это зарплату получают.
— За детьми должны следить родители! Однозначно. А лучше — не следить, а учить вести себя в соцсетях. Школа за ними уследить никогда не сможет. Директриса должна понять, что у детей есть далеко не по одному аккаунту. Для школы свой, для каждого сообщества свой.
«Мой ребенок вообще не заходит с телефона в группы, которые посещает с компьютера, и наоборот. Хоть заследись»
Но ребенок спокойно может показать мне все свои переписки. Знает, что я слова не скажу из-за того, что там происходит. Объяснил однажды, что вся пошлость и секреты меня не интересуют, я просто убеждаюсь в отсутствии запрещенного контента и опасных увлечений. С тех пор в принципе лазить никуда не приходится, ребенок сам, если спросить, всё расскажет.
Особенно острым оказался вопрос об этичности подобной слежки. Одни считают, что мониторинг соцсетей — это вторжение в личную жизнь ребенка. Другие подчеркивают, что открытые аккаунты и так доступны любому желающему. Третьи вспоминают о воспитательной функции школы и уверены, что слежка за аккаунтами — вполне правомерная практика. Договориться между собой у носителей разных точек зрения получается плохо.
— Эта учительница достойна уважения! Личная жизнь и ее тайна неприкосновенны. Шпионаж — это незаконно, эта ответственность только на родителях. Если командир отдает античеловечный приказ, должен ли солдат его исполнять вопреки совести, разуму и закону?
«Непонятно одно. Раз остальные учителя не увольняются, значит, они согласились? Неужели только один человек оказался честным и достойным уважения?»
— Всё правильно, надо обязательно мониторить и предотвращать ссоры в соцсетях. Такие ссоры приводят к избиениям, суицидам и прочему девиантному поведению! Ничего с вашими отпрысками от слежки не случится.
— Всегда в советское время школа тщательно следила за досугом учеников. И хуже от этого никому не было. Хуже стало, когда перестали следить за этим. Хоть такая автоматизированная форма контроля уже лучше, чем ничего, пусть она хоть кого-то защитит.
Но есть и горожане, для которых важны более практичные вопросы. А именно — загруженность учителя.
— Давайте посчитаем. В классе тридцать человек. Даже если на мониторинг каждого аккаунта потратить по пять минут — это уже получается 2,5 часа времени. А там еще и список из десятка соцсетей!
«Учителю работой-то когда заниматься? Или это вместо личной жизни?»
— Почему подобной работой не занимаются социальные педагоги? Это как раз их дело, пусть сидят и мониторят. А учитель должен учить, готовиться к проведению уроков и предметным мероприятиям.
— Детей нужно учить школьным предметам, а слежкой пусть психологи занимаются. Если в школе есть психолог, который делает свою работу, то проблемы не будет. Отличный психолог чувствует настроения и атмосферу в коллективе.
Как вы считаете, учителя должны следить за соцсетями учеников?
Вскоре после скандала Наталье Александровой предложили место в детском саду. Женщина от него отказалась. А в минувший четверг в школах города впервые кроме видеокамер установили прослушку. Несмотря на все технологические нововведения, что-то остается стабильным: так, «Госуслуги» при попытке записать в школу первоклашек снова начали ломаться.