В нескольких школах Екатеринбурга впервые кроме видеокамер установили прослушку. Такие системы появятся и в других учебных заведениях, причем согласие родителей для властей не потребуется. Звукозапись нужна для того, чтобы на Урале не повторилась казанская трагедия: в мае 2021 года девятнадцатилетний юноша убил девять человек. Случай показал, что одного охранника и тревожной кнопки для безопасности детей недостаточно. Прослушка будет реагировать на «опасные» слова, такие как «бомба» или «расстреляю», и поможет бороться с буллингом. Мы побывали в школе № 215 «Созвездие» в Солнечном и посмотрели, как работает эта система.
— Инновационная система зарекомендовала себя как эффективная в рамках антитеррористической безопасности, — рассказывает Инна Гумбатова, директор школы № 215. — Она позволяет контролировать звуковизуальные угрозы: громкие звуки, контрольные слова, которые могут произноситься, когда происходит какой-то не очень приятный случай в школе. Сигнал сразу фиксируется и поступает на электронную почту школы. Доступ для просмотра фрагментов существует у всех заместителей и директора.
Так, в школе работают четыре камеры и несколько микрофонов — пока только на входах для старшей и начальной школы. От микрофона сигнал поступает в серверную, и если кто-то крикнул: «Бомба», «Взорвать», «Убью», то нейросеть формирует видео, где записан промежуток за 30 секунд до «тревожного» слова и после. Видео отправляется на электронную почту, которую директор просматривает со своего смартфона. Пока что сигналы не уходят в ЧОП.
— В контрольные слова на сервер можно включать те, которые могут идентифицироваться как буллинг, — добавила директор школы № 215. — В свете последних событий мы приняли решение, что наиболее актуальна сейчас антитеррористическая угроза, и список контрольных слов составили именно с учетом этого принципа.
«Это не слежка, это дополнительная безопасность. Поэтому родители введение системы поддержали. Мы здесь защищаемся не от детей, а от внешних угроз»
Дети и родители знают, что система установлена и уже работает месяц. В сутки, признается директор, приходит около пяти сигналов. Ни один из них не стал поводом для разбирательств, но педагоги занимаются воспитательной работой с теми, кто «тревожными» словечками злоупотребляет.
Автор системы безопасности Леонид Стариков, руководитель компании «Недремлющее око», заверяет, что прослушка в 5–8 раз дешевле видеосъемки, а людям давно пора привыкнуть, что камеры везде. К слову, проект никто не спонсировал. Камеры используются российские, микрофоны — китайские, санкции им не страшны.
— Надо понимать, что никакой человек это не слушает, это делает нейросеть, и она настроена таким образом, чтобы улавливать звуки, которые нас интересуют, и «тревожные» слова, — пояснил E1.RU Леонид Стариков.
«Никакая система безопасности не работает как волшебная таблетка, но если мы сможем хотя бы на 10% уменьшить риск от таких событий — это хорошо»
Мы сможем сделать реакцию силовиков и властей быстрее. В Казани, насколько я знаю, кнопку нажали поздно, а наша система могла бы отправить сигнал в ЧОП или МВД сразу в момент выстрела, здесь минуты решают всё, — пояснил автор системы безопасности.
Шепот микрофоны не ловят, но это и не нужно. Даже когда школа будет полна детей, задача системы — не пропустить тот момент, когда агрессор начнет кричать, ломать всё вокруг и стрелять. Поэтому микрофоны настроили на определенные частоты, а все данные хранятся внутри школы.
— Так, стекло бьется с определенной частотой и микрофон ее улавливает, — уточняет Леонид Стариков. — Здесь важно понимать, что нам не нужна стопроцентная вероятность сработки: если мы что-то пропустим, ничего страшного не произойдет. Если это будет на повышенных тонах, на эмоциях — на фоне интершума система это уловит и запишет.
В департаменте образования заверили, что установить систему можно будет в любой школе: хоть новой, хоть старой. На данный момент в каждой школе города есть тревожные кнопки, видеонаблюдение, охранник и договор с ЧОП.
— Мы получаем дистанционную кнопку: не надо всё время сидеть и смотреть, что происходит в школе, это делает нейросеть. Она дает нам шанс оценить своевременно, угроза это или нет, — сообщил замглавы департамента образования Михаил Ладейщиков. — Всю школу слушать, мне кажется, избыточно. Например, это здание занимает 20 тысяч квадратных метров.
До конца учебного года мэрия решит, применять ли эту систему повсеместно. Сейчас идет подсчет ложных сработок и других неточностей. Согласие с родителей мэрия брать не собирается.
— Здесь нет никаких идентификаций, идет поток слов, это никак не связывается с конкретными людьми, реакция идет на превышение громкости звуков, поэтому с родителей по закону мы можем не брать никаких согласий, так как не идентифицируем это с конкретным ребенком, — добавил Михаил Ладейщиков.
Прямо в школе мы испытали систему и взорвали несколько петард. Посмотрите, как это было.
Родители пробуют новую систему записи первоклашек — пока неудачно. Многие сообщают, что «Госуслуги» снова сломались. О том, что в Екатеринбурге внезапно началось тестирование новой формы подачи заявлений, сообщили вчера во второй половине дня. Правила записи в первые классы изменили всего за неделю до старта приемной кампании.