— Дети часто подбегают ко мне и спрашивают: «А вы знаете такую песню — "Фаина-Фаина"?» Я им говорю, что нет, не знаю. Тогда они начинают петь. Получается забавно, особенно когда один начинает, а другие присоединяются, — рассказывает Е1.RU молодая учительница начальных классов 61-й школы Фаина Князева.
В этом году Фаина выиграла конкурс «Учитель года» в Екатеринбурге. Девушка не похожа на типичного учителя. Она обожает Гарри Поттера, коллекционирует всё, что с ним связано. Она работает в две смены — у нее два классных руководства, — но находит время и силы для занятий спортом.
Мы поговорили с Фаиной Князевой про предвзятое отношение к молодым учителям, проверки, которые первое время устраивали ей дети, и главные ошибки начинающих педагогов.
«Чересчур правильная»
— Почему я пришла в школу? На самом деле, история у меня самая банальная. У меня есть две старшие сестры — они пошли в школу раньше меня, и мне было очень интересно, что они делают каждый раз в своих тетрадках.
Глядя на них, я уже начала рассаживать игрушки и учить их. И, наверное, [еще повлияло] то, что в силу своего характера я очень правильная и постоянно всех учу. И как-то так сложилось, что меня никто не отговаривал, никто даже не пытался это сделать. И это хорошо.
Я поступила в Педагогический колледж, потом проходила практику в 110-м лицее. Мне это очень понравилось, у меня был замечательный куратор. Она так много мне рассказывала, много учила, что я точно решила, что пойду работать в школу.
«Дети проверяли, можно ли управлять мной»
Когда я пришла к детям — а для них я была уже вторым учителем, — они прощупывали меня. И много всего интересного выдавали в плане поведения. Они могли кричать, встать куда-то. Проверяли, смогут ли они мной управлять. Но я прошла эту проверку, и теперь мы с ними лучшие друзья. Они сейчас в пятом классе и до сих пор прибегают ко мне, что очень приятно.
Мне кажется, самое важное — это заинтересовать ребенка. И здесь как раз не важен авторитарный стиль. Если детей заинтересовать, показать, что они мне важны, тогда они заинтересуются предметом и не будут вести себя плохо, не будет этой проверки.
Сейчас я работаю в две смены — веду четвертый и первый классы. Во вторник в школе до 19:30. Но на самом деле сил хватает. Я работаю с детьми, а это же начальная школа, дети маленькие. Они как моторчики, очень меня заряжают. Они оживляют меня своими идеями. И мне очень это нравится, я не жалуюсь. Сил хватает на то, чтобы дома после работы любимыми делами позаниматься и еще на тренировку в спортзал сходить.
«Родите своих и воспитывайте»
С родителями учеников у меня сложились хорошие отношения. Но был один случай. Я чересчур правильный человек и как-то начала объяснять одной маме, что так ребенка воспитывать нельзя. На что она ответила мне: «Родите своих и воспитывайте». Мне кажется, что именно к молодым учителям так и относятся. «Если у вас нет своих детей, то зачем вы лезете в воспитание?» На что я ответила: «Чтобы воспитывать ребенка, не обязательно рожать своего».
Про опытных и молодых учителей
Чем различаются молодые и опытные учителя? Сильно отличается стиль ведения уроков. У нас есть такая практика: взаимопосещение уроков для обмена опытом. На самом деле, у «стажистов» чувствуется именно традиционный урок. Встали, сели, открыли учебник, тема такая-то. Записали? А у молодых специалистов больше игровых практик, нестандартных подходов больше. Может, поэтому детям с молодыми учителями проще, не в обиду «стажистам».
Причины не любить дистант
Мне кажется, дистанционное образование намного сложнее очного. Конечно, дистант родителям не нравится. Хоть в Zoom урок, хоть в записи. Ребенок не всегда всё понимает на дистанте. Ему надо подойти к учителю и спросить о том, что непонятно. А так не получается, объяснять приходится родителю. Но мамы и папы это не любят. Они не хотят, приходя с работы, допоздна сидеть с ребенком и объяснять ему всё.
Что бы там ни говорили, учителю на дистанте тоже непросто. Если взять уроки в Zoom, то надо, как и к обычному уроку, приготовить план, презентацию. Мы так же проводим полноценный урок. Такой же рабочий день и потом бесконечная проверка домашних заданий, которые приходят на WhatsApp.
«Золотых гор в школе нет»
Почему молодые учителя уходят из школы? Причина, наверное, в руководстве. Часто бывает так: «Пришел из института? Значит, ты всё уже должен уметь. Ты опытный, квалифицированный, давай работай». И никакой поддержки, подмоги нет. А ошибка самих молодых учителей, наверное, такая: «Мы пришли в школу — платите нам золотые горы». А гор-то золотых нет. Вот и уходят молодые специалисты из-за отсутствия поддержки и из-за маленькой зарплаты.
А для меня очень важно, чтобы дети шли ко мне. Бежали. Взять моих первоклассников — они приходят с улыбкой, светящимися глазами. Ради этого я и встаю очень рано — чтобы видеть счастливые глаза моих любимых детей.
Ранее мы рассказывали трогательную историю учителя коррекционной школы Анастасии Трапезниковой. В детстве она была полной, в школе ее обижали, и ходить на уроки было просто каторгой. Родители очень хотели, чтобы девочка занималась каким-то спортом, но ее никуда не брали. Тогда мама наудачу отдала дочку на борьбу. Та стала звездой спортивной школы, чемпионом Европы, призером мира по самбо и наконец-то поверила в себя.
Прочитайте историю еще одной учительницы из Екатеринбурга, которая бросила работу в элитном фитнес-клубе, чтобы вести физкультуру в школе. Увидеть больше красивых педагогов можно в нашей подборке ко Дню учителя. Только посмотрите на них! У таких педагогов точно захочется учиться на одни пятерки.