В школах Екатеринбурга отменили дистант: уже сегодня все ученики города вернутся за парты. Врачи тем временем уверены, что это повысит заболеваемость COVID-19 как среди детей, так и — что более опасно — среди их родителей.
Как ходить в школу безопасно? Мы собрали памятку для школьников и их родителей. Помог нам в этом врач, эксперт лабораторной диагностики Александр Соловьев.
1. Кашель, температура, насморк — поводы остаться дома
— Напомнить о правилах в первую очередь нужно не школьникам, а их родителям. Прежде чем отпустить ребенка в школу, они должны оценить ситуацию с точки зрения наличия ОРВИ внутри семьи. Если случаи респираторных вирусных инфекций в последние две недели были, то ребенок не должен выходить в школу. Если были случаи контактов с инфицированными людьми — то же самое. Либо такой ребенок должен пройти тест на ковид, либо для него должно сохраниться индивидуальное дистанционное обучение. Я намеренно не говорю о ковиде, так как под симптоматикой ОРВИ может скрываться именно он. Поэтому в правительстве сейчас и говорят о необходимости организовать повальное тестирование на COVID-19 людей с симптомами ОРВИ. Пока этого не организовано, никто не может гарантировать, что человек с ОРВИ не является переносчиком коронавируса.
«Если родители будут любой ценой возвращать детей в школы, то это может привести к росту числа заражений. А дальше по цепочке снова начнется пожар»
2. Детям тоже следует носить маски
— Все мы прекрасно понимаем, что в школах не обеспечивается должный уровень вентиляции, особенно — в зимний период. А в отсутствие этой вентиляции значительно повышается риск передачи вируса по воздуху. Здесь можно сослаться на опыт других стран, которые рекомендуют в условиях сложной эпидемической ситуации использовать в школах маски. А лучше — респираторы. У нас в России эта мера воспринимается очень негативно, мол, «мы не позволим заковать наших детей в респираторы». Довольно сложно рекомендовать своему ребенку сидеть в маске, когда он будет такой один в классе. Но это действенный способ, который кратно снижает распространение инфекций. А в случае со штаммом «дельта» лучше всего помогают не простые маски, а респираторы с высокими уровнями защиты.
3. Мытье рук и социальная дистанция тоже спасают от заражений
— Основной способ передачи вируса — аэрозольный, в виде мелкой взвеси в воздухе. Гигиена рук и социальная дистанция — это второстепенные методы защиты, однако о них тоже не следует забывать. Понятно, что социальная дистанция подразумевает какие-то смешанные формы обучения, когда класс специально разрежается. К таким мерам тоже прибегали в целом ряде стран. Классы уменьшали, чтобы дети были на расстоянии друг от друга, и это помогало.
А что с теми мерами, которые приняты в школах сейчас? Разве они не защищают?
— У нас реализовано непересечение параллелей. Также пытаются сделать так, чтобы дети заходили в школу через разные входы. Влияют на расписание приема пищи, чтобы не создавать столпотворений. Но с точки зрения научных данных это играет крайне второстепенную роль. Дети всё равно находятся в одной школе, с одной системой вентиляции. Выдыхаемый людьми аэрозоль, через который происходит заражение, висит в воздухе по 6–8 часов. Так что существующие меры скорее создают сложности, чем реально влияют на передачу вируса.
Школьники учились дистанционно две недели. Десятки родителей приходили к мэрии протестовать против обучения на удаленке. Учителя также признавались, что дистант дается им и детям тяжело.