В детстве Настя была полным ребенком. В школе ее обижали и ходить на уроки было просто каторгой. Родители очень хотели, чтобы девочка занималась каким-то спортом, но ее никуда не брали.
Тогда мама наудачу отдала дочку на борьбу. Та стала звездой спортивной школы, чемпионом Европы, призером мира по самбо и наконец-то поверила в себя. Анастасия рассказала нам свою историю, в которой было всё — от отчаяния до триумфа.
— Я вообще всегда была полной. В школе Нижнего Тагила, где я училась, был кружок мажореток (девушек, которые идут впереди парада, задавая ритм игрой на барабанах. — Прим. ред.), там девочки красиво крутят палочки. Я успешно там занималась, может год-два, это был 4–5 класс. Перед отчетным выступлением на меня не налез ни один костюм. Было очень обидно, — вспоминает Анастасия.
А потом она случайно попала на секцию по борьбе. Первое время ей ходить туда совершенно не хотелось.
— Так сложились обстоятельства, что знакомый моей мамы работал в тренажерном зале, где занимались самбо. Мама говорила ему: «Вот мне бы куда-то своего ребенка отдать». На что знакомый говорит: «Так приводи на самбо своего пацана!» Она ответила: «А у меня девочка…». Но меня привела. На тот момент я весила килограммов 60, для 12 лет это жесть, конечно. Тренер сначала не хотел меня брать. Он объяснял это так: «Ну, куда девочку? У меня парни по 38 килограмм!» А он меня при этом не видел еще. Но когда я зашла, глаза его загорелись, — иронично рассказывает девушка.
Анастасия признается, что в первое время находила тысячи причин, чтобы не ходить на тренировки, считала, что это не девчачье занятие. Но родители не давали ей бросить.
— В моей первой школе меня обижали из-за веса, был очень сильный буллинг в мою сторону. Маме очень хотелось, чтобы я чем-то занималась, чтобы я не падала в пучину отчаяния. Интерес к борьбе появился после соревнований. Они проходили в клубе самбо на Балтыме, я там заняла второе место, — говорит девушка.
В спортивную школу она вернулась уже звездой, одноклассники-спортсмены хорошо относились к девочке, учителя поддерживали.
— Пока я была маленькая, это был способ доказать себе и кому-то, что я не просто какая-то колобоха, а все-таки человек. А потом это уже была как работа. Я привыкла к тому, что в определенный день, в определенном месте у меня будут отборочные соревнования. Не скажу, что я феерически крутой талантливый боец в плане техники, я боролась на силе воли, — говорит Анастасия.
За свою спортивную карьеру девушка получила множество травм, но принимала их как должное.
— В борьбе, как повезет. Кто-то занимается этим спортом всю жизнь, и у них нет никаких переломов, а есть такие «счастливые», как я. У меня были переломы локтя, лучезапястной кости, вырван сустав большого пальца, сломаны два ребра, — вспоминает Настя. — Еще порваны мениски на обоих коленях, вывернуты оба голеностопа, несколько сотрясений мозга. Проблемы со спиной, потому что постоянно падаешь на хребтинку. Со спортом пришлось закончить из-за того, что я получила очередное сотрясение на тренировке. Тогда врачи сказали: «Хорош».
Еще одной ценой побед стал несданный ЕГЭ, но спортсменка ни о чем не жалеет.
— Соревнований было много, я выступала и на России, и на международных соревнованиях, — говорит она. — В 11-м классе я стала третьей в мире и первой в Европе, но не сдала ЕГЭ по математике. У меня была шикарная классная руководительница, она вела русский и литературу, был шикарный биолог, а с учителем математики был конфликт, и в результате так получилось. Но я не отчаялась и пошла на базе девяти классов в колледж.
Анастасия начала тренировать еще до окончания учебы и за первые годы воспитала нескольких чемпионов, среди которых был слепой мальчик.
— Я всегда говорила им: «Посмотрите на меня. Я — женщина, я — толстая. Мало того, что я толстая, на мне еще и кимоно смешно смотрится». И это действительно так. Но мне это не мешало. Я шла к своей цели. Борьба — что самбо, что дзюдо — это про самодисциплину, про саморазвитие, — делится девушка.
«Когда я тренировала детей, самая главная цель была — дать им веру в себя, потому что нет ничего невозможного»
Были родители, которые приводили к ней детей, «чтобы они хоть где-то занимались», ругались, что он «такой-сякой, не учится» и не отпускали на тренировки из-за плохих оценок.
— Я всегда родителям говорила: если вы привели ко мне в зал ребенка, что бы он ни сделал в школе, какую бы двойку ни принес, пожалуйста, на тренировку всегда отпускайте, — объясняет девушка. — Но им же надо наказать, а я говорю: вы не тем наказываете. Вот он пошел на тренировку, это его работа. Мы с детства воспитываем ребенка, что нужно отвечать за свои поступки. Если не отпустить его, то первый день он будет страдать, на второй день расстроится, а на третий поймет, что можно получать двойки и вообще не напрягаться.
Она продолжала работать тренером, а еще устроилась в школу адаптивного спорта. Потом Анастасия вышла замуж за молодого ученого и переехала жить к нему в Екатеринбург. Здесь она тоже пошла работать учителем физкультуры для особенных детей — в школу № 4.
— Здесь я работаю с детьми с особыми образовательными потребностями. Диагнозов может быть на несколько листов. Моя задача как учителя физкультуры — дать возможность ребенку двигаться. У нас не про спорт, а про движение, — рассказывает Анастасия Трапезникова.
Настя не скрывает, что это очень тяжелая работа и в первые недели она очень часто плакала после занятий.
— Тут дело даже не в благородстве. Это та сторона жизни, которая не показывается в СМИ. Мы все живем далеко от этого. Даже несмотря на то, что я с такими ребятами уже работала, — делится спортсменка. — Бывает очень тяжело, хотя адаптируешься, конечно.
Анастасия объясняет: раньше у ее учеников тоже были нарушения, но не такие тяжелые. В этой школе дети разные, есть очень тяжелые.
— Бывает, что результата не видно очень долго. Мы можем годами учиться перешагивать через высокое препятствие, осваивать скакалку. Коллеги, конечно, подбадривают меня, — признается девушка. — Иногда дети очень сильно удивляют. Есть упражнение «Рука в руке», где каждое движение выполняется с моей помощью. Ребенок устает, а потом встает и начинает делать упражнения сам. Хотя это очень ему тяжело.
Прочитайте историю еще одной учительницы из Екатеринбурга, которая бросила работу в элитном фитнес-клубе, чтобы вести физкультуру в школе. Увидеть больше красивых педагогов можно в нашей подборке ко Дню учителя. Только посмотрите на них! У таких педагогов точно захочется учиться на одни пятерки.